Оформление земельных участков под многоквартирными домами

Формирование земельного участка под многоквартирным домом — процедура оформления

Оформление земельных участков под многоквартирными домами

Оформление земли, на которой располагается многоквартирный дом – это актуальная тема в настоящее время в нашей стране. Более того, эта тема содержит в себе очень много нюансов и сюрпризов, которые оказываются приятными для собственников.

Стоит отметить, что собственники жилья могут претендовать на право пользования землёй под домом. Для этого им необходимо оформить участок, который будет принадлежать каждому собственнику квартиры. Они же обязаны следить не только за сохранностью дома, но и ухаживать за придомовой территорией.

Земельный участок под многоэтажным домом – что с ним делать

Необходимо отметить, что обязанность по передаче земельного участка, который находится под многоэтажкой, возлагается на администрацию населённого пункта. Этот вопрос урегулирован на законодательном уровне. Но, почему-то у граждан все равно остаются по этому поводу вопросы.

Именно поэтому необходимо отметить, что земельный участок должен переходить по праву общей долевой собственности во владение всех жильцов дома.

Это правило прописано в ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ». В этом законе также указано, что земельный участок переходит в собственность бесплатно.

Но, для этого необходимо зарегистрировать этот участок, то есть, чтобы на него было заведено кадастровое дело.

Статья четвёртая этого закона говорит о том, что формирование земельного участка под жилым многоквартирным домом должно осуществляться органами местного самоуправления.

Но самовольно они сделать это не имеют права. То есть, жильцы обязаны подать соответствующее заявление.

Оно может подаваться, как одним лицом, которое было выбрано на ании собственником либо всеми жильцами сразу.

Необходимо отметить, что уполномоченным лицом, которое имеет право подавать заявление в орган местного самоуправления, является и товарищество собственников квартир в многоэтажном доме.

Право на приобретение физическими и юридическими лицами земельного участка под многоквартирными домами закреплено также и в Земельном кодексе РФ.

Статья седьмая Кодекса гласит, что кадастровый паспорт на землю под многоэтажным домом выдаётся после заявления со стороны органа местного самоуправления в соответствующий орган.

Но до этого, жильцы дома коллективно, либо делегируя полномочия одному гражданину, должны подать соответствующее заявление в орган самоуправления.

После чего сотрудники администрации могут подать заявку на внесение земельного участка, на котором находится жилой многоквартирный дом, в кадастровый учёт.

После регистрации выдаётся кадастровый паспорт, в котором отражаются все необходимые сведения по данному объекту. Стоит отметить, что расходы в этом случае несёт лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка.

Порядок обращения с заявлением регулируется ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В связи с этим можно сделать вывод, что органы местного самоуправления вправе указать уполномоченному лицу на этот факт. То есть, чтобы получить земельный участок, на котором стоит жилой дом, в собственность, его необходимо зарегистрировать. А это делается за счёт будущих собственников земельного участка.

То есть, за счёт бюджетных средств такие процедуры не проводятся. Соответственно о бесплатном «куске сыра» нужно забыть навсегда.

Земля под многоквартирным домом в собственность — порядок оформления

Решая оформить землю под многоквартирным дом в собственность, необходимо несколько раз подумать. В решении этого вопроса не стоит торопиться, взвесьте все плюсы и минусы. А их в этом вопросе достаточно.

Начнём с положительных сторон оформления земельного участка в собственность:

  • Перед тем как проводить действия обременительного характера, необходимо их обсудить с собственниками земли,
  • Разрешение собственников понадобится и для постройки парковок, строений и других сооружений,
  • Собственники имеют право самостоятельно и на личное усмотрение обустраивать площадку около дома,
  • Собственники имеют право сдавать землю в аренду,
  • Оформленная в собственность земля повышает цену на квартиру при продаже,
  • Право собственности защищается законом.

Теперь рассмотрим несколько отрицательных моментов, с которыми придётся столкнуться лицам, которые все же захотят оформить участок в собственность:

  • Срок оформления может растянуться до 1 года,
  • Для оформления участка в собственность необходимо затратиться ещё и финансово,
  • Собственники квартиры, которые изъявили желание оформить землю под домом не только имеют на это право, но и несут обязанности. И если он не исполняет свои обязанности, то может быть наказан в соответствии с административным законодательством,
  • Если на территории будут построены незаконные сооружения, то за такие действия ответственность несёт собственник земельного участка.

Стоит также отметить, если граждане используют участок без правоустанавливающих на это документов, то они подлежат административному наказанию.

Если вы все же решитесь оформить землю под многоквартирным домом в собственность, то необходимо ознакомиться с процедурой такого оформления.

Порядок формирования земельного участка под многоквартирным домом

Для того чтобы получить право на владение земельным участком, нужно пройти несколько этапов:

  • Назначить дату проведения собрания между собственниками жилья в многоэтажном доме. Отчёт о проведение собрания должен отражаться в протоколе,
  • Составить заявление и предоставить его сотруднику администрации в населённом пункт, в котором необходимо указать желание оформить земельный участок в собственность.
  • Выбранное уполномоченное лицо, подаёт заявление о формирование и оформлении земельного участка, который занимает многоквартирный дом,
  • Проводятся землеустроительные работы, устанавливаются границы участка,
  • Сформировывать земельный участок имеют право органы местного самоуправления.
  • Если есть необходимость, то проводится процедура межевания границ. Проект по межеванию утверждает администрацией населённого пункта. После того как проект будет утверждён, принимается решение о передачи земли в общую долевую собственность,
  • Необходимо пройти процедуру кадастрового учёта. После того как земельный участок будет зарегистрирован, можно оформлять право собственности на него.

Как составить заявление на формирование земельного участка

Мы уже отмечали, что заявление подаётся уполномоченным лицом, которое выбирается на общем собрании собственников. Заявление подаётся в Администрацию муниципального образования. Службы, которые занимаются вопросом формирования земли, могут носить разное название:

  • Департаменты,
  • Комитеты т. д.

Стоит отметить, что заявление подаётся в Комитет по земельным ресурсам при Администрации местного муниципального образования. К заявлению обязательно необходимо приложить ксерокопии документов:

  • Схема распределения имущества между владельцами квартир на праве общей долевой собственности,
  • Уведомление о дате и месте проведения собрания собственников квартир,
  • Лист регистрации собственников, которые присутствовали на собрании,
  • Доверенность уполномоченных представителей собственников,
  • Документ, подтверждающий, что на собрании присутствовали все собственники квартир,
  • Письменное решение о формировании земельного участка, принятого всеми собственниками квартир,
  • Паспорт уполномоченного лица.

Заявление составляется в письменной форме, образец можно посмотреть на сайте. В правом верхнем углу указываете орган, в который подаётся заявление, а также необходимо указать от кого подаётся заявление.

Там же указывается адрес проживания заявителя и его паспортные данные. В содержании документа необходимо указать причину заявления. Там же необходимо указать приложения, то есть те документы, которые были указаны выше, как обязательные для подачи заявления в государственный орган.

В конце документа указывается дата составления и ставится подпись.

В завершении того, что было сказано выше, можно сделать вывод: оформлением земли в собственность должны заниматься только собственники квартир.

При этом они должны нести все расходы в результате оформления, они должны следить не только за благосостоянием дома, но и за надлежащим видом преддворовой площадки.

Не нужно забывать, что законодатель не только даёт права, но и накладывается обязанности и обязательства. А органы местного самоуправления по заявлению граждан имеют право сформировывать земельный участок.

Загрузка…

Источник: https://domosite.ru/nedvizhimost/formirovanie-zemelnogo-uchastka-pod-mnogokvartirnyim-domom

Оформление земли под многоквартирным домом МКД в Красногорске

Оформление земельных участков под многоквартирными домами

Регистрируем права собственности владельцам жилых и нежилых помещений на земельные участки под многоквартирными домами (МКД).

Вносим изменения в уже заложенные проекты межевания территории и, в случае их отсутствия, инициируем создание новых. Оспариваем отведённую площадь в судебном порядке. Проводим землеустроительные экспертизы и составляем межевые планы.

Добиваемся увеличения или уменьшения участков, в зависимости от желаний заказчиков, собственников помещений.

Чертёж участка до внесения изменений в проект межевания

Чертёж участка после внесения изменений в проект межевания

Межевание земли многоквартирного дома

Вообще, жилищный кодекс обязывает органы государственной и местной власти образовывать земельные участки под многоквартирными домами за свой счёт. Сперва их представители разрабатывают и утверждают проекты межевания территорий, а также подготавливают межевые планы.

Затем обращаются в Росреестр для постановки сформированных участков на кадастровый учёт и устраняют причины приостановок, в случае их возникновения. При этом обращения собственников таких домов не требуется вовсе.

Органы просто уведомляют их о принятых решениях, размещая извещения на придомовых информационных щитах или на собственных официальных сайтах.

Однако зачастую эти извещения остаются незамеченными. Собственники помещений в МКД могут не догадываться о проведённых межеваниях и о размерах образованных участков. А размеры их в инвестиционно-привлекательных местах, как правило, урезаются по самые фундаменты домов.

То есть не остаётся никаких придомовых территорий и даже мест для обслуживания зданий. Не говоря уже о том, что в случае изъятия участков под нужды государства или в рамках программы реновации собственникам квартир и нежилых помещений рассчитают минимальную компенсацию.

Из-за широкого распространения такой практики четверо депутатов даже внесли в госдуму законопроект, запрещающий образовывать участки по контурам МКД.

Бывают и противоположные ситуации, когда представители органов власти включают в межевые планы дополнительную, совершенно ненужную жильцам, территорию. Происходит это для того, чтобы возложить на жильцов обязанности по содержанию прилегающих к МКД территорий, но только в тех районах, где земля не представляет собой ценности для инвесторов.

Однако в Красногорске и Красногорском районе чаще происходит уменьшение земли, принадлежащей многоквартирным домам. Поэтому иногда во дворах многоэтажек, к удивлению жильцов, на детских площадках могут начаться строительные работы по возведению, например, торговых центров или автомоек.

Нередки и случаи по образованию на придомовых территориях платных автостоянок.

Как мы уже писали выше, для образования участка под МКД заявления собственников квартир и помещений не требуются, а до августа 2019 года необходимо было хотя бы одно обращение.

Теперь, когда участок силами органов власти становится на кадастровый учёт, он ещё и автоматически переходит в общедолевую собственность лиц, которые владеют квартирами и помещениями в расположенном на нём доме. На публичной кадастровой карте видно, где участки вокруг домов ещё не образованы, где временные, а где уже учтённые.

Когда жильцы не согласны с действиями властей, если те образовывают участки по контурам фундаментов МКД или прибавляют лишнюю территорию, мы начинаем разбирательства с проведения землеустроительных экспертиз.

Находим старую градостроительную документацию о предоставлении земельных участков, устанавливаем их границы на местности, выслушиваем мнения жильцов. В случаях несоответствия старых документов новым проектам межевания, изменяем границы существующих участков.

А если участки уже стоят в кадастре как учтённые, а не как временные, то добиваемся в суде снятия их с государственного учёта и постановки новых. Таким образом оспариваем и запланированные проекты, и уже завершённые межевания.

Это касается тех домов, которые были построены до введения в действие Жилищного кодекса, то есть до 29.12.2004.

Современные же новостройки переходят в собственность дольщиков уже вместе с отведёнными земельными участками, тем не менее этот факт мы всё равно проверяем при приёмке помещений нашими клиентами, так как были инциденты.

Земля под новостройкой

При приёмке квартир и нежилых помещений в новостройках мы обращаем внимание клиентов и на общее имущество МКД. Изучаем характеристики не только подвальных, чердачных и других помещений общего пользования, но и участков.

Смотрим, какие участки предоставлялись первоначально и уточняем их границы на местности, чтобы в дальнейшем застройщики не передали прилегающие к домам территории под строительство других объектов.

А при ущемлении прав клиентов требуем включения помещений и прилегающей земли в общедолевую собственность.

Проводим контурную съёмку земельных участков под многоквартирными домами. Составляем схемы участков, рассчитываем их стоимость и площадь.

Сверяем полученные сведения с проектами межевания территорий и с документами по выделению земли под строительство.

В случае значительного расхождения с исходной документацией обращаемся в администрацию Красногорска для внесения изменений в проект либо в суд для изменения уже уточнённых границ участка под МКД.

Источник: https://pravozem.ru/oformlenie-zemli-pod-mkd.html

По вопросу оформления земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность, Письмо Минэкономразвития России от 05 мая 2017 года №ОГ-Д23-5365

Оформление земельных участков под многоквартирными домами

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

1. Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, собственник любого помещения (с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П) вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона, а регистрация права в этом случае носит правоподтверждающий характер.

Согласно части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом Законом N 189-ФЗ напрямую не предусматривается полномочий собственника отдельного помещения в многоквартирном доме или нескольких собственников на обеспечение проведения кадастровых работ с целью дальнейшего осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом.

Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2016 г. N 303-КГ15-18725, именно на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по заявлению собственников помещений в таковом. Возможность передачи уполномоченным органом своей обязанности в указанной части собственникам помещений в таком доме действующим законодательством не предусмотрена. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П указано, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) осуществление кадастрового учета без одновременной государственной регистрации может осуществляться на основании заявлений лиц, установленных федеральным законом.

На основании вышеизложенного, по мнению Департамента недвижимости:

формирование земельного участка (в том числе, выполнение кадастровых работ необходимых для подготовки межевого плана), на которых расположен многоквартирный дом осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления по заявлению собственника (собственников) помещений в таком доме;

осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, занятого многоквартирным домом, должно осуществляться по заявлению органов государственной власти или органов местного самоуправления, указанных в части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ.

Необходимо отметить, что частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” предусмотрено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

2.

Согласно части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон N 221-ФЗ), признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон N 122-ФЗ), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 9 статьи 69 Закона N 218-ФЗ сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в ЕГРН по правилам, предусмотренным статьей 69 Закона N 218-ФЗ для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

С 1 января 2017 г. положения Закона N 221-ФЗ, регулирующие отношения в связи с осуществлением государственного кадастрового учета объектов недвижимости, утратили силу.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456075926

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.