Объект сервитута

Содержание

Кто может быть субъектами сервитутных отношений?

Объект сервитута

Одним из видов обременений, которые могут быть наложены в отношении участка земли, является сервитут. Такое ограничение вводится в договорном или принудительном порядке и предполагает наличие определенных субъектов и объектов, а также временных рамок.

Что такое сервитут на земельный участок?

Сервитут по сути это разновидность вещного права, которое действует по отношению к лицам, не являющихся собственниками земли (Глава 13 ГК РФ).

Он предполагает юридически оформленное разрешение на пользование землей лицом или группой лиц, не имеющими прав собственности.

Благодаря установке сервитута лица получают права на ограниченное использование землей в соответствии с условиями и ограничениями, предусмотренными соглашением с собственником.

Ограничения для владельца участка могут вводиться добровольно, а также в принудительном порядке.

Собственник может сам пойти на установку обременения, если, например, посчитает его условия несущественными для себя или же получит за это денежное вознаграждение.

Но плата за установку сервитута по закону не является обязательной и договорные отношения между сторонами могут носить безвозмездный характер.

Если же сервитут распространил свое действие на большую часть земли, что сделало невозможным дальнейшее ее использование собственником по своему целевому назначению, то он вправе потребовать выкупа участка по рыночной стоимости.

Согласие собственника не является первоочередным условием для введения сервитута. Такое обременение может иметь и принудительный характер и устанавливаться по решению суда/постановлению местных властей.

Право требовать установки сервитута есть у собственников соседних и других земельных участков. Оно прописано в ст. 274 РФ. Необходимость введения обременений должно быть обусловлено невозможностью решить поставленные задачи без установки сервитута (т.е. имеют место обстоятельства непреодолимой силы). Приведем примеры таких ситуаций, которые часто встречаются на практике:

  • Соседу необходимо подключиться к газу, при этом газовая труба должна быть проложена через чужой участок.
  • На территории СНТ есть водоем. Но особенности местного рельефа таковы, что чтобы добраться к нему необходимо пройти через участок, принадлежащий конкретному собственнику.
  • Земельный сервитут обычно устанавливается для обеспечения прохода людей, проезда автотранспорта, прокладки инженерных сетей и пр.

Объекты сервитута

Установление сервитута потенциально возможно на любой участок земли. Обычно сервитуты вводятся по отношению к:

  • участкам, выходящим к водоемам и лесополосе;
  • рядом с которыми располагаются объекты госзначения;
  • через который проходят различные коммуникации (телефонная связь, электропроводка, водопровод и пр.).

Субъекты сервитута (стороны сервитута)

Субъектами сервитутных отношений могут быть как физические, так и юридические лица, которые претендуют на пользование участком в собственных целях. Другими словами это инициатор установления сервитута на земельный участок.

В качестве другой стороны выступает собственник участка. Стоит отметить, что арендаторы не могут становится субъектами сервитута. Как и невозможно требовать установки обременений от лица, которое пользуется землей на правах аренды.

Субъект — физическое или юридическое лицо, претендующее на право использования чужого земельного участка в собственных целях. Выступает инициатором создания земельного сервитута. Право требовать установление сервитута имеют только владельцы земли или капитальной постройки. Лица, арендующие землю, не могут быть субъектами сервитута.

С точки зрения оснований и субъектов сервитутов можно выделить публичные и частные их разновидности.

Публичный сервитут устанавливается в интересах неопределенного числа лиц и вводится по решению местных властей. Предполагается, что интересы населения имеют приоритет перед индивидуальными.

Обременения могут вводиться для установки геодезических знаков, сенокошения, осушения земель, прогона скота и пр.

Частный сервитут может устанавливаться по соглашению сторон/ на основании решения суда и он стандартно распространяет свое действие на участок соседа. Поводом для запроса на введение обременений может стать:

  • обеспечение прохода к публичным местам, береговой линии, объектам коммуникации;
  • проведение работ на объектах госсобственности;
  • обеспечение водоотведения/осушения земель;
  • проведение газо-водо-электропроводки, линий коммуникации;
  • пользование водными объектами и лесными массивами;
  • использование земель для ведения с/х: скотоводства, овощеводства и пр.;
  • рыболовство и охота;
  • проведение исследовательских работ и пр.

Публичные сервитуты разделяют на лесные, городские и водные. Городские предполагают пользование частными землями в интересах городских жителей. Лесные сервитуты вводятся для пользования лесными ресурсами для с/х нужд, водные — водных ресурсов.

С какого момента вступает в действие сервитут?

Начинается процесс установки сервитута с подписания соглашения между сторонами. Такой договор заключается в письменной форме и содержит указания на характер обременений, сведения и характеристики земельного участка, условия прекращения и сроки действия, объекты обременений, адреса и реквизиты сторон, величина и периодичность оплаты, права и обязанности сторон.

При недостижении согласия субъект вправе обратиться в суд для получения судебного решения о необходимости установки обременений. Судом будет учитываться наличие обстоятельств непреодолимой силы и рассматриваться возможность решения задач истца без ограничения в правах собственника. При необходимости будет привлекаться независимый эксперт для такой оценки.

При установке публичного сервитута достаточно решения местной администрации, которое принимается по итогам общественных слушаний.

Так, в случае продажи земли собственником потенциальный покупатель сможет увидеть о наличии сервитута на определенную часть участка.

При его согласии приобрести землю с обременением, он получит ее вместе с обременением. При смене собственника сервитут с участка не снимается, так как он не привязан к конкретной личности.

Для официальной регистрации сервитута в Росреестр потребуется предоставить:

  • заявление на установку сервитута;
  • паспорт/правоустанавливающие документы для юрлиц;
  • документ, подтверждающий право на установку обременений: решение суда, постановление администрации, договор/соглашение с собственником;
  • кадастровый паспорт с выделенными границами сервитута — только если ограничение касается не всего участка целиком.

Документы подаются лично через региональное отделение Росреестра, МФЦ или в электронном виде на сайте Госуслуги. Обработка полученных сведений занимает не более 10 дней, после чего обременение приобретает законную силу.

Обычно установкой сервитута занимается ее инициатор, он и берет на себя все расходы. Установка обременения является платной. Госпошлина для физических лиц составляет 1500 руб., для юрлиц — 6000 руб.

К затратам субъекта добавляются также расходы на кадастрового инженера, который выделит границы сервитута. С учетом этого нужно получить новый кадастровый паспорт участка.

Инициатор должен уведомить собственника о регистрации обременения.

Срок действия сервитута

Земельный кодекс различает две разновидности сервитута в зависимости от сроков его действия:

  • Срочный — он оформляется на строго оговоренные сроки. Например, на тот временной промежуток, который необходим для строительства объекта, транспортировки имущества, прокладки водопровода, газопровода или дороги. После чего действие обременений снимается.
  • Постоянный — при его оформлении временные рамки не вводятся и он действует до тех пор, пока не будут нарушены правила использования земель. Это, например, разрешение на проход/проезд через участок.

Факт прекращения действия сервитута подлежит обязательной госрегистрации. Основанием для этого может являться:

  • прекращение срока действия договора, заключенного сторонами;
  • истечение срока действия акта госвласти, органов местного самоуправления;
  • вступление в силу судебного решения об аннулировании сервитута.

В целом различаю две причины прекращения сервитута: это устранение потребности в нем или невозможность распоряжаться участком собственником. В отношении частного сервитута стороны просто заключают соглашение о прекращении обременений, а публичного – необходимо постановление властей.

Таким образом, при установке такого обременения как сервитут можно выделить такие стороны как собственник и субъект (инициатор обременения). В качестве объекта наложения сервитута выступает участок земли.

Обременение начинает действовать не в момент подписания договора, а после официальной регистрации сервитута в Росреестре.

Сроки действия сервитута могут быть установлены договором или же он может действовать неопределенный срок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/subekty-obekty-sut-i-sroki.html

Установка сервитутов в отношении линейных объектов. Проблемы поиска необременительных методов размещения

Объект сервитута

Для улучшения нормативно-правовой базы при установлении сервитутов с целью возведения и эксплуатации линейных сооружений есть объективные предпосылки, которым в действующем Законодательстве уделяется недостаточно внимания.

Основная причина сложившейся ситуации – специфический характер такой недвижимости как линейные объекты, которые отличаются неделимостью и сложностью.  

На сегодняшний день инфраструктура (такая как социальная, или производственная) не может развиваться, если нет достаточного количества линейных сооружений.

Как и в других общественно-правовых отношениях, для регулирования вопросов обеспечения энергией, передачи продукции и сырья, необходимо всестороннее регулирование и установление прозрачных требований участникам таких правоотношений.

Ведь именно это в результате определяет, насколько они удовлетворены и может ли развиваться экономика. И что еще более важно, это объекты стратегического значения, которые необходимы для функционирования всего государства.

Одним из важнейших практических вопросов является необходимость в сервитуте в случае, когда возникает проблемная ситуация, а также наличие альтернативных способов ее разрешения. Если без сервитута все-таки не обойтись, он должен быть установлен с минимальным обременением для земельного участка, на котором устанавливается.  

Очевидно, что не представляется возможным охватить все варианты установления сервитута, который был бы наименее обременительным. Но вполне возможно закрепить ключевые принципы и базовые требования, которые следует выполнять.  

В статье 23 Земельного Кодекса РФ можно определить критерии наименее обременительного публичного сервитута, установив ограничения на возведение линейных объектов на землях водного и лесного фондов, сельскохозяйственного назначения, территориях с особым режимом охраны, а также на землях запаса.

Главное основание для принятия решения об установлении сервитута – не должно быть иных вариантов. Причем размещение сервитута следует производить исключительно вдоль дорог и в пределах полей севооборотов в случае исчерпания других вариантов.

Еще одно ключевое правило – должно соблюдаться требование минимизации отрицательного влияния на окружающую среду.

Если не удается прийти к соглашению по установлению частного сервитута, либо его условий, лицо, требующее его установления, обращается с иском в суд, по решению которого и производится соответствующая операция. 

При этом обязательства по доказательству того обстоятельства, что недвижимость невозможно нормально эксплуатировать, либо невозможно установить сервитут без включения в договор соответствующего условия, ложатся на истца. 

Обязательное условие для установления сервитута – отсутствие возможности для обеспечения интересов истца другим способом.

Примечателен такой случай из практики.

Истец предъявил требование об установление сервитута, в рамках которого он получил бы возможность использовать принадлежащие ответчику коммуникации, которые предназначались для обслуживания сооружения.

Суд удовлетворил иск, мотивируя свое решение тем, что в случае отсутствия в помещениях истца канализации, прекращения водо- и теплоснабжения – он не сможет их эксплуатировать, а это является нарушением его прав как собственника. 

В пункте 1 статьи 274 Гражданского Кодекса прямо прописана возможность прокладывать трубопроводы, линии связи и электропередачи, а собственник недвижимого имущества наделяется правом выступить с требованием установить частный сервитут.

Однако при практическом применении этой нормы возникает вопрос, что следует брать за основу, если потенциальный сервитуарий может реализовать свои права одним способом, то есть через сервитут, но при этом его можно установить в отношении кого-то из нескольких соседей, владеющих недвижимостью.

Проиллюстрируем эту проблему. Заявление компании Т. об установлении сервитута было удовлетворено судом, вследствие чего предоставлена возможность проезжать по железнодорожным путям, принадлежащим компании Н.

При этом вагоны можно было подавать с путей, пребывающих в федеральной собственности, на принадлежащий истцу подъездной путь несколькими маршрутами через подъездные пути компаний Н. и К. Именно этот факт ответчик привел в качестве довода в своей кассационной жалобе.

В этом случае необходимо решить, имущество какого из собственников будет обременено существеннее. У суда, к сожалению, нет возможности сравнить степени подобного обременения.

Оценка сервитутов линейных объектов

Крайне важным вопросом с точки зрения правоприменительной практики является также оценка сервитута линейных объектов. Публичный и частный сервитуты отличаются по такой характеристике как платность. 

Например, энергетические компании должны в своей деятельности руководствоваться тарифным Законодательством. Поэтому для них практически невозможно проводить мероприятия по межеванию участков земли, регистрации линейных объектов и прав, вытекающих из сервитута. И если даже предусмотреть такую возможность, все расходы будут нести обычные потребители в виде повышения цен на энергоресурсы.

Как и в Гражданском Кодексе (п. 5 ст. 274), в Земельном (п.6 ст.23) зафиксировано право собственника участка, в отношении которого действует частный сервитут, на получение соразмерной платы. То есть на возмещение своих расходов за счет лиц, в пользу которых это обременение установлено. 

В упомянутых нормах указано также, что иное может предусматриваться федеральным законом. Таким образом, не исключается возможность установления сервитута на бесплатной основе и возникновение ситуаций, когда определить размер платы владельцу земли невозможно. Но на сегодня таких норм в Законодательстве нет.

Определение платы за использование недвижимости в рамках сервитута – это право собственника участка или лица, владеющего им на других законных основаниях, и именно он является инициатором реализации этого права.

При этом даже в случае установлении бесплатного сервитута право на возмещение расходов может быть реализовано в силу неотторгаемости.

В связи с этим сомнительной видится позиция правоведов, считающих, что отечественный сервитут отличается от предусмотренного в римском праве своей возмездностью.

С одной стороны  – цена является существенным условием, и при ее отсутствии возмездный договор не может быть исполнен. В ст. 423 Гражданского Кодекса устанавливается презумпция возмездности договора гражданско-правого характера, которая применяется и к условию рассматриваемого договора о цене.

С другой стороны  – в договоре об установлении сервитута существенным условием является именно возмездность, а не размер платы. Это подтверждается практикой рассмотрения дел в арбитраже.

Как считают суды, предусмотренное право владельца земли требовать плату не обусловлено наличием в соглашении об установлении сервитута условия об оплате. Наряду с частным и публичный сервитут характеризуется возмездностью.

И в том, и в другом случае возможности собственника реализовывать свои права ограничены. Когда 3е лицо начинает пользоваться его имуществом, это приводит к повышению расходов на содержание.

Исходя из содержания Законодательства, это оценочная величина, так как каждый раз определяется по разным критериям.

  Применение сервитутов практикуется в разных регионах России, и плату за них можно рассчитать на основе цены, которая традиционно взимается при ограниченном использовании недвижимости.

Примечательно, что при внесении информации о сервитуте в ЕГРП среди обязательных данных нет величины платы за сервитут. 

Все это позволяет сделать вывод о необходимости толкования такого понятия как «соразмерная плата».

По частному сервитуту можно определять любую плату, но в случае с публичным такой свободы нет, так как для государственных структур и органов местного самоуправления действуют ограничения.

Поэтому требуется фиксация на уровне государства базовых критериев определения платы при установлении сервитута. Публичные структуры будут ими руководствоваться и только корректировать с учетом специальных коэффициентов.

Федеральная служба земельного кадастра еще 17 марта 2004 года утвердила методические рекомендации по расчету оплаты за сервитут, но они не прошли регистрацию и не публиковались.

В этих рекомендациях предусмотрено, что может происходить единовременная оплата сервитута или частями на протяжении срока его действия.

Какой из вариантов выбрать, определяется в соглашении, судебном решении или нормативно-правовом акте, на основании которого устанавливается сервитут.

Плательщиками являются такие субъекты:

  • лицо, в интересах которого установлен сервитут – если он частный;
  • органы власти или местного самоуправления – когда устанавливается публичный сервитут.

Плата, взимаемая за сервитут, включает в себя такие составляющие:

  • эквивалент реально причиненного ущерба без того, который связан с необходимостью досрочно прекратить обязательства перед сторонними лицами;
  • упущенная выгода, кроме причиненной по вышеупомянутой причине;
  • убытки, причиненные владельцу участка из-за досрочной остановки выполнения обязательств. 

Размер платы может оказаться отрицательным, и тогда собственник не может требовать каких-либо возмещений. При увеличении стоимости недвижимости благодаря сервитуту плата за него определяется с учетом расходов собственника, которые он несет в связи с обременением. 

Плата должна быть эквивалентна убыткам собственника участка на протяжении всего времени, на которое установлен сервитут.

Конкретную сумму можно определить, руководствуясь правилами, утвержденными законодательством об оценочной деятельности.

При этом, при использовании вышеупомянутых рекомендаций была бы возможность не только определять соразмерную плату, но и выявлять, какие из способов размещения линейных объектов менее обременительны.

Ущерб собственнику незастроенного участка определяется как разница между его рыночной стоимостью с учетом возникших из-за сервитута ограничений и без них. Руководствуясь результатами, полученными по такой методике, суды могли бы без труда определять, какой участок будет менее обременен.

А собственник смог бы аргументировать требование определенной суммы возмещения.

При этом, расчет в рамках такой методики произвести практически невозможно – кто-то видел объявления на рынке с предложением продать участок с сервитутом? Его стоимость сильно отличается от “базового варианта”?

В рекомендациях отдельно рассматривается вопрос упущенной выгоды, то есть недополученной из-за установления сервитута прибыли. Она определяется посредством дисконтирования потенциальных доходов, которые могли быть получены, если бы не нарушались права.

Если из-за публичного сервитута собственник не может пользоваться участком, он имеет право требовать от соответствующих органов изъять эту недвижимость с возмещением ущерба или предоставлением аналогичного участка. Таким образом, происходит изъятие имущества для муниципальных или государственных нужд за счет бюджетных средств.

Подписывается соглашение, проводится оценка, после чего орган власти изымает участок.

Чтобы обеспечить эффективную защиту права собственности, необходимо зафиксировать на законодательном уровне вопрос оплаты сервитутов разных видов. При этом следует закрепить, что все публичные сервитуты должны быть возмездными, а при серьезных сложностях с использованием участка должна повышаться оплата. 

Важно помнить, что плата за сервитут – это не получение прибыли от предпринимательской деятельности, а только компенсация. Методики определения оплаты не должны использоваться вслепую, иначе будет нарушен принцип ее соразмерности.

Вопрос-ответ

Вопрос: “Какие линейные объекты могут размещаться на условиях сервитута?”

Ответ:Сервитут является вынужденной мерой, то есть, когда иначе поступить по Закону нет возможности, но это необходимо для соблюдения прав. Поэтому все линейные объекты могут быть размещены на условиях сервитута, если такая необходимость есть. Другое дело в разграничении самого сервитута, он может быть публичный, а может быть частный. 

В статье 274 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что собственник земельного участка может заключить соглашение о сервитуте и получать соразмерную плату за обременение.

Однако, если собственник не согласится на условия обременения, все разногласия разрешаются в судебном порядке. В этой же статье как раз и приведены данные о том, что через частные земельные участки могут проходить линейные объекты.

То есть нет отдельного указания на конкретные объекты, значит, подразумеваются все линейные объекты. 

Также статья 39.37 ЗК РФ прописывает цели установления публичного сервитута. Поэтому рекомендуем в каждом случае детально определять исходные данные.

Стоимость услуг

Стоимость работ
Оценка сервитута (право временного прохода и проезда, право пользования)от 30 000 Р4-5 дней

Необходимые документы

  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или Свидетельство о государственной регистрации права;
  • Кадастровый паспорт земельного участка;
  • Договор купли-продажи участка (при наличии);
  • Схема части земельного участка в отношении которой устанавливается сервитут;
  • Данные о площади сервитута.

Количество показов: 797

29.04.2020

Источник: https://ce-na.ru/articles/o-nedvizhimosti/servitut-v-otnoshenii-lineynykh-obektov-gazoprovod-lep-i-drugikh/

Сервитут земельного участка – что это такое? Публичный и частный, порядок установления

Объект сервитута

Земельный сервитут помогает регулировать отношения между владельцами соседних участков и позволяет намного эффективнее использовать ресурсы не только частным лицам, но и территориальным громадам и муниципальным единицам.

Что представляет собой сервитут?

Сервитут — это законное разрешение на его ограниченное использование сторонними людьми, у которых нет прав собственности на сам объект. Он оформляется по договоренности и обоюдному согласию обеих сторон.

Обладатель ограниченных прав на использование объекта, в пользу которого он был дан, имеет право беспрепятственно использовать смежный земельный участок в собственных целях. К примеру, его оформляют в случае, если землевладелец не имеет непосредственного доступа к своему участку или в случае, если инженерные коммуникации к его дому можно провести только по территории соседнего.

Также существуют и другие потребности землевладельцев, которые невозможно осуществить без использования смежных земель:

Оформление земельного сервитута – очень сложный и проблемный процесс, так многие злоупотребляют правами и нередко используют соседние участки без наличия соответствующих разрешений. Поэтому он должен оформляться при участии квалифицированных специалистов. Он не отнимает и не ограничивает права на её использование владельцем.

Также сервитут нельзя продавать, наследовать или передавать другому владельцу.

  1. Объект – это непосредственно сам земельный участок или капитальные постройки, на которые оформляется сервитут. Это могут быть земли, постройки, одно- или многоэтажные дома.

  2. Субъект – физическое или юридическое лицо, претендующее на право использования чужого земельного участка в собственных целях. Выступает инициатором создания земельного сервитута. Право требовать установление сервитута имеют только владельцы земли или капитальной постройки.

    Лица, арендующие землю, не могут быть субъектами сервитута.

Классификация по времени пользования

Согласно Земельного кодекса России, земельные сервитуты могут оформляться на разный термин:

  1. Срочный  — оформляется на определенный срок, что оговаривается обеими сторонами, и не может превышать термин, на который эти земли зарезервированы. Как правило, он устанавливается для проведения временных манипуляций: на период строительства, транспортировки имущества или подведения дороги. По завершении необходимых процедур, право на использование земли снимается.
  2. Постоянный — при оформлении  не устанавливаются временные рамки, и он действует до тех пор, пока субъект сервитута не нарушит права на использование земли. Поводом для него может послужить необходимость проведение линий коммуникаций через смежные участки, разрешение на проход через участок (если нет возможности обходных путей), или разрешение на проезд (если нет  открытого доступа к дороге).

Разновидности

За процедурой установления и в зависимости от интересов, преследуемых его субъектом, он может быть двух видов:

  1. Частный – оформляется по обоюдному согласию между двумя частными лицами для удовлетворения личных интересов землевладельцев.
  2. Публичный – оформляется для удовлетворения гражданских интересов: государства, территориальных органов управления или для удовлетворения потребностей населения административно-территориальных единиц:
    • Обеспечение свободного допуска и подхода к своему участку.
    • Для публичного использования земель.
    • Для выпасывания скота на землях сельскохозяйственного назначения или его прогона по смежным участкам;
    • Для организации изыскательных работ.
    • Для осушения земель.
    • Пользование земельным участком для проведения ремонта или строительства коммунальных, инженерных или других коммуникационных линий.
    • Для скашивания сена и использования в целях рыболовства и охоты.
    • Для установки геодезических знаков и марок.

Публичные сервитуты бывают городскими, лесными и водными. В городском субъектом выступают жители города, для благ которых необходимо использование частных земель. Лесной устанавливается для пользования чужими лесными массивами в сельскохозяйственных целях. Водный являет собой возможность ограниченного использования водных ресурсов для сельскохозяйственных и других целей.

Причины возникновения

Как правило, необходимость в нём возникает в том случае, если землевладельцу необходимо поместить свое имущество в пределах чужой земли. Для разрешения на установку своего объекта на чужом участке и для получения прав на его эксплуатацию необходимо установить письменное соглашение с владельцем земель или капитальных построек.

Существует ряд причин, на которые могут ссылаться субъекты, требующие его законного установления:

  1. Использование другой земли необходимо, вне зависимости от желания собственника.
  2. Он используется незаконно и бесконтрольно. В таком случае сервитут помогает регулировать земельные отношения между владельцами.
  3. Землевладелец получает дискомфорт или даже материальный ущерб от бесконтрольного использования его участка другими лицами.
  4. Владелец права на землю получает плату за использование его участка другими лицами, в установленном контрактом размере.

Условия возникновения права

Поводом для запроса на сервитут может быть один из пунктов списка, приведенного ниже:

  1. Необходимость обеспечения свободного прохода к береговой линии, публичным местам или объектам коммуникации.
  2. Проведение ремонтных работ на объектах государственной собственности.
  3. Подведение линий коммуникации или проведение водо-, газо- или электропроводки.
  4. Водоотведение и осушение земель.
  5. Использование водных объектов или лесных массивов, размещенных на земельном участке;
  6. Использование земель в сельскохозяйственных целях: выращивание культур, прогон и выпасание скота; рыболовство и разведение рыбы; охота.
  7. В целях проведения на участке исследовательских работ.

При наличии одного или нескольких условий из этого списка, физическое или юридическое лицо имеет право подать заявление на установление земельного сервитута.

Порядок заключения: поэтапный процесс

Есть множество поводов для заключения договора об ограниченном использовании земельного участка. Прежде чем приступать к оформлению документов следует разобраться: публичный или частный. В зависимости от этого существуют две разные процедуры установления:

  1. Частный оформляют в три основных этапа в приведенном ниже порядке:
    • Владельцу направляется письменное предложение об оформлении разрешения на использование участка от субъекта сервитута. От инициатора должна поступить вся необходимая информация с указанием причин и обоснования необходимости установления сервитута.
    • Если обе стороны согласны, заключается договор об установлении сервитута. В случае отказа землевладельца – инициатор подает обращение в судебную инстанцию с наведением своих аргументов в пользу открытия разрешения на пользование чужим участком.
    • После решения всех организационных проблем, обе стороны приступают непосредственно к оформлению документов и их регистрации в территориальных органах государственного реестра.
  2. Установление публичного – более сложный процесс, состоящий из пяти этапов:
    • Инициатор подает заявление в государственный орган, которому предстоит принять решение об установлении разрешения. Владелец, чьи земли будут подвержены публичному использованию, получает об этом уведомление после проведения публичного слушания.
    • Если владельца не устраивают условия, или он считает их слишком обременительными, он может оспаривать решение о его создании в судебном порядке. Также землевладелец может требовать изъятия его земель или их выкупа. Если он наносит владельцу материальный ущерб, он должен получать плату за пользование его имуществом.
    • Для удовлетворения всех этих запросов, землевладелец должен подать заявление, в котором будут четко указаны все требования с полным подсчетом суммы моральной и материальной компенсации.
    • Если введение его ограничивает возможности использования участка или снижает их прибыльность, землевладелец может подать заявление с требованием возмещения убытков в связи с ограниченным использованием земель.
    • После оформления всей необходимой документации и решения организационных вопросов, запрос подается на рассмотрение. Решение принимается в течение месяца.
    • В случае принятия положительного решения, проходит регистрация сервитута в госреестре, после чего он вступает в силу.

Случаи прекращения действия

Собственник может потребовать прекращения его действия в случае, если его субъект злоупотребляет своим правом или нарушает условия пользования участком. Договор может быть расторгнут в том случае, если нарушается целевое назначение земель.

Поводом для досрочного прекращения могут быть такие случаи:

  1. Ликвидация или разрушение объекта: снос зданий, обвал дорожных путей, поломка инженерных коммуникаций, высыхание водных объектов или гибель сельскохозяйственных культур.
  2. Перевод объекта в пользование муниципальных или государственных потребностей.
  3. Выкуп участка или недвижимого имущества инициатором, в пользу которого было принято решение.
  4. Отказ сервитутария от права использования объекта земельного сервитута.
  5. Расторжение обеими сторонами.
  6. Отмена решения, принятого уполномоченными органами управления.
  7. Гибель землевладельца или субъекта.
  8. Также действие прекращается по истечении срока его действия.

Также его действие прекращается по истечению срока.

Срок действия и стоимость

Срок действия зависит от того, какого он вида: срочного или постоянного. При заключении договора на срочный устанавливаются временные рамки и ограничения на использование землей или недвижимостью. Термины оговариваются обеими сторонами и зависят от потребностей и целей субъекта сервитута.

Постоянный устанавливается на неограниченный период и действует до расторжения или прекращения действия.

Стоимость вычисляется по кадастровой стоимости участка и равна 0.01 процента от его кадастровой цены за каждый год действия.

Эта формула применяется только в том случае, если договором между сторонами не оговорена другая сумма. Величина платы за пользование землёй устанавливается независимыми оценщиками либо вычисляется как разница между рыночной стоимостью земельного участка или недвижимости до и после установления сервитута.

Размер платы распределяется пропорционально площади земли и является независимой величиной, на которую никоем образом не влияет смена землевладельца или условия использования земель.

Оспаривание суммы компенсации за ущерб, нанесенный землевладельцу вследствие эксплуатации земли сторонними лицами, проходит в судебном порядке.

Также землевладелец может потребовать от инициатора материальную компенсацию за неполученный доход, который был упущен из-за невозможности использования земельных ресурсов в полной мере. Расчет вычисляется как разница между прибылью от предпринимательской деятельности с использованием земель до установления сервитута и после вступления его в силу.

Прибыль землевладельца являет собой разницу между доходом от земли и выплатами за неё.

Источник: https://homeurist.com/nedvizhimost/zemlya/servitut.html

Сервитут на земельный участок: субъекты, объекты, сроки и суть

Объект сервитута

Сервитут — составленное по закону специальное разрешение по использованию земельных участков гражданином/гражданами, не наделенными правами собственности.

После его введения они могут пользоваться участком согласно с требованиями и ограничениями, закрепленными в договоре с владельцем земли. Сервитут регулируется статьями 274-277 Гражданского кодекса.

Субъекты сервитута

Субъектами (или стороной) сервитута являются граждане или организации, которые намерены использовать участок для проведения определенных работ. Их также называют инициаторами введения сервитута по земельному участку.

Другой стороной сервитута является владелец земельного участка. Надо знать, что арендаторы не могут являться субъектами сервитута. Следовательно, нельзя добиваться введения данного ограничения от граждан, арендующих данный участок.

Различают следующие типы установления сервитута:

  • Публичный сервитут. Он вводится в интересах определенных граждан и устанавливается постановлением местной администрации. Насущные потребности местных жителей являются приоритетом в отношении личных интересов. Ограничения устанавливаются для геодезических знаков, сенокошения, осушения земель, прогона скота и других целей.
  • Частный сервитут. Он вводится на основании добровольного соглашения сторон или постановлением суда. Обычно он действует и по отношению к соседним участкам.

Причинами установления ограничений являются:

  • предоставление беспрепятственного прохода к публичным местам, береговой линии, объектам инфраструктуры;
  • обеспечение бесперебойной работы государственных объектов;
  • проведение работ по водоотводу или осушения земель;
  • строительство и обслуживание водопроводов, газопроводов и ЛЭП;
  • использование водных и лесных ресурсов;
  • ведение сельскохозяйственных работ ( скотоводства, овощеводства и другое);
  • промыслы (рыболовство и охота);
  • исследовательские работы (разведка недр и прочее).

Публичные сервитуты бывают лесные, городские и водные. Городской сервитут предусмотрен по использованию участков для нужд или отдыха горожан. Лесной сервитут устанавливается с целью использования лесных угодий для нужд сельского хозяйства, а водный — для использования водных бассейнов.

Вступление в силу

Процедура ввода сервитута стартует с заключения договора сторон. Это соглашение составляется в письменном виде. В него включены сведения по параметрам ограничений, информация относительно земельного участка, обстоятельства завершения и время действия, объекты ограничений, контакты и реквизиты сторон, сумма и режим выплат, перечень права и обязанностей сторон.

Если стороны не придут к согласию, то инициатор обременения может подать иск в судебные инстанции и требовать соответствующего судебного постановления для введения необходимого сервитута.

Суд всегда руководствуется принципом учета интересов обеих сторон: наличие обстоятельств непреодолимой силы и удовлетворение запроса заявителя без ущемления прав владельца данного земельного участка.

При сложных случаях могут назначаться независимые экспертизы для точной оценки.

При продаже земельного участка все будущие владельцы узнают о действии сервитута в отношении части участка. Если они намерены купить этот участок, то должны иметь в виду, что он достанется им вместе с обременением. Сервитут участка сохраняется при смене владельца. Он действует в отношении данного земельного участка и не привязан к его владельцу.

Вопросами введения публичного сервитута занимаются местные органы самоуправления. Они выносят постановления по результатам публичных слушаний. По закону сервитут вступает в силу после его официального оформления в подразделении Росреестра. Регистрация данного обременения в ЕГРП становится доступной для круга заинтересованных сторон.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.