Новые положения о строительстве домов

Содержание

Обзор нововведений в законодательство о долевом строительстве: 202-ФЗ – Новости ЕРЗ.РФ

Новые положения о строительстве домов

На портале правовой информации опубликован закон от 13.07.2020 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».  

www.alya-insaat.com

Портал ЕРЗ.РФ публикует полный обзор нововведений в законодательство о долевом строительстве. Изменения затронут как 214-ФЗ, так и другие законы, актуальные для деятельности застройщика.

214-ФЗ

Залог земельного участка или права его аренды теперь будет прекращаться со дня государственного кадастрового учета построенного МКД. Ранее, напомним, закон требовал передачи всех объектов долевого участия участникам строительства. (ч. 8.1. ст. 13).

Денежные средства участников долевого строительства, внесённые на счет эскроу, будут перечисляться уполномоченным банком застройщику сразу после получения разрешения на ввод, без предоставления сведений о регистрации права собственности в отношении одного объекта долевого строительства (ч. 6 ст. 15.5).

Вводится процедура возврата средств материнского капитала при расторжении ДДУ или кредитного договора (ч. 8.1 ст. 15.5).

После передачи и постановки на кадастровый учет объекта долевого строительства застройщик сможет подавать в Росреестр заявление о госрегистрации прав собственности за участником строительства без доверенности (ч. 6 ст. 16).

В перечень возможного использования денежных средств добавляется возможность подготовки проектной документации и инженерных изысканий для строительства и реконструкции в границах земельного участка инженерных сетей, необходимых для техприсоединения строящегося МКД (п. 3.1 ч. 1 ст. 18) и строительства объектов социальной инфраструктуры (п.9 ч. 1 ст. 18).

По расчетному счету застройщика будет возможно предоставление целевых займов другому застройщику, по отношению к которому он является основным Обществом (п. 3 ч. 3 ст. 18).

Нарушение срока ввода в эксплуатацию МКД застройщиком на срок три и более месяца больше не будет являться основанием для отказа в выдаче ЗОС застройщика и проектной документации инспекцией Госстройнадзора (ч 2.2. ст. 19).

Изменения в проектную декларацию застройщиком теперь должны вноситься только раз в месяц не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (ч. 4 ст. 19).

Раскрытию со стороны застройщика не будет подлежать место жительства физических лиц, входящих в одну группу с застройщиком. Достаточно будет указания гражданства, СНИЛС и ИНН. (п. 3.2 ч. 1 ст. 20).

В составе информации о проекте строительства застройщик будет обязан дополнительно указывать:

• информацию о генеральном подрядчике (п. 1 ч. 1 ст. 21);

• предельные параметры разрешенного строительства (п. 4 ч. 1 ст. 21);

• срок передачи объекта долевого строительства участнику строительства (п. 9.1 ч. 1 ст. 21);

• информацию о планируемом сроке погашения целевого кредита (займа) (п. 11.1 ч. 1 ст. 21).

www.barcelonaimmo.com

Минстрой наделяется правом установления обязательных квалификационных требований к участникам госзакупок, проводимых Фондом защиты прав дольщиков (ч. 5 ст. 21.1).

Вводится ряд требований к Единому реестру проблемных объектов, в частности, должна быть обеспечена возможность категорирования проблемных объектов по показателям:

• наличия или отсутствия заключенных ДДУ;

• наличия определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства ЖСК или застройщику в соответствии с Законом о банкротстве;

• отнесение проблемного объекта к объекту капитального строительства жилого назначения (ч. 1. 3 ст. 23.1).

Основанием для исключения объекта из Единого реестра проблемных объектов будут являться:

• ввод объекта в эксплуатацию;

• вынесения определения арбитражного суда о передаче Фонду защиты прав дольщиков прав на земельный участок с находящимся на нем объектом застройщика (ч. 1.4 ст. 23.1).

Органы прокуратуры теперь получат доступ к ЕИСЖ в части, необходимой им для осуществления прокурорского надзора (ч. 6.1 ст. 23.4).

www.versia.ru

127-ФЗ «О банкротстве»

В делах о банкротстве застройщиков требования к необходимому стажу работы конкурсного управляющего на руководящих должностях в строительных организациях снижены с трех до двух лет (п.п. 2 п. 2.2 ст. 201.1), а управляющий должен будет пройти обучение по программе Фонда защиты прав дольщиков (п.п. 5 п. 2.2 ст. 201.1).

У конкурсного управляющего появляется обязанность предоставления Фонду защиты прав дольщиков (далее — Фонд) документов, включающего реестр требований участников строительства, итоги инвентаризации и пр. (п. 2.3-1 ст. 201.1), в целях принятия решения о целесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства пакета.

Фонд наделяется правом обращения в арбитражный суд с инициативой финансирования расходов застройщика с последующим возмещением таких расходов из конкурсной массы (п. 3.3 ст. 201.1).

Закон дополняется порядком передачи Фонду прав застройщика на земельный участок в случае выплаты возмещения участникам строительства (ст. 201.15-2-2).

Градостроительный кодекс РФ

Расхождение данных о площади построенного объекта не более чем на 5% согласно техническому плану не будет являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 6.2 ст. 55).

Вводится требование об интеграции ИСОГД с ЕИСЖС (ч. 12 ст. 57).

256-ФЗ«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Пенсионный Фонд РФ будет вносить в регистр подробные данные об объекте недвижимости, приобретенном на средства материнского капитала (ч. 9.1 ст. 10).

Детализируется порядок возврата при расторжении средств материнского капитала со стороны Фонда или уполномоченного банка ДДУ (ст. 10.1).

www.edsro.center

218-ФЗ«О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков…»

Полномочия Фонда теперь распространяются теперь и на защиту прав участников ранее созданных ЖСК (ч. 1 ст. 2).

Законом детализируется новый порядок урегулирования Фондом обязательств перед участниками строительства, а выполнение функций застройщика и технического заказчика возлагается непосредственно на Фонд. Описывается механизм перехода прав на имущество застройщика Фонду, порядок взаимодействия Фонда с участниками строительства (ст. 9.1).

Расчет рыночной стоимости равнозначного жилого помещения при выплате возмещения будет определяться на дату, которая не может быть ранее трех месяцев до даты принятия Фондом соответствующего решения (ч. 2 ст. 13).

Закон дополнен порядком реализации имущества застройщика, переданного Фонду в процедуре банкротства (ст. 13.4).

Как ранее сообщал портал ЕРЗ.РФ, законопроект был разработан и внесен в Госдуму 20 ноября 2019 года по инициативе председателя профильного комитета нижней палаты Николая Николаева и группы депутатов. Перед вторыми чтениями в законопроект было внесено множество поправок, учитывающих интересы как девелоперов, так и дольщиков.

Закон вступил в силу 13 июля 2020 года.

www.mshj.ru

Другие публикации по теме:

Госдума приняла пакет поправок в 214-ФЗ

Застройщики смогут кредитовать свои дочерние компании и коллег по девелоперской группе

Застройщик сможет зафиксировать прибыль на два—три месяца раньше

Очередные поправки в 214-ФЗ утверждены для рассмотрения в первом чтении

В законодательство о долевом строительстве вносятся очередные изменения, усиливающие защиту прав дольщиков

Правительство сократит сроки регистрации ДДУ

Как упростится процедура регистрации недвижимости

В Госдуму внесен законопроект об очередных изменениях 214-ФЗ

Николай Николаев: Следующим этапом реформы долевого строительства станет либерализация допуска застройщиков на рынок недвижимости

Николай Николаев: Поправки в 214-ФЗ позволят компенсировать потерю квартиры с учетом ее текущей рыночной цены

Источник: https://erzrf.ru/news/obzor-novovvedeniy-v-zakonodatelstvo-o-dolevom-stroitelstve-202-fz

Федеральный закон №340-ФЗ – индивидуальное жилищное строительства по новым правилам

Новые положения о строительстве домов

Новый закон подробно регламентировал единый уведомительный порядок начала и окончания строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов на садовых участках.

Он вводится взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, когда прежде чем заложить фундамент, требовалось получить разрешение на строительство, а затем ещё один документ – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Теперь процедура упростилась: владелец земельного участка обязан уведомить администрацию муниципального образования о планируемом строительстве жилого дома.

Как это можно сделать, куда обращаться?

Схематично этот процесс выглядит следующим образом: человек задумал построить дом, он обращается в орган местного самоуправления (ОМС) с уведомлением о планируемом строительстве, к которому прилагает правоустанавливающий документ на земельный участок. Форма уведомления утверждена Минстроем РФ и находится в свободном доступе в сети Интернет. Подать уведомление можно несколькими способами: через МФЦ, с помощью Единого портала госуслуг либо заказным письмом с уведомлением по почте.

В течение 7 дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве ОМС проводит предусмотренные законодательством проверки на соответствие объекта градостроительным параметрам и направляет застройщику уведомление о соответствии параметров планируемого строительства. Тогда можно приступать к возведению дома. На строительство отводится 10 лет.

Если же ОМС считает, что параметры не соответствуют законодательству, направляет уведомление о несоответствии указанных в уведомлении параметров объектов ИЖС или садового дома. Тогда необходимо их пересматривать.

После того как дом построен, по аналогичной схеме нужно вновь обратиться с уведомлением об окончании строительства в ОМС. Срок подачи такого уведомления – не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции.

К уведомлению необходимо приложить технический план, подготовленный кадастровым инженером. ОМС в течение 7 рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проверяет соответствует ли построенный объект действующим параметрам разрешенного строительства.

Если всё в порядке все документы направляются в Росреестр.

Хочу это подчеркнуть: обращаться самостоятельно в Росреестра за постановкой на кадастровый учет и регистрацией права собственности при уведомительном порядке гражданам не нужно! Орган местного самоуправления должен самостоятельно подготовить и направить все документы, это их обязанность, оговоренная в ст.13 Федерального закона №340-ФЗ.

Каких объектов недвижимости касается новый порядок?

Уведомительный порядок касается строительства объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов на садовых участках.

Ещё один важный нюанс: до 1 марта 2019 года осуществить кадастровый учет и регистрацию прав на жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, можно без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объектов и уведомлений об окончании работ. Необходимо сделать всего три шага: обратиться к кадастровому инженеру, с его помощью заполнить декларацию об объекте и подготовить технический план, подать эти документы в Росреестр через МФЦ. После 1 марта 2019 года для этой категории объектов также начнет действовать уведомительный порядок.

Чем принципиально отличается объект индивидуального жилищного строительства и садовый дом?

Установлена равнозначность понятий «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» – это жилое, отдельно расположенное здание, имеющее не более трёх этажей и не выше 20 метров, состоящее из жилых и бытовых комнат, а также хозяйственных помещений. Данное здание не может быть разделено на самостоятельные объекты недвижимости, например, квартиры.

Садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком доме. То есть садовый дом – это объект нежилого назначения. Это новое понятие, введенное с 1 января 2019 Федеральным законом №217-ФЗ.

Ранее возведенные жилые строения (сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до 1 января 2019 года) в силу закона признаны жилыми домами, ранее созданные нежилые строения, не являющиеся хозяйственными и предназначенные для временного пребывания граждан на садовых участках, признаются садовыми домами.

Федеральный закон №217-ФЗ предусматривает возможность признания садового дома жилым домом и наоборот – жилого дома садовым домом. Для этого нужно обратиться в орган местного самоуправления.

Что делать, если дом построен уже давно, возможно, больше 10 лет назад, а документов на него нет. Как узаконить объект?

Если Вы получали разрешение на строительство до вступления в силу 340-ФЗ, то получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, застройщик уведомляет ОМС об окончании строительства объекта ИЖС.

К уведомлению об окончании строительства необходимо приложить технический план на дом (его готовит кадастровый инженер) и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности. После регистрации права собственности гражданин получит от органа местного самоуправления выписку, подтверждающую регистрацию права на недвижимое имущество.

Сегодня мы не раз упомянули кадастровых инженеров, как его выбрать, на что стоит обратить внимание?

При выборе кадастрового инженера Управление Росреестра по Курганской области рекомендует обратиться к рейтингу специалистов, осуществляющих деятельность на территории Зауралья, ежеквартально публикуемому на официальном сайте Росреестра – www.rosreestr.ru .

В основе рейтинга – доля принятых решений о приостановлениях и отказах в государственном кадастровом учёте от общего объёма документов, поданных данными специалистами. Чем меньше в практике доля приостановлений и отказов в государственном кадастровом учёте, тем, соответственно, выше качество подготовленных документов.

Для ознакомления с рейтингом необходимо зайти на официальный сайт Росреестра (www.rosreestr.ru), выбрать регион «Курганская область», раздел «Открытая служба»/ «Статистика и аналитика»/ « кадастровых инженеров».

Узнать контакты интересующего вас кадастрового инженера можно также через сайт Росреестра.

Выбираем раздел «Физическим лицам», где есть вкладка «Реестр кадастровых инженеров», вводим в строку поиска фамилию и имя специалиста, получаем информацию в какой саморегулируемой организации кадастровых инженеров он состоит.

Каждая такая организация ведет реестр своих специалистов, где сконцентрирована полная информация об их деятельности, включая их адреса и телефоны.

Что грозит тем, кто не воспользуется уведомительным порядком?

Нужно чётко понимать, что если вы строите или уже построили жилой дом, но не имеете на него никаких документов, не воспользовались уведомительным порядком, то фактически вы создаете самовольную постройку. Это значит, что суд может обязать вас снести объект недвижимости либо привести ее в соответствие с градостроительными требованиями. Все эти действия осуществляются за счет собственника земельного участка.

Поэтому, при приобретении земельного участка, на котором уже есть строение, но строение не оформлено, вы рискуете стать собственником самовольной постройки, которую не сможете зарегистрировать или потом вам придется уже за ваш счет приводить ее в соответствие с градостроительным законодательством, либо осуществлять снос. Это очень важно понимать тем, кто планирует приобретение: нужно покупать земельный участок и постройки только с оформленными документами.

Источник: https://rosrealt.ru/analitika/po-novym-pravilam-190219

Важный закон о строительстве и оформлении частных домов. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Новые положения о строительстве домов

В России вступил в силу важный закон о строительстве и оформлении частных домов. Отныне получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию частного жилого дома не требуется. Оформлять проектную документацию на будущую постройку теперь не обязательно.

Регистрация собственности происходит через местную администрацию, которая самостоятельно направляет все документы в Росреестр по факту уведомления об окончании строительства.      О подробностях нового закона рассказывает кандидат юридических наук Ирина Сивакова.

  4 августа был опубликован и тут же вступил в силу важный закон, который обсуждался еще с прошлого года, – об изменении правил возведения и регистрации жилых домов на участках, предназначенных для ведения садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

Что нового нас теперь ждет:

1) Все известные разновидности частных жилых домов (в т.ч. и садовые дома) объединены теперь под одним общим названием – «объект ИЖС».

А дополнительно определены параметры, которым теперь должны соответствовать жилые строения, возводимые на личных участках граждан:

– отдельное здание, которое должно представлять собой единый объект и не предполагать возможности его разделения на отдельные объекты недвижимости (т.е. строения по типу «таун-хаус» исключаются), – предельно допустимая высота жилого дома – до 20 метров и не более, чем на три этажа (над землей), – здание предназначено исключительно для проживания граждан и включает жилые комнаты и вспомогательные помещения.

Таким образом, построить на своем участке «дворец» выше трех этажей теперь не удастся.

2) Новые параметры применяются только к будущим строениям, в т.ч. тем, которые еще находятся в стадии строительства и пока не оформлены в собственность.

Закону не придали обратную силу, а потому уже имеющиеся строения, которые «не укладываются в обозначенные рамки», реконструировать не требуется.

Закон предусматривает, что если разрешение на строительство дома было получено до его вступления в силу, то можно строить дом, даже если он выходит за рамки указанных нормативов объекта ИЖС, – главное, чтобы он не противоречил условиям разрешения.

3) Окончательно отменяется необходимость получения разрешения на строительство частного дома (объекта ИЖС) и ввода его в эксплуатацию.

Процедура оформления постройки теперь будет проходить так:

– гражданин, который планирует начать строительство на своем участке, направляет в местную администрацию специальное уведомление с приложением подтверждающих документов.

Форма его будет утверждена Минстроем в ближайшее время, в числе основных сведений указываются: Ф.И.О., адрес, паспортные данные застройщика, все данные земельного участка и описание объекта, который будет строиться (текст и графика),

– у администрации есть 7 дней (рабочих) на то, чтобы все проверить и принять соответствующее решение: согласовать представленный проект или отклонить (только по причинам, которые явно не допускают строительство при имеющихся условиях),

– если по истечении указанного срока гражданин не получил от администрации встречного уведомления о несоответствии его будущего строения действующим нормативам, считается, что строительство одобрено (по умолчанию).

Разрешение действует в течение 10 лет со дня, когда уведомление о планируемом строительстве было направлено в администрацию,

– по окончании строительства гражданин направляет в администрацию очередное уведомление, к которому прикладывает квитанцию об уплате пошлины за регистрацию права собственности, технический план нового объекта (составляется кадастровым инженером на основании заполненной застройщиком декларации).

Для согласования администрации также предоставляется 7 рабочих дней,

– если построенный объект укладывается в необходимые рамки, администрация самостоятельно направляет все документы в Росреестр для постановки дома на кадастровый учет и регистрации права собственности (о чем сообщается застройщику).

Когда по истечении 7-ми дней никакого уведомления от администрации не поступило, гражданин может самостоятельно подать документы на регистрацию постройки – Росреестр в таком случае сам обязан запросить у администрации все необходимые бумаги.

Таким образом:

– получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию частного жилого дома не требуется, – оформлять проектную документацию на будущую постройку не обязательно (по желанию застройщика), – регистрация собственности на дом происходит через местную администрацию, которая самостоятельно направляет все документы в Росреестр по факту уведомления об окончании строительства (уклониться от регистрации и сэкономить на налогах теперь не получится).

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5362438/post439570734

Уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС или садового дома

Новые положения о строительстве домов

С 04.08.2018 разрешение на строительство объекта ИЖС или садового дома не требуется.

Объект ИЖС – отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Садовый дом – здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Для строительства объекта ИЖС или садового дома в городе Москве заявитель обращается в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.

Кто может обратиться

 – правообладатель земельного участка:

1) физические лица;

2) юридические лица;

3) индивидуальные предприниматели.

Для обращения необходимо

Подать Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (форма уведомления).

Уведомление  о планируемом строительстве или реконструкции объекта  индивидуального строительства или садового дома:

  • подается застройщиком на бумажном носителе посредством личного обращения в службу «одного окна» Мосгосстройнадзора;
  • направляется застройщиком в Мосгосстройнадзор посредством почтового отправления с уведомлением о вручении;
  • направляется посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (после реализации данного функционала на портале государственных услуг).

Уведомление должно содержать

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта ИЖС или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта ИЖС или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве (высота, количество надземных этажей, площадь застройки, суммарные поэтажные площади в габаритах наружных стен всех существующих и планируемых к размещению на земельном участке объектов капитального строительства, фактический коэффициент застройки, фактический коэффициент плотности застройки), в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект ИЖС или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомления (адрес, куда почтой будет направлен результат рассмотрения Уведомления, получение Уведомления лично на руки в службе «одного окна» Мосгосстройнадзора, либо направление его на электронную почту).

Приложить к Уведомлению документы

  • документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя (доверенность), в случае, если Уведомление подается представителем заявителя;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок (по желанию);
  • рекомендации по оформлению схематичного изображения планируемого к строительству или реконструкции объекта.

Срок рассмотрения Уведомления

Срок рассмотрения Уведомления не более 7 рабочих дней.

Результат рассмотрения Уведомления

  • уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке.
  • уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта на земельном участке.
  • уведомление о возврате Уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта  индивидуального строительства или садового дома и прилагаемых к нему документов без рассмотрения.

Перед подачей Уведомления необходимо обратить внимание на ограничения, установленные земельным и иным законодательством в отношении Вашего земельного участка:

– нахождение земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории, в том числе в границах полос воздушных подходов аэродрома.

В случае если земельный участок расположен в границах полос воздушных подходов аэродромов, необходимо получить согласование размещения объекта с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (Межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта).

Необходимая для получения согласования информация размещена на официальном сайте МТУ ВТ ЦР Росавиации: http://mtuvtcrfavt.ru/documents/670.html

Как узнать об ограничениях, действующих в отношении Вашего земельного участка

  • получить государственную услугу «Подготовка градостроительного плана земельного участка в городе Москве» посредством обращения на портал Мэра Москвы mos.ru
  • самостоятельно, используя открытые источники информации (публичную кадастровую карту (http://pkk5.rosreestr.ru), информационную систему обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (https://isogd.mos.ru).

Источник: https://stroi.mos.ru/structure/stroinadzor/gosuslugi-stroinadzor/uviedomlieniie-o-planiruiemom-stroitiel-stvie-obiekta-izhs-ili-sadovogho-doma-stroinadzor

Строить и сносить жилые дома теперь будут по-новому

Новые положения о строительстве домов

В начале августа 2018 года был принят и опубликован закон, внёсший существенные изменения в Градостроительный кодекс,[1] а также в иные нормативные акты, тем или иным образом связанные со строительством. Данные нормы в полной мере коснулись индивидуального жилищного строительства. О переменах, которые произошли в этой сфере, рассказывается в данной статье.

Уточнение и появление новых понятий

Как это ни странно, но ГрКРФ вплоть до последнего момента вообще не считал снос капитальных строений градостроительной деятельностью.

Многие юристы и специалисты неоднократно указывали на этот недостаток, однако власть упорно его игнорировала.

Видимо, она полагала, что ломать – не строить! В этом году законодатель «сдался» и признал, что снос зданий всё-таки является одним из видов градостроительной деятельности.[2]

Более того, в Кодексе вообще появилась новая глава, посвященная этому процессу.[3] В частности, она регулирует подготовку документации и порядок сноса объекта, отключение постройки от инженерных коммуникаций, вывоз мусора и отходов, регламент уничтожения незаконных построек, а также иные мероприятия.

Определение индивидуального жилого дома

И в этом вопросе российский законодатель наконец-то «проснулся» и сформулировал понятие индивидуального жилого дома (ИЖД).

Итак, с 3 августа 2018 года объект ИЖД – это жилое, отдельно расположенное здание, имеющее не более трёх этажей и не выше 20 метров, состоящее из жилых и бытовых комнат, а также хозяйственных помещений.

Данное здание не может быть разделено на отдельные объекты недвижимости.

Причем в эти 20 метров входят и всевозможные (в том числе и нежилые) шпили и башенки, которыми так любят украшать свое жилище некоторые россияне.

Кстати, в законопроекте, который был первоначально внесен в Думу, говорилось, что индивидуальный жилой дом не должен состоять из квартир и блок-секций. Однако в ходе обсуждения депутаты решили убрать упоминание о квартирах и просто пояснили, что индивидуальное жилое строение не может быть разделено на новые объекты недвижимости.

Данная поправка связана с ситуациями, когда в доме увеличивается количество жильцов. Например, сын женился (или дочь вышла замуж) и создал/создала новую семью.

Молодожены стали жить с родителями в том же коттедже, но в отдельном помещении,[4] а потом и вовсе зарегистрировали его на себя как отдельное жилье, и в ЕГРН появился новый объект недвижимости.

Теперь подобная процедура в принципе невозможна. Собственник вправе сколько угодно перестраивать свой дом, ставить новые стены и крушить старые, отделяться перегородками, делать дополнительный выход, но вот взять и зарегистрировать в ЕГРН часть своего коттеджа как новый объект недвижимости он уже никогда не сможет.

Новые заслоны для регистрации самостроя

В статьях 33, 39 и 40 появились новые интересные пункты. Сформулированы они довольно многословно. Если же изложить их простыми словами, то они категорически запрещают региональным чиновникам «реабилитировать» самострой местными градостроительными нормами, а также разрешительными документами муниципальных властей.

Поясню на примере. Построил гражданин коттедж (или другой объект капитального строительства). Потом выяснилось, что здание нарушает все правила и градостроительные нормы и по своей сути является самостроем.

Тогда собственник обращается к «своему человеку» в администрацию, и чиновники (а иногда и депутаты) изменяют ради одного-единственного самостроя разрешенное землепользование, предельные характеристики строительства на данной территории, предоставляют разрешения на условно одобренный вид использования земли или на отклонение от параметров строительства. Короче говоря, меняют правила землепользования и застройки ради одного «хорошего человека». Ну, или целой «когорты» таких «человек». Особенно когда речь идет о создании коттеджного посёлка. Посмотрите на застройки, возникшие в Подмосковье, по берегам великих русских рек или в заповедных до некоторых пор местах. Многие здания были «узаконены» вот таким простым способом.

Новые нормы осложнили подобные действия.

Получив уведомление о наличии самостроя (от должностных лиц и компетентных органов), чиновники с даты поступления бумаги не имеют права менять вид землепользования участков, где возведен объект, изменять ранее закрепленные параметры строительства на этой земле, вносить изменения в правила землепользования, выдавать разрешения на условно допустимый вид использования земли или на отклонение от параметров разрешенного строительства и так далее.

Данный запрет действует до дня сноса здания, приведения его в соответствие с требованиями местных и федеральных законов либо до момента решения суда (или муниципального органа) о том, что постройка не является самостроем. В реальности это серьезно усложнит узаконивание подобных сооружений и приведет к их массовому сносу.

Вопросы проектной документации

Новый закон подтвердил положение о том, что при возведении индивидуального жилого и садового дома проектная документация не требуется. Ее создание зависит от желания застройщика.

Если он захочет подготовить проект – это его дело. Впрочем, нормальная строительная компания всегда готовит проектную документацию.

Даже обычный садовод- любитель при строительстве сарая и то рисует какие-то планы.

Кроме того, законодатель ввел обязательную экспертизу проектной документации для двух- и одноэтажных сооружений площадью не более 1500 квадратных метров, не предназначенных для проживания граждан, но при этом являющихся местами массового скопления людей. Это могут быть торговые ряды, складские помещения, мини-торговые центры, магазины, клубы и так далее. Для малого бизнеса, конечно, это дополнительные затраты.

Следующая новелла касается сроков экспертизы. Как мы помним, экспертиза проекта проводится для того, чтобы оценить, насколько будущее сооружение соответствует техрегламентам, СанПинам, экологическим и другим нормам.

Однако нигде не говорится, на какую дату им должна соответствовать сама проектная документации.

Иногда получалось так, что на момент начала (или окончания) строительства сооружение противоречило новым регламентам, СанПинам, нарушало экологические нормы.

Законодатель попытался решить и эту проблему. В частности, он установил, что экспертиза проекта проводится на день передачи градостроительного плана участка, при условии, что с этого дня прошло не больше полутора лет.

А если этот период нарушен и прошло гораздо больше времени, то экспертиза проводится на день её начала. Это явно заставит проектировщиков работать ускоренными темпами и не растягивать подготовку документов на годы.

Введение уведомительного порядка о начале ИЖС

Новый закон отменил необходимость получения разрешения на строительство индивидуального жилья[5] и ввел уведомительный порядок извещения о начале строительства (или реконструкции).

[6] Для этого застройщик направляет на бумажном носителе уведомление по установленной форме в уполномоченный орган (или МФЦ) о начале строительства или реконструкции. В документе указывается Ф.И.О.

(или название) застройщика, адрес его проживания или регистрации, кадастровый номер участка и другая предусмотренная законом информация. К уведомлению прикладывается целый пакет бумаг – от правоустанавливающих документов на землю до описания внешнего облика дома и его графического и схематического изображения.

Кстати, если гражданин собирается построить дом на территории исторического поселения по тому же типу, по которому строят свои жилища все домовладельцы, живущие в этом районе, то он не прикладывает к уведомлению описание. Это ни к чему. Дом все равно будет типовым.

Получив пакет документов, уполномоченный орган проверяет заявленные сведения на предмет соблюдения максимальных параметров строительства, вида землепользования, соответствие будущей постройки всем нормам законодательства.

Изучив документы, ответственный чиновник уведомляет заявителя о законности планируемого строительства.

Наряду с этим новая статья содержит подробное указание на процесс межведомственного взаимодействия, а также на условия признания предполагаемого строительства соответствующим или, наоборот, несоответствующим закону.

Введение уведомительного порядка завершения строительства или реконструкции

Еще одна новелла. Как известно, «дачная амнистия» предусматривает отсутствие необходимости испрашивать разрешение на ввод в эксплуатацию. Однако с введением нового закона владелец, построивший собственное жилище либо дачный дом, обязан будет подать в уполномоченный на то орган (или же через web-сайт Госуслуги или МФЦ) уведомление о завершении строительства или реконструкции.

Оно должно включать целый спектр информации: от данных о владельце и строительной компании и кадастровом номере надела до параметров постройки и даже сведения об оплате госпошлины.

[7] К этому документу прикладывается доверенность представителя, техплан сооружения, а также (внимание!) соглашение совладельцев надела о размере долей в праве собственности на дом, если его собственниками являются два и более физлица. При отсутствии вышеуказанных сведений чиновники не будут рассматривать документы и просто вернут их.

В течение семи дней с даты поступления бумаг уполномоченный орган обязан проверить все документы на соответствие законодательству РФ, осмотреть(!) строение (если ранее строителю не направлялось уведомление о том, что постройка не соответствует установленным стандартам), сопоставить вид использования недвижимости с видом, заявленным в уведомлении, и так далее.

Иными словами, будет проводиться целая комплексная проверка. По её итогам уполномоченный орган направит собственнику уведомление о соответствии (или несоответствии) нового дома требованиям закона. В последнем случае постройку не удастся зарегистрировать в ЕГРН со всеми вытекающими последствиями.

Введение выборочного контроля за возведением частных жилых и дачных домов

До настоящего времени государство вообще не контролировало ИЖС, возведение блокированных зданий, имеющих не более трёх этажей и состоящих не более чем из 10 блоков, а также отдельных двух- и одноэтажных построек площадью менее 1500 кв. метров.

В результате подрядчики нарушали все строительные и санитарно-эпидемиологические нормы. А после завершения строительства в таких зданиях было просто опасно находиться. Теперь ситуация несколько изменилась.

[8] Органы госстройнадзора будут обязаны проверить качество возведения или реконструкции индивидуального/дачного дома (а также иных сооружений, у которых не осуществляется экспертиза проектной документации), если они получат информацию о возможных нарушениях из обращений граждан или юрлиц, из СМИ, от правоохранительных или муниципальных органов и так далее. То есть в реальности вводится настоящий точечный надзор.

Порядок определения убытков

Вплоть до августа 2018 года у судов и госорганов довольно часто возникали затруднения при подсчете убытков, которые понес владелец, купивший незаконно зарегистрированную в ЕГРН постройку.

Речь идет о случаях, когда специалист Росреестра по злому умыслу или недосмотру внес в ЕГРН информацию и зарегистрировал недвижимость.

А после ее продажи выяснилось, что первый собственник (или заявитель) возвел здание с нарушением закона либо вообще не имел права его строить.

Как правило, это выясняется только во время суда. Судья вправе признать такое строение законным, а претензии третьих лиц (обычно это местные или федеральные госорганы) – беспочвенными. Или же, наоборот, вынести вердикт о сносе сооружения, его реконструкции, приведении в соответствие с обязательными характеристиками разрешенного строительства либо правилами землепользования и застройки.

В последних случаях приобретатель несет существенные убытки, которые возмещаются казной РФ. Однако в этом вопросе у судов не было единого мнения. Одни определяли убыток только в размере рыночной стоимости здания, другие включали в ущерб упущенную выгоду, а третьи просто рассчитывали стоимость работ по приведению объекта или участка в надлежащее состояние.

Новый закон навел порядок и в этом вопросе. Он установил, например, что при сносе однозначно учитывается рыночная цена постройки.

А вот в случае, если судья вынесет решение о перестройке или реконструкции объекта для приведения его в соответствии с установленными требованиями, то суммой ущерба будет считаться разница между рыночной стоимостью существующего здания и его ценой после переделки и проведения всех необходимых работ.

В сумму ущерба могут войти убытки, которые понесет владелец вследствие того, что не сможет выполнить свои обязательства перед третьими лицами, а также упущенная выгода. Ну и наконец, при расчете компенсации должны учитываться затраты владельца недвижимости на снос объекта или приведение его в надлежащее по закону состояние, если он произвел их самолично или за свой счет.

Выводы

Итак, закон действительно внес существенные новеллы в Градостроительный кодекс. И осветить их полностью в одной небольшой статье просто невозможно.

Поэтому за ее пределами остались новые нормы о порядке сноса самовольных построек, правила описания индивидуального и садового дома, механизм выявления самостроя на особо охраняемых природных территориях, порядок предоставления в аренду участков с незавершенным строительством или изъятие подобных наделов из аренды, а также многие другие аспекты закона.

Однако всё же мы можем сделать некоторые выводы. Во-первых, резко усложнилась регистрация самостроев. Во-вторых, ИЖС полностью перешло на уведомительный порядок, как при начале строительства, так и при его завершении. На первый взгляд, произошло значительное упрощение процедуры.

Однако в реальности эти уведомления имеют огромное сходство с разрешениями, так как предполагают представление большого пакета документов, проверку информации, контроль соблюдения норм, а в некоторых случаях и осмотр объекта. И самое главное – при выявлении несоответствий чиновники просто не согласуют строительство или узаконение постройки.

В конечном итоге, сооружение может быть признано самостроем со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Далее, органы стройнадзора получили право проверять садовые и жилые дома. Пусть только по сигналам с мест – но всё же получили. А это точно не добавит собственникам спокойствия.

Ну и наконец, законодатель определился с тем, что считать индивидуальным жилым домом, а также запретил выделять новые объекты в пределах одной постройки. Это, в принципе, можно назвать одним из самых революционных изменений в новом законе.

Источник: https://www.irn.ru/articles/40336.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.