Оформление публичного сервитута на земельный участок

Публичный сервитут на земельный участок: границы зон действия, протокол слушаний, установление, кадастровый учет

Оформление публичного сервитута на земельный участок

Наряду с частным обременением существует еще одна его разновидность – публичный сервитут. Его отличительной чертой является то, что он утверждается только решением органа госвласти, при этом земельный надел не изымается в пользу государства. Об особенностях публичного обременения и способах его установления речь пойдет ниже.

Что такое публичный сервитут

Публичный или государственный сервитут это:

  • Субъективное право (собственник земли вправе требовать оформления обременения от землевладельца смежного надела для ограниченного пользования).
  • Способ обременения.
  • Оформляется на постоянной основе или носит бессрочный характер.

Признаки публичного обременения:

  • Его утверждение происходит для обеспечения общественного или государственного интереса.
  • Оформление происходит на основании правового акта.
  • Основанием вынесения акта являются итоги общественных заседаний.

Оформление публичного обременения необходимо для осуществления следующих целей:

  1. Перемещение (передвижение) через участок.
  2. Территория чужого участка необходима для проведения ремонтных работ, связанных с коммунальными, инженерными линиями и электросетями, а также объектов дорожного благоустройства.
  3. Выполнение дренажных мероприятий.
  4. Для осуществления водозабора из объектов водного фонда.
  5. Для обеспечения прогона и выпаса с/х животных.
  6. Для осуществления работ по сенокошению в определенный сезонный период.
  7. Для организации охоты и рыболовства.
  8. Для проведения временных геодезических работ, а также проведения исследований.
  9. Обеспечение свободного прохода к прибрежной линии водного объекта.

Данный список не является исчерпывающим.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативно-правовым актом:

  • законодательным актом;
  • другим НПА РФ;
  • НПА субъекта РФ;
  • НПА органа местного самоуправления.

Утвержденное обременение не должно никаким образом затруднять эксплуатацию участка его владельцем.

В случае возникновения таких «преград» землевладелец вправе потребовать изъятия (выкупа) своего участка государством с предоставлением аналогичного либо с полной компенсацией убытков.

Для этого лицо, чьи интересы нарушены, обращается в уполномоченный орган с предоставлением полного расчета убытков. Данную калькуляцию выполняет специализированная организация на момент выплаты компенсации.

В результате рассмотрения подобных заявлений собственника уполномоченный орган принимает следующие меры в течение месячного срока:

  • изымает участок у собственника путем выкупа с компенсацией убытков;
  • предоставляет равнозначный участок с компенсацией убытков;
  • производит соразмерные выплаты;
  • отказывает в требовании.

Далее мы расскажем про границы зон действия публичных сервитутов: что это такое и для чего требуется.

Границы зон действия

В процессе подготовки проектной документации возникают вопросы по оформлению пределов зон действия государственных обременений.

На законодательном уровне определен порядок проведения кадастровых мероприятий по созданию земельных наделов, а также постановке их на кадастровый учет.

Следовательно, участок считается сформированным, когда все данные о нем занесены в кадастровый реестр.

Перед подготовкой проектной документации по межеванию земли исполнитель имеет дело с двумя типами участков:

  1. Полностью сформированные участки (состоящие на кадастровом учете).
  2. Участки, находящиеся на стадии формирования, которым впоследствии предстоит пройти процедуру по проведению кадастровых мероприятий (к таким участкам относятся земли, на которых планируется разместить объекты капитального строительства государственного значения).

В отношении первого типа участков пределы зон действия публичных обременений в проекте межевания должны определяться на основании НПА органа местного самоуправления, которые уже приняты на момент составления проекта. В данной ситуации в проекте закреплено существующее положение земельных правоотношений на местности («status quo»).

Кадастровый учет

Оформление публичного сервитута на участок возможно только после того, как он пройдет официальную процедуру кадастрового учета. Обременение может быть утверждено на всю территорию участка или на конкретную его часть.

Постановка на учет означает внесение данных об утверждении публичного обременения в государственный кадастр объектов недвижимости.

Данный учет уполномочено осуществлять специализированное агентство (Роснедвижимость), а также его территориальные управления и подразделения.

Для учета необходимо представить заявление и перечень документации, среди которой обязательным является наличие межевого плана публичного обременения с указанием границ его действия.

Виды обременений

Разграничение осуществляется на основании целей их утверждения. Кроме описанных выше задач, обременение может оформляться в отношении следующих объектов:

  • Водный фонд (сервитут определяет ограниченное право каждого гражданина пользоваться объектами водного фонда общего пользования; публичный водный сервитут оформляется для забора водных ресурсов без специальных технических приспособлений, для организации водопоя с/х животных, для передвижения небольших плавательных средств).
  • Лесной фонд (сервитут предполагает возникновение права у граждан беспрепятственного и бесплатного нахождения на территории объектов лесного фонда, сбора и использования пищевых лесных ресурсов, участия в различных незапрещенных мероприятиях).
  • Публичный сервитут на дорогу — участки территории в пределах зон отвода автодорог общего пользования федерального значения (публичные обременения устанавливаются для проведения работ по прокладке, переносу и переоборудованию технических коммуникаций и их использованию).

Далее мы поговорим про порядок установления публичного сервитута на земельный участок.

Процедура оформления

Итак, как установить публичный сервитут на земельный участок? Утверждение его проходит несколько последовательных стадий.

Обращение с заявлением

Правом подачи наделены граждане и организации, госорганы или органы на местах. До сих пор в законодательстве существует недочет в урегулировании вопроса о том, в какой орган обращаться с заявлением. Практика сводится к тому, что для оформления публичного обременения необходимо обращаться либо к законодательным органам, либо органам исполнительной власти.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • данные об участке, на котором планируется установить обременение.
  • цели его утверждения;
  • период действия обременения;
  • данные о землевладельцах;
  • данные о заинтересованных лицах.

Рассмотрение заявления

Федеральным НПА определяется соответствующий орган, который уполномочен рассматривать заявление и заниматься мероприятиями по оформлению публичного обременения. Данный документ также содержит указание на временные рамки рассмотрения подобного заявления вместе с представленными документами.

Акты, имеющие федеральное значение, не содержат подобных требований.

Организация и проведение публичных заседаний

Данное мероприятие представляет собой одну из разновидностей участия населения в решении публичных вопросов. Результатом таких слушаний должен стать протокол, который устанавливает мнение лиц, участвующих в собрании, по установлению публичного обременения.

В данной процедуре принимают участие:

  • заинтересованное население конкретной территориальной единицы;
  • лица, представляющие интересы организаций, которые расположены на конкретной территории;
  • землевладелец, на участке которого планируется установить обременение;
  • лица, представляющие интересы органа госвласти или местного самоуправления.

Принятие решения и издания НПА

Решение об установлении обременения должно содержаться в НПА с указанием следующих данных о:

  • земельном участке;
  • его месте нахождения;
  • кадастровом номере, который присваивается в процессе проведения межевания границ участка;
  • землевладельце, чей участок обременяется;
  • наименовании обременения и его содержание;
  • периоде действия обременения и иные условия.

Процедура регистрации

Обременение начинает действовать с момента его госрегистрации – внесения сведений о нем в ЕГРП.

Особенности

Публичное обременение регистрируется при наличии сведений в Реестре о ранее возникших правах на землю. Для регистрации необходим следующий перечень документов:

  • заявление от органа госвласти или органа местного самоуправления, издавшего постановление об установлении публичного сервитута;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • подтверждение полномочий представителя;
  • НПА, которым установлено публичное обременение;
  • кадастровый план с отображением границ действия обременения при его установлении только на часть участка.

Регистрирующий орган вправе запросить и иные документы.

Далее мы расскажем про протокол общественных слушаний по установлению публичного сервитута.

Протокол общественных слушаний

Итогом общественных заседаний являются следующие документы:

  • список участников;
  • протокол общественного слушания;
  • перечень поступивших вопросов и примечаний.

Однако определяющим документом является протокол, который должен содержать следующую информацию:

  • место проведения заседания;
  • обсуждаемый вопрос;
  • участники с описанием их мнения по установлению публичного обременения;
  • результаты публичного заседания с указанием числа лиц, проавших «за», «против» и «воздержались»;
  • итоговое решение.

Нормы земельного законодательства предписывают, что для принятия решения об оформлении публичного обременения итоги заседания лишь принимаются во внимание.

Постановление об установлении обременения

На основании итогового решения общественного заседания госорган выносит постановление об установлении публичного обременения. Данный документ содержит:

  • решение об установлении обременения;
  • сведения об участке с указанием кадастрового номера, места расположения;
  • цели оформления сервитута;
  • распоряжение по прохождению процедуры госрегистрации конкретной организации;
  • распоряжение по публикации документа в официальных СМИ;
  • указание конкретного лица, который обязан осуществлять контроль над исполнением постановления.

Следующее видео расскажет еще больше о публичных сервитутах, их установлении, оспаривании и подобных нюансах:

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/publichnyj.html

Оформление публичного сервитута на земельный участок – вопрос №17707337. 9111.ru

Оформление публичного сервитута на земельный участок

Публичный сервитут

— вид земельного сервитута, устанавливаемого законом или иным нормативным правовым актом в случаях необходимости обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, не предусматривающий изъятия земельных участков.

Основным отличием и характеристикой публичного сервитута является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользование которого устанавливается сервитут, а также установление этого ограничения права собственности в интересах неопределенного круга лиц[1][2].

Публичный сервитут — это

Сервитутом, по существующему законодательству называют право ограниченного пользования чужим имуществом. Термин «сервитут» закреплен и разъяснен Гражданским Кодексом.

Объектомналоженияобременениясогласност.274277ГКРФмогутстать:

  • земельныйучасток;
  • здание;
  • сооружение.

Практикапоказывает – преимущественно такой вид обременения устанавливают в отношении землевладений.

Проще говоря, если доступ к соседнему землевладению или, например, к береговой линии общего пользования водоема, может осуществляться только посредством транзита по Вашему владению, то интересанты (владельцы смежного участка или орган управления муниципального образования) вправе потребовать определения сервитута на вашем участке обеспечения доступа на него ограниченному или неограниченному числу лиц.

Кроме Гражданского Кодекса порядокопределения,регистрации,действияизавершениядействиясервитутоврегламентируютсяследующиминормативнымиактамиправовогорегулированияРФ:

  • ст.23ЗемельногокодексаРоссийскойФедерации;
  • ст.27Федеральногозаконаот21.07.1997 № 122-ФЗ;
  • ст.9ЛесногокодексаРоссийскойФедерации.

Документы для наложения обременения

Когда сервитут применяется по инициативе государства, нужно будет собрать такой перечень документов.

  • Основание цели для обременения территории.
  • Документ, подтверждающий проведение публичных слушаний.
  • Составленный по всем правилам протокол слушаний.
  • Итоговый акт об установлении сервитута публичного характера, в нем также должна быть указана цель действия, сроки обременения.

Если инициатива исходит от лица физического, список будет немного обширнее.

  1. Заявление об установке сервитута. Оно направляется другим заинтересованным лицам, а также в те органы гос власти, которые уполномочены принимать решения в данной сфере.
  2. Кадастровый паспорт на участок, выписка из кадастрового плана.
  3. Документ с обоснованием применения ограничительной меры.
  4. Приблизительный расчет стоимости сервитута и размера компенсации для владельца земельной площади.
  5. Бумага, подтверждающая объявление публичных слушаний и их проведение. Протокол слушаний с принятым решением.
  6. Все нормативные акты, подтверждающие законность установки сервитута. Эти акты могут быть на региональном, федеральном уровне, государственном.

Частные и публичные сервитуты

Повыполняемойфункции,процедуреоформленияипользователю,сервитутыподразделяютна:

Пользователями частного сервитута, становится определенное количество лиц (владельцы смежного землепользования, энергообъекта и т. д.) определенные соглашением с землевладельцем обременяемого владения.

Частный сервитут возможно организовать с целью беспрепятственного подхода (подъезда) к приграничным землям либо эксплуатируемому, реконструированному, возводимому линейному объекту или объекту капитального строительства.

Стоитсказать,чточастныйсервитутдопускаетденежноевозмещениезаэксплуатациюсервитута.

В ситуации, при которой договоренность между заинтересованными лицами не достигнута, сторона-интересант имеет основание обратиться в арбитраж для вынесения вердикта о принудительном обеспечении доступа и определении сервитута.

Публичныйсервитутутверждаетсядляудовлетворениятребованийнеопределенногокругалиц (государства, администрации города или сельского поселения) порезультатамобщественных (публичных)слушаний (способа выражения коллективного мнения по предмету обсуждения).

Решение о наложении подобного обременения оформляется в виде закона или иного нормативного акта Р.Ф. субъекта РФ, органа местного самоуправления. Утверждение такого вида ограничения не предполагает выкупа либо принудительного отчуждения, а только обязывает владельца использовать участок учитывая интересы пользователей обременения.

Сервитут, в зависимости от целей и требований интересантов может быть срочным (на определенный срок) и постоянным. Как правило, срочные сервитуты определяют для кратковременного допуска на территорию для строительства или реконструкции на приграничном владении линейных объектов либо объектов капитального строительства.

При таком виде обременениявдоговоремеждусторонамиилиактеобопределенииобремененияуказываетсяконкретныйсрок, по истечении которого действие обременения считается прекращенным.

Вцеломмеждупубличнымичастнымсервитутомсуществуетрядпринципиальныхотличий:

  • Возмещениезапользованиесервитутом. При определении публичного сервитута владелец обременяемой недвижимости имеет право на соразмерную выплату только если определение такого обременения ведет к существенным препятствиям в эксплуатации имущества;
  • Кругинтересантов. Публичный сервитут призван обеспечить удовлетворение требований неопределенного круга лиц, тогда как при частном виде обременения доступ на землевладение предоставляется конкретным лицам или представителям организаций;
  • Основаниеутверждения. Публичный сервитут утверждается только законодательным или нормативным актом, а для определения частного вида обременения заключается контракт между землепользователем и пользователем сервитута.

Этапы

Чтобы публичный сервитут был установлен, необходимо пройти несколько обязательных этапов:

  1. Формирование и подача заявления, где указывается причина и конкретная местность, для которой должен установиться публичный сервитут.
  2. Рассмотрение заявления органами местной или государственной власти, определение даты общественных слушаний.
  3. Формирование собрания для проведения слушаний, принятие и огласка решения.
  4. Принятие окончательного решения советом органов государственной или местной власти.
  5. Регистрация сервитута в случае получения разрешения на его установление.

Установление публичных сервитутов

Границы, период действия и цель обременения определяются законом или другим нормативным актом по результатам публичных слушаний. Советом перед принятием решения выслушивается аргументация обеих сторон как землевладельца обременяемого участка, так и населения города (сельского поселения), представителей органов власти, в чьих интересах и предполагается осуществить обременение.

Процедурапубличныхслушанийвключаетэтапознакомлениясматериалами,определяющимипредметслушания.

Доступ к материалам имеют все заинтересованные лица или организации, при этом период ознакомления устанавливается органами власти, ответственными за надлежащее информирование сторон.

Пунктом5ст.

23Земельногокодексаустановлено,чтофункционированиесервитутаобязанобытькакможноменеезатруднительнымдляземлепользователя.

Приведенным правилом соблюдается баланс интересов землевладельца и населения городского или сельского поселения, для удовлетворения потребностей которого и предполагается наложение обременения.

Процедура оформления обременения определена законодательством муниципального образования (города, сельского поселения) и утверждена решением совета депутатов.

Органамигосударственнойвласти,обладающимиполномочиямипоустановлениюпубличныхсервитутоввинтересахгосударстваобладают:

  • МинистерствотранспортаРоссийскойФедерации;
  • Федеральноедорожноеагентство;
  • Федеральнаяслужбапогидрометеорологииимониторингуокружающейсреды.

Цели установления публичных сервитутов

Возможные цели определения публичного вида обременения установлены Земельным кодексом.

Условноихможноподразделитьнанекотороеколичествокатегорий:

  • постоянноеобременениедляпохода(подъезда)кобъектамводногохозяйства и иным объектам общего пользования ради обеспечения интересов населения городского или сельского поселения;
  • постоянныйлибовременныйсервитутдляреализацииинженерных,строительныхидругихработ, в целях осушения приграничных земель, аварийно-ремонтных работ на инженерных сетях, организации пунктов ГГС и т. д.;
  • эксплуатацияземлевладения (либо его части) для сельскохозяйственных нужд населения;
  • эксплуатацияземлевладения (либо его части) в целях охотного, рыбного промысла, рыбоводства.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок?

Следующим, после прохождения процедуры выражения мнения общества вопросу и вынесения вердикта по ее результату, необходимо установить пределы сервитута.

Границы накладываемого обременения (если только оно не распространяется на все землевладение) определяются с помощью топографо-геодезических работ, результаты которых оформляются и передаются в органы, осуществляющие кадастровый учет изменений объектов недвижимости.

В результате орган кадастрового учета выдает выписку из государственного кадастра недвижимости на землевладение с определенными точными границами части участка, на котором действуют обременения.

В том случае,еслиобременениеустанавливаетсянавсеземлевладение,аегограницысоответствуютграницамземельногоучастка,необходимостьвтопографо-геодезическихработахиполучениикадастровогопаспортаотсутствует.

Источник: https://DomNaRadio.ru/uchastok/kadastrovyj-uchet-publichnogo-servituta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.