Межевание под многоквартирными домами

Содержание

Образование земельного участка под МКД в соответствии с проектом межевания

Межевание под многоквартирными домами

— Проект межевания территории

— Проект межевого плана в электронном виде

— Межевой план в форме электронного документа, заверенного электронно-цифровой подписью

— Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в форме электронного документа, заверенного электронно-цифровой подписью

Кто может быть заказчиком кадастровых работ?

Заказчиком и плательщиком кадастровых работ может являться любое физическое или юридическое лицо. Для этого не требуется оформленное подтверждение права собственности или полномочия от собрания жильцов.

Необходимо ли проводить общее собрание для инициирования процесса межевания?

Для межевания не требуется проведения общего собрания. Тем не менее, в отдельных случаях оно необходимо. После изучения конкретной ситуации мы предупреждаем заказчика о такой надобности.

Придется ли собственникам помещений в многоквартирном доме оплачивать земельный налог?

Согласно статье 389 НК РФ земельный участок, входящий в состав общего имущества многоквартирного дома не является объектом налогообложения. Таким образом, земельный налог оплачивать не требуется. Земельный участок передается в собственность жителей бесплатно и в дальнейшем не облагается налогом.

Что нужно для оформления земельного участка под многоквартирным домом?

Для оформления земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность нужно установить его границы. Установить границы участка возможно, если разработан проект межевания квартала, в котором расположен дом.

В настоящее время мы выполняем работы по образованию участка только по утвержденным проектам межевания территории в соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ.

Как получить проект межевания?

Чтобы получить проект межевания квартала, собственник одной из квартир со свидетельством, выданным после 1998 года, должен обратиться в ДГИ, а лучше на сайт mos.ru за услугой “Выдача копий правоудостоверяющих, правоустанавливающих документов” (9 рабочих дней, бесплатно).

Если участок под домом уже сформирован, но не находится в собственности жителей, мы проводим процедуру их снятия с кадастрового учета путем обращения в Департамент городского имущества города Москвы либо работаем с уже сложившейся ситуацией.

Что делать, если участок под домом уже сформирован, но не находится в собственности жителей?

В процессе производства кадастровых работ, мы устанавливаем такие участки и приводим процедуру их снятия с кадастрового учета путем обращения в Департамент городского имущества города Москвы либо работаем с уже сложившейся ситуацией.

Какие работы вы будете проводить?

В наш договор подряда включены следующие работы: проведение геодезической съемки, подготовка проекта межевого плана и согласование границ земельного участка со смежными землепользователями, направление готового межевого плана в Росреестр и получение выписки из ЕГРН.

Что является результатом ваших кадастровых работ?

После кадастрового учета мы передаем вам выписку из ЕГРН, подтверждающую факт постановки земельного участка на учет и регистрации права общедолевой собственности собственников всех помещений в многоквартирном доме согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Как получить вид разрешенного использования земельного участка и присвоить ему адрес?

В полученной выписке из ЕГРН не будет указан вид разрешенного использования земельного участка и адрес. Это происходит из-за того, в утвержденном проекте межевания территории отсутствует прямое указание о присвоении вида и адреса. Они там упоминаются, но этого недостаточно для Росреестра. Поэтому после кадастрового учета вам следует:

  1. обратиться в ДГИ г. Москвы за услугой: “Присвоение адреса объекту адресации” https://www.mos.ru/pgu/ru/services/procedure/0/0/7700000000160637006/     
  2. обратиться в МФЦ за присвоением участку адреса и вида разрешенного использования
  3. часто при некорректной информации в правилах землепользования и застройки города Москвы (ПЗЗ), дополнительно необходимо обращаться в уполномоченные органы за внесением соответствующих изменений; мы сопровождаем и консультируем заказчиков по таким вопросам.

Требуется ли дополнительно регистрировать право долевой собственности?

Право долевой собственности считается автоматически возникшим в силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и не подлежит отдельной регистрации.

Отдельная запись о такой регистрации в ЕГРН не вносится и нигде не отображается. Тем не менее, при постановке участка на кадастровый учет регистратор по своему усмотрению может сделать в дополнительных сведениях пометку о том, что участок находится в долевой собственности.

Но наличие этой отметки не является ни обязательным, ни гарантированным, ни правоудостоверяющим.

Нужно ли каждому собственнику получать документы в отношении своей доли?

После постановки участка на кадастровый учет собственники квартир могут самостоятельно по своему желанию по-отдельности зарегистрировать права долевой собственности на участок. Право на долю не может продано или выделено в натуре для аренды, использования в личных нуждах. Только собрание жильцов решает, как должен использоваться участок.

Как установить ограждение по нашей границе и шлагбаум при въезде?

Наши геодезисты дополнительно могут обозначить на местности границы земельного участка по полученной выписке из ЕГРН. За согласованием размещения шлагбаума можно обратиться на сайт госуслуг по ссылке: https://www.mos.ru/services/advisor/story/ustanovit_shlagbaum_vo_dvore_mnogokvartirnogo_doma 

Источник: https://xn--80aalw7afh.xn--80adxhks/service/15

Межевание территории многоквартирного дома

Межевание под многоквартирными домами

«Все вокруг народное, все вокруг мое» – популярный советский мем, как сказали бы современники. Эта фраза – не покрытая нафталином шутейка, а вполне жизнеспособный сценарий для многих граждан и в настоящее время. Потому что СССР в мировой истории уже закончился, а в некоторых гражданах – нет.

Применительно к многоквартирному дому это означает следующее: если вы не воспользуетесь правом на участок, на котором располагается само здание, им воспользуются другие. И тогда у вас во дворе вместо привычной всем детской площадки и лавочек для вечерних посиделок вырастут гаражи, магазины или казино с блэк-джеком и…остальным.

Для предотвращения подобных ситуаций на благо жильцов многоквартирных домов создан такой инструмент, как межевание.

Что такое межевание

Межевание – это официальное установление границ земельного участка, их фиксация на территории, расчет площади полученного участка с занесением всех данных в единую базу. В результате всех манипуляций заказчик получает межевой план участка.

До тех пор, пока участок не размежеван, между соседями могут быть споры о границах наделов, миграция заборов и прочие житейские радости. Но если информация о границах и координатах уже есть в реестре, такая самодеятельность попросту невозможна.

Для новостроек вопрос межевания земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не актуален. Застройщик решает этот вопрос еще на этапе сдачи дома, потому что без межевания ввести дом в эксплуатацию не получится.

Многоквартирные дома старой застройки в большинстве случаев располагаются на муниципальной или государственной территории.

В связи с этим, распоряжаться земельным участком по своему усмотрению они не имеют права, а управляющая организация не может заниматься благоустройством дворов.

Зато это право могут получить другие заинтересованные лица, и как уже было сказано выше, использовать территорию в своих нуждах.

При желании жильцов многоквартирного дома, можно определить границы принадлежащего ему земельного участка и в пределах территории обустраивать пространство в соответствии со своими потребностями. При этом выделение отдельных участков для каждого владельца квартиры невозможно и незаконно, даже несмотря на межевание.

В процессе межевания также законом не запрещено присоединять к территории прилегающие участки, которые ни за кем не зарегистрированы. Поэтому жильцы соседних домов могут совершенно официально увеличить свою придомовую территорию за счет соседнего не размежеванного участка. В связи с чем в вопросе получения участка в общую собственность жильцов лучше поторопиться.

Кто должен проводить межевание участка

Поскольку земля, на которой расположен многоквартирный дом, в большинстве случаев является муниципальной, в соответствии с действующим законодательством заявку на межевание может подать как муниципалитет, так и жильцы дома.

После проведения общего собрания жильцов многоквартирного дома выбранный представитель может с оригиналом протокола собрания и всеми сопутствующими документами обратиться в соответствующий департамент местной мэрии.

Мэрия должна принять документы, однако в текущем бюджете могут быть не заложены расходы на такие процедуры. Поэтому процесс межевания может растянуться на месяцы до того момента, пока муниципалитет не изыщет средства для проведения всех необходимых работ.

А учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, и то, что городские бюджеты страны в основном дефицитные и дотационные, этого может не произойти вовсе.

Если собственники не хотят ждать, они могут пригласить специалиста для межевания самостоятельно. При этом все расходы, связанные с оформлением межевого дела, возлагаются на заказчика (то есть на жильцов многоквартирного дома). Возместить понесенные затраты не удастся.

То есть здесь остается выбор – долго и бесплатно, либо платно, и быстрее. Очень быстро не получится в любом случае, почему – расскажем далее.

Как определяются границы земельного участка

Насущный вопрос. Он тоже регулируется законодательно, а не оставлен на усмотрение проживающих на территории граждан. Существуют определенные правила, в соответствии с которыми устанавливаются границы территории.

  • на исследуемом участке размещен многоквартирный дом и элементы благоустройства. Последние не могут выходить за пределы территории;
  • объекты уличной дорожной сети не могут быть отнесены к территории конкретного дома, поэтому в пределы участка они не включаются;
  • учитывается фактическое землепользование и зонирование, в том числе естественное (рельефное) в соответствии с градостроительными нормами. Если определяемая площадь земельного участка меньше предусмотренной градостроительными нормами, то она устанавливается, исходя из фактического положения вещей;
  • при межевании учитываются все здания и строения, расположенные на участке и обеспечивающие функционирование многоквартирного дома (котельные, бытовки, и так далее). Сооружения должны соответствовать всем установленным нормам.

Как проводят межевание земельного участка, на котором стоит многоэтажка

Межевание – процедура непростая и включает в себя несколько этапов. Все они обязательны к исполнению с соблюдением представленной очередности.

Этап 1. Проведение собрания собственников жилого дома.

Межевание, как и многие другие действия, связанные с функционированием многоквартирного дома, проводится только если было принято соответствующее решение на собрании собственников.

Для того, чтобы решение считалось принятым, достаточно, чтобы на собрании присутствовал кворум.

Обычно это 2/3 существующих собственников квартир, но не в количественном выражении, а исходя из площади в собственности.

То есть голос одного владельца «трешки» весомее, чем голоса трех владельцев «однушки». Для проведения межевания достаточно получить 50% всех присутствующих на собрании собственников.

На собрании помимо принципиального решения о межевании, выбирается представитель от жильцов, который будет иметь право подписи и принятия решений по всем вопросам, касающимся установления границ земельного участка. Он и будет заниматься оформлением всех необходимых документов.

Этап 2. Определение фактических границ земельного участка

Для проведения межевальных работ приглашается сертифицированный геодезист. Это специалист определит границы участка и перенесет их в межевальный план. Геодезисту нужно предоставить технический план дома. При наличии доверенности, замерщик может запрашивать всю необходимую документацию самостоятельно.

В договоре, заключенном с геодезической организацией, будут указаны даты проведения замеров и сроки, в которые будет зарегистрировано право собственности на земельный участок. При межевании могут присутствовать все заинтересованные стороны, в том числе представители муниципалитета.

Обязательным приложением к межевому делу является акт о согласовании границ. Он представляет собой письменное согласие собственников или арендаторов прилегающих участков с произведенным делением.

Проект межевания выносится на публичные слушания. В случае, если он не вызывает возражений, геодезическая организация продолжает работу.

Этап 3. Регистрация права собственности на выделенный участок

После всех процедур геодезист окончательно формирует межевое дело и сдает его на регистрацию в управление Росреестра. Для регистрации необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление о регистрации права общей собственности (выдается в управлении Росреестра или в МФЦ);
  • паспорт полномочного представителя жильцов дома и документ, подтверждающий полномочия (нотариально заверенная доверенность);
  • квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию. Каждый собственник, регистрирующий за собой долю в праве общей собственности, должен оплатить госпошлину. На сегодняшний день она составляет 200 рублей, но лучше поинтересоваться суммой непосредственно перед подачей документов, потому что законодательство меняется чаще, чем мы успеваем отслеживать эти изменения;
  • оригинал протокола собрания, на котором было принято решение о межевании и распределении долей на общее имущество многоквартирного дома;
  • кадастровый план участка и межевое дело;
  • при наличии собственников, вступивших в свои права до 31 января 1998 года, необходимо предоставить их правоустанавливающие документы для регистрации права в Росреестре. Скорее всего в этом случае придется оплачивать дополнительную госпошлину;
  • дополнительные документы, предусмотренные в отдельных случаях.

Если процедура соблюдена с учетом всех норм закона, регистрация проходит в течение 7 дней.

Сроки и стоимость выполненных работ

Как и во всех подобных процедурах, точные сроки и стоимость предварительно назвать невозможно, поскольку для каждого участка существуют свои нюансы и особенности.

Учитывая, что необходимо осуществлять фактические замеры, а потом объявлять публичные слушания по вопросу установления границ участка, процедура будет занимать в среднем от полутора до четырех месяцев.

В случае, если собственники прилегающих участков не согласятся с предложенными границами межевания, дело может осложниться и дойти до суда. А судебные тяжбы могут длиться годами. Поэтому предсказать точные сроки окончания процедуры –все равно, что гадать на кофейной гуще.

Что касается стоимости работ, здесь тоже могут быть варианты. Проведением замеров может заниматься любая сертифицированная геодезическая организация. И эти организации могут быть как частные, так и муниципальные. Независимо от формы собственности, ценовая политика у каждой конторы будет своя.

Она зависит от множества факторов – скорости и качества работы, опыта сотрудников, величины расходов на поддержку деятельности организации, да и просто от аппетитов ее руководителя. Небольшой мониторинг стоимости услуг в сети показывает ценник от 10 000 до 50 000 рублей, в зависимости от величины и формы участка.

Если участок простой прямоугольной формы — это будет стоить дешевле, чем участок-многогранник неправильной формы.

Правовые последствия межевания земельного участка

Как у любого действия, у межевания есть и позитивные, и спорные моменты. В числе позитивных обозначим следующие:

  • распоряжение участком по своему усмотрению (в рамках действующего законодательства, разумеется).
  • благоустройство участка в соответствии с потребностями жильцов;
  • установка шлагбаума, возможность огородить участок забором;
  • строительство на территории коммерческих объектов, прибыль от которых распределяется между собственниками.

Помимо преимуществ владения придомовой территорией в виде распоряжения своей собственностью, на новых владельцев общедомового имущества налагается определенная ответственность. Выражается она в виде:

  • налогового бремени. В России предусмотрен налог на любую собственность, и его величина зависит от кадастровой стоимости участка. Общая сумма налога делится на всех собственников пропорционально установленным долям, и может возрастать с увеличением стоимости участка.
  • собственники имущества самостоятельно несут ответственность за благоустройство и сохранность участка. Но это не означает, что жильцы самостоятельно должны поливать газоны и очищать проезд от снега. Как правило, все эти функции передаются управляющей организации за соответствующую плату.

Эпилог

Обычно мы в подобных статьях предлагаем вам перед принятием решения хорошенько взвесить все «за» и «против».

В этом же случае преимущества проведения посещения значительно перевешивают недостатки, связанные с оплатой налога на имущество.

Достаточно упомянуть о том, что домам, расположенным на не размежеванном участке, могут отказать в капитальном ремонте и других важных процедурах. Поэтому мы рекомендуем заняться межеванием земельного участка в ближайшее время

Предварительный договор купли-продажи

Дизайн-проект квартиры

Источник: https://zen.yandex.ru/media/novostroev/mejevanie-territorii-mnogokvartirnogo-doma-5e09ce42a1bb8700b1e68824

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Межевание под многоквартирными домами

Справка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка».

Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, – исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка .

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

№ 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности
ДиректорДепартамента недвижимости А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Текст письма официально опубликован не был

Разъяснены некоторые вопросы формирования земельного участка под многоквартирным домом.

Формирование указанного участка включает в себя подготовку и утверждение проекта планировки и межевания территории, кадастровые работы и государственный кадастровый учет.

Подготовка проекта планировки и межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Кадастровый учет недвижимости осуществляется Росреестром.

В результате кадастровых работ инженер передает заказчику межевой и технический планы и акт обследования.

Земельный участок, находящийся в федеральной собственности, формируется федеральными органами власти, принадлежащий субъекту Федерации – регионом, состоящий в муниципальной собственности – муниципалитетом.

Если собственность на участок не разграничена, то он формируется муниципалитетом.

Решение об образовании участка принимают органы, предоставляющие его.

Местоположение границ и размер участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки.

При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе или в тех, что закрепляли нахождение границ при его образовании.

Если указанные документы отсутствуют, то границами участка являются те, что существуют на местности 15 и более лет и закреплены с использованием природных или искусственных объектов.

Если участки должны образовываться с учетом проекта межевания или иного документа, то при определении местоположения границ они принимаются во внимание.

В целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должен разрабатываться проект планировки и межевания территории.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12083487/

Межевание земельного участка под многоквартирным домом в 2020 году

Межевание под многоквартирными домами

Межевание – это комплекс геодезических работ, направленный на формирование границ земельных участков (ЗУ) с их последующим фиксированием в органах кадастрового учета.

Межевание ЗУ под многоквартирным домом (МКД) нужно для того, чтобы все собственники недвижимости могли  распоряжаться территорией, на которой выстроено здание, а также прилегающей землей. Процедуру межевания ЗУ под МКД регулируют как Земельный кодекс РФ, так и закон «О государственном кадастре недвижимости» не оставляя без внимания и Градостроительный кодекс РФ.

Прилегающие территории

Покупая любую недвижимость в МКД, собственник автоматически становится владельцем общественного имущества, более подробно об этом говорит ст. 36 ЖК РФ. Это чердачные и подвальные помещения, коммунальные системы, крыша, земля, на которой выстроен дом, и прилегающая территория, на которой находятся общественные объекты.

Собственники недвижимости вправе использовать ЗУ под домом и  околодомовую территорию в зафиксированных границах как угодно. Основание – право общей долевой собственности.

Сейчас собственники недвижимости в МКД имеют право оформить ЗУ в собственность, но это не обязанность, а именно право.

Для правительства удобно, когда ЗУ не размежеван и не оформлен в общую долевую собственность, так как это позволяет распоряжаться территорией как угодно, не учитывая интересов жильцов. Отчасти поэтому практика межевания земли под МКД пока не очень широко распространена – эта возможность нигде не освещается, как и ее выгоды.

Плюсы межевания ЗУ под МКД

После формирования границ собственники  получают право использовать землю как угодно:

  • устроить парковку;
  • установить шлагбаумы;
  • благоустроить территорию по своему усмотрению;
  • сдавать землю в аренду.

Если земля под многоквартирным домом отмежевана, это дает право включить объект в госпрограмму капремонта и благоустройства прилегающих территории без дополнительных взносов.

Кроме того, если ЗУ сформирован и является собственностью жильцов, они могут предотвратить строительство любых объектов (как муниципальных, так и коммерческих) на придомовой территории.

Интересно знать: нюансы приватизации земельного участка под многоквартирным домом.

Недостатки

  1. Возникает обязанность платить налог на землю (за исключением ситуаций, когда ЗУ передается не в собственность, а в аренду). Размер налога зависит от площади недвижимости.

  2. Траты на благоустройство всех объектов несут сами жильцы.

    Велодорожки, тротуары, паркинг, зоны отдыха, детские площадки, уличные тренажеры и спортплощадки, заборы – все это устанавливается, обслуживается и ремонтируется из бюджета жильцов.

Этапы оформления придомовой территории в собственность

  1. Изучить кадастровую карту, которая есть в открытом доступе – определен ли ЗУ под конкретным МКД.

  2. Если ЗУ сформирован, у него есть свой номер и он известен, по этому номеру следует отправить запрос в Росреестр на получение информации о ЗУ.

  3. Когда выписка из Росреестра получена, нужно обратиться в Центр государственных услуг «Мои документы», внести оплату в установленном размере (600 р.), оставить комплект документов и через 3 дня прийти за готовой выпиской.

Формирование ЗУ под многоквартирным домом

Чаще всего оформление ЗУ под МКД выполняется через суд. Это связано с тем, что границы участка изначально не обозначены на кадастровой карте города.

Если ЗУ, на котором выстроен МКД, не размежеван, для установления границ следует обратиться в организацию, которая специализируется на решении таких вопросов. Кадастровый инженер изучает МКД и прилегающие территории и готовит межевой план, а затем вносит эти данные в Государственный реестр.

Пока ЗУ не размежеван и не оформлен в общую долевую собственность, прав на распоряжение землей у владельцев квартир нет.

Сбор документов и определение зон ответственности

Теоретически межеванием земель должны заниматься органы местного самоуправления. Но на практике добиться этого от властей почти невозможно. Намного эффективнее взять решение вопроса в свои руки и направить скооперированные усилия собственников в «нужное русло».

Заказать и оформить межевание также могут собственники помещений в МКД (владельцы жилых и нежилых помещений). Для более подробного ознакомления с процедурой можно изучить Постановление КС РФ от 28 мая 2010 года № 12-П, где говорится, что любой из собственников может подать заявление на данный процесс.

Подготовка документов

  • заявление о государственном кадастровом учете и о гос.

    регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в МКД;

  • паспорт заявителя или его заверенная копия у доверенного лица (доверенность должна быть заверена у нотариуса);
  • протокол собрания собственников помещений в МКД о формировании ЗУ;
  • документы о формировании ЗУ;
  • протокол общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Документы можно подать лично через центры предоставления государственных услуг «Мои документы», офисы приема филиала ФГБУ «ФКП Росреестра».

Другой вариант – отправить документы почтой или в электронном виде с сайта Росреестра.

Собрание собственников

Чтобы принять решение о межевании ЗУ под МКД, необходимо получить голоса «За» от 50% собственников недвижимости в доме. Для этого проводится собрание, опрос, ание любыми удобными способами – главное, получить подтвержденные голоса от собственников недвижимости в конкретном доме.

Определение придомовой территории

Организация собрания из инициативных собственников – это необходимое условие для выявления реальных нужд жильцов.

На собрании следует выбрать уполномоченного представителя, который будет отстаивать интересы жильцов на всех проектах и работах, связанных с эксплуатацией дома.

Важно: на собрании должно присутствовать хотя бы 2/3 собственников. Из всех присутствующих 50% должны проать за принятие обсуждаемого решения. По итогам собрания оформляется протокол, который является основанием для реализации принятого решения.

Положение границ согласовывается в следующих случаях

  • с собственниками недвижимости;
  • с людьми, которые наделены правом пожизненного наследуемого владения (читайте об особенностях пожизненного наследуемого владения);
  • с людьми, обладающими правом бессрочного пользования;
  • с арендаторами, заключившими договор аренды от 5 лет.

Затраты на межевание

Стоимость межевания определяется особенностями конкретного объекта. Как правило, стоимость услуг «под ключ» зависит от территориального расположения объекта, его площади, условий владения и других факторов

В среднем стоимость услуги варьируется в диапазоне от 20 до 30 тысяч рублей.

Финальная цена формируется из ряда факторов:

  • исходные данные – какие документы есть в наличии, какие нужно собрать;
  • подготовка недостающих документов – их сбор, оформление;
  • прочие услуги – взаимодействие с инстанциями, юридическое сопровождение.

Пример из судебной практики

Петрова Т.А., собственница квартиры в многоквартирном доме, обратилась в суд с иском к администрации района, в котором просит отменить проведенные ранее работы по формированию ЗУ.

Также Петрова просит провести работы по межеванию снова на основании того, что формирование земельного участка изначально было проведено с нарушением законодательства, жителей не проинформировали, публичные слушания не проводились.

В итоге интересы жильцов не были учтены, и площадь сформированного ЗУ получилась намного меньше, чем нужно для обслуживания дома. Кроме того, в результате действий ответчика жильцы оказались не защищены от действий третьих лиц, которые планировали использовать прилегающую к дому территорию в своих интересах (расходящихся с интересами собственников жилья в данном доме).

Данные о том, что межевание вообще было проведено, появились спустя несколько месяцев после оформления (незаконного) – это произошло случайно, когда жильцы обнаружили в своем дворе снегоуборочную технику.

В ходе судебного процесса выяснилось, что обсуждаемому ЗУ был присвоен кадастровый номер, но в тот период межевание не осуществлялось, и соответствующие данные не предоставлялись в органы кадастрового учета.

На прилегающей территории, которая и стала предметом споров, находятся детская площадка и площадка для хозяйственно-бытовых нужд – эти объекты необходимы для эксплуатации дома. В результате действий ответчика (незаконного межевания, которое было выполнено с нарушениями) эти территории не были внесены в границы ЗУ под многоквартирным домом.

Ответчик с требованиями истца не согласился и просил отказать в удовлетворении иска. Основной акцент был сделан на то, что проводилось лишь уточнение границ участка, а не межевание, и для этого публичные слушания не нужны.

Основанием для отказа в удовлетворении требований истца были названы следующие причины: истечение срока исковой давности, а также тот факт, что представители органов кадастрового учета на заседание не явились, хотя и были извещены.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что ответчик предоставил Единому Росреестру земель опись, в которой была указана лишь декларированная площадь, без привязки границ земельного участка под домом к конкретным координатам. Кроме того, были выявлены нарушения в оформлении процедуры и сроков внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости со стороны ответчика.

В результате иск был удовлетворен, прежние работы по формированию ЗУ отменены, администрации района предписано провести межевание заново (с возмещением судебных расходов истцу).

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/mezhevanie-pod-mnogokvartirnym-domom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.