Оплата сервитута на земельный участок

Содержание

Сервитут на землю сколько стоит

Оплата сервитута на земельный участок

Для ответа на это вопрос рассмотрим сначала правовую сторону.

Сервитут — плата за право пользования землей или иным недвижимым имуществом.

Статьи 271-274 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливают значение сервитута на земельный участок как особой формы обременения надела, которая обеспечит функционирование соседним земельным участкам за счёт эксплуатации в определенных нуждах некоторой территории более привилегированного по его расположению участка.

Если, проход к соседнему участку возможен только через территорию обременяемого участка, то на последний будет наложен сервитут, целью которого станет обеспечение беспрепятственного доступа к менее удачно расположенному наделу.

  • Срочные и постоянные (зависит от срока действия такого обременения);
  • Частные и публичные (участниками соглашения — частные лица или государство).

Независимо от формы сервитута, будет установлена плата, размер которой устанавливается по результатам проведенной оценки.

Кто проводит оценку сервитута на земельный участок?

В действующем законодательстве этот вопрос не урегулирован.

Размер стоимости должен быть установлен в процессе урегулирования всех вопросов до подписания соглашения заинтересованными сторонами.

Процедура оценки сервитута на землю сложная, так как должны учитываться все существующие факторы, которые могут существенно ухудшить положение владельца обремененного имущества, для судов рекомендуют использовать услуги независимых оценочных компаний.

Что учитывается при определении цены сервитута?

  • Реальные убытки, которые вызваны процедурой использования сервитута и установления такого обременения на конкретный земельный участок — по принципу сопоставления рыночной стоимости одного квадратного метра земли в той категории, к которой относится участок и той площади участка, которая подвергается обременению;
  • Упущенная выгода, возникшая из-за установления сервитута — путем вычисления той суммы денежных средств, которые потерял владелец обремененного участка, когда было установлено такое обременение, если бы он мог использовать участок по-другому, например, сдавать в аренду;
  • Размер реального ущерба, который возник из-за того, что на участок было наложено обременение в виде сервитута, которое ограничило возможности использования такого участка и снижение стоимости участка — производится путем сравнения рыночной стоимости конкретного участка с обременением и без такового и вычисление разницы.

Стоимость сервитута устанавливается путем сложения всех этих оценок.

При частном сервитуте,  лицо, выступившее инициатором установления сервитута принимает решение согласиться или оспорить с выставленными владельцем обремененного участка требованиями.

В случае, если требования будут оспорены, назначается процедура судебного урегулирования, в ходе которого суд выносит решение о назначении итоговой суммы (для ее определения может быть привлечена независимая оценочная организация). Основным параметром при такой оценке будет считаться степень обременения от 0% (если обременение ничтожно) до 100% (когда использование участка будет невозможно).

Реальная стоимость убытков (РСУ)

РСУ = рыночная стоимость 1 кв. м земли * общий объём отчуждаемой земли в процентном соотношении к площади участка

Например:

1 кв. м земли стоит 2 тысячи 857 рублей. Отчуждается 2% площади участка (общая площадь 11,9 соток, то есть 1190 кв. м, размер отчуждаемой площади 23 кв. м). Первая часть расчетов будет выглядеть как 2857*23=65 711 рублей.

Вторая часть расчетов представляет собой уравнение, в котором определяемся стоимость использования участка, если он используется на праве постоянного бессрочного пользования, но максимальный срок составит сорок девять лет:

Упущенная выгода

Упущенная выгода от эксплуатации земельного участка рассчитывается как разница тем количеством денежных средств, которые владелец участка может получить при эксплуатации своего надела без обременения и которые получает при установлении такого обременения.

Например:

Реальный ущерб

Реальный ущерб формируется путем установления разницы между рыночной стоимостью участка без установления обременения и с таковым.

Например:

Эту сумму лицо, инициировавшее установление сервитута должно будет выплатить владельцу обремененного участка. Порядок выплат устанавливается в заключенном договоре сервитута.

Цена сервитута = Реальная стоимость убытков + Упущенная выгода + Реальный ущерб

Отчет об установлении сервитута

Отчёт об установлении сервитута является обязательным документом в том случае, если стороны не смогли договориться о величине суммы и обращались за помощью в специализированные оценочные организации.

Отчёт  состоит из пяти основных частей:

  • Общая характеристика документа — кто составлял документ, когда он готовился и в отношении какого объекта недвижимости.
  • Стандарты, которые использовались для определения основных направлений оценки.
  • Перечисление методов, которые использовались проведения оценки соразмерной платы за установление сервитута (соразмерная плата за установление сервитута — более популярное в данный момент наименование стоимости установленного сервитута земельного участка).
  • Объект оценки. Здесь указывается конкретное обременение на земельный участок с фиксацией того срока, на который устанавливается обременение.
  • Текст заключения, в содержании которого должна быть представлена подробная характеристика устанавливаемого сервитута со ссылками на проект договора, а также на кадастровые характеристики участка. Кроме того, в тексте отчета указываются сведения о том, для каких целей устанавливается сервитут и на какой срок. Ещё одна часть отчета содержит все подробные расчеты с расшифровкой тех показателей, которые содержатся в тексте документа.

Отчет о расчете стоимости установленного сервитута приобщается в полном виде к тексту заключаемого соглашения с целью обоснования той суммы, которая установлена в договоре в качестве обязательной к уплате. Такой отчет оформляется в виде самостоятельного приложения.

Для вынесении судебного решения, отчет может считаться либо как доказательство правоты одной или другой стороны дела либо в качестве документа, на основании которого выносится судебное решение об установлении конкретной суммы в качестве стоимости сервитута.

Источник: https://bazatut.ru/materials/servitut-na-zemlyu-skolko-stoit/

Оплата за земельный сервитут

Оплата сервитута на земельный участок

Сервитут дает возможность пользоваться земельным участком, т.е. определяет не право собственности, а право пользования. Как правило, собственник земельного участка, владелец сервитута, за причиненное обременение, получает определенную договором оплату. Однако именно в размере и способах определения размера оплаты и заключаются основные проблемы.

На данный момент законодательство не содержит конкретных методик и требований к правилам определения размера платы за сервитут. В законе говорится лишь о соразмерной плате за сервитут.

Эта плата определяется относительно условий использования сервитута, но всегда ли ее достоверно можно назвать соразмерной? Рассмотрим некоторые методики определения размера оплаты сервитута и иные его особенности.

Установление оплаты

Сервитут может устанавливаться не только на земельные участки, но и на иные объекты недвижимости, например, на дорогу, линейный объект, лесной участок. Земельный кодекс в статье 23 более подробно регламентирует порядок установления сервитута на различные объекты.

Собственник объекта, который подпадает под использование, имеет право потребовать определенную оплату. Однако плата за пользование участком должна быть соразмерной, это основополагающий принцип.

Особенности и порядок оплаты сервитута определяются договорными обязательствами, т.е. одна сторона должна предоставить право пользования, а другая сторона оплатить данную услугу. Оплата устанавливается в договоре по взаимному согласию сторон, однако при возникновении трудностей любые разногласия могут разрешаться в суде.

Итак, мы уже говорили, что стоимость (плата за сервитут) в первую очередь должна быть соразмерной. Оплата может производиться частями, по истечении определенного срока, либо единовременно, соответственно, данные условия должны быть в обязательном порядке прописаны в договоре. Единовременная выплата может быть увеличена за счет дополнительных платежей и компенсаций в следующих случаях:

  • если пользователь нарушает установленные правила использования сервитута;
  • по решению суда, если пользователь нарушает права собственника в отношении владения и пользования объектом сервитута.

Какие убытки может понести собственник

Несмотря на то, что за предоставление в пользование объекта недвижимости собственник получает оплату, он все же может понести определенные убытки. Зачастую сфера пользования сервитутом настолько широка, что собственник фактически теряет право распоряжаться собственностью. Если иные ограничения не прописаны в договоре, собственник вправе изъять участок из отношений сервитута.

Кроме того, оплата сервитута имеет целевое назначение – возмещение возможных потерь за пользование объектом недвижимости. Но, естественно, эту оплату стоит отличать от аренды. Согласно установленным правилам, плата за сервитут определяется, исходя из величины возможных убытков, и прямо пропорциональна ей.

Собственник сервитута может понести следующие убытки:

  • упущение выгоды;
  • причинение реального ущерба (например, аренда лесополосы, сопровождающаяся вырубкой зеленых насаждений со стороны пользователя);
  • существенное отличие в стоимости активов, находящихся под обременением;
  • возможные штрафы и неустойки в пользу третьих лиц. Пользователь сервитутом не является его собственником, поэтому ответственность за объекты недвижимости остаётся на владельце сервитута, поэтому, исходя из типа объекта отношений сервитута, могут последовать разного рода санкции.

Убытки и способы их определения

В большинстве случаев сервитут ограничивает права владельцев земельного участка, например, эти ограничения могут быть связаны с проходом по территории.

Ввиду ущемления прав размер платы за сервитут может быть увеличен по сравнению с первоначальной стоимостью.

Соответственно, если плата была единоразовой, то доплачивается компенсация, а если сервитут оплачивают по частям, то плата просто увеличивается.

Срок сервитута также является ведущим фактором для определения убытков. Например, для того, чтобы провести электрические линии, проложить провода или трубы на участке, много времени не требуется. Соответственно, кратковременное пользование участком не так уж и обременительно для собственника, и плата не будет высокой.

Таким образом, факторами, влияющими на размер платы за сервитут, являются:

  • вид работ;
  • срок сервитута;
  • последствия деятельности пользователя сервитутом (причинение ущерба по факту, например, в случае прокладки труб может быть нарушен внешний образ земельного участка);
  • упущенная выгода, т.е. возможные неполученные доходы (к примеру, объект недвижимости является источником дохода, соответственно, обременения пользователя могут существенно нарушить данный процесс).

Сервитут может стать причиной убытков и третьих лиц. Например, на земельном участке расположено предприятие, которое временно прекратило работу из-за возникших в отношении сервитута прав. Предприятие поставляет металл, но временно простаивает.

Покупатели металла несут убытки из-за сорвавшейся сделки и требуют возместить неустойку. Требование направлено к собственнику сервитута, который, в свою очередь, может увеличить плату за сервитут для пользователя, т.к.

непредвиденные расходы возникли по вине последнего.

Возможно ли изменить размер выплат

Размер выплат за сервитут может быть изменен в большую сторону. Как мы уже выяснили, размер доплат и компенсаций зависит от характера сервитута, его объекта и срока сервитута. Но, опять же, доплаты должны быть соразмерными.

Для того чтобы компенсация за сервитут изменилась, должны присутствовать объективные обстоятельства, которые связаны с увеличением или уменьшением ограничений собственника на объект недвижимости. Практике известны случаи, когда размер доплат уменьшался, так как изначально предполагаемые работы не были проведены на участке по факту.

Этому обстоятельству способствует право пользователя распоряжаться сервитутом в определенных рамках, при этом пользователь сервитута может как расширить свою деятельность, так и не использовать свои права на сервитут в полном объеме.

Все изменения оформляются дополнительным соглашением к основному договору или поправками, которые предусмотрены для публичных сервитутов. Собственник сервитута может изменить размер выплат, обратившись в суд и представив письменные доказательства.

Регистрация сервитута: пошлины для юридических лиц

Сервитут бывает двух типов:

Частный сервитут заключается между физическими лицами для собственного интереса, например, сервитут за право прохода к дачному участку через соседний.

Публичные сервитуты более сложны, так как субъектами правоотношений выступают муниципальные власти, предприятия государственного сектора. Публичный сервитут, как правило, используется для реализации задач не личного, а регионального значения. К примеру, публичным сервитутом будет использование земельного участка для прокладки коммуникаций.

Размер государственной пошлины за регистрацию сервитута установлен в статье 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации. На сегодняшний день для юридических лиц размер государственной пошлины составляет 22 000 рублей, а для физических лиц – 2 000 рублей.

Санкции за неоплату сервитута

Штрафные санкции могут последовать в следующих случаях:

  1. За неуплату сервитута.
  2. Неоднократное нарушение установленных сроков для оплаты.

Штраф выплачивается в пользу владельца сервитута. А при наличии систематических нарушений владелец сервитута имеет право изменить условия договора либо отказаться от него.

Разумеется, такая мера возможна только по решению суда.

Например, при систематических, грубых нарушениях договора суд может принять решение о лишении прав на землю (пользование землей) с последующим расторжением договора и выплатой штрафных санкций в пользу владельца сервитута.

Такая мера не редкость, поэтому стороны должны ответственно подходить к отношениям, вытекающим из права пользования сервитутом. Также нужно понимать, что право пользования сервитутом не всегда может быть бессрочным.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Источник: http://dgkh.ru/art/zemelnye-uchastki/servitut.html

Письмо Минфина России от 15 августа 2018 г. № 09-02-08/59009 О порядке финансового обеспечения расходов по оплате земельного налога и сервитута, в случае заключения соглашения о сервитуте между получателями средств федерального бюджета, подведомственными Федеральной налоговой службе

Оплата сервитута на земельный участок

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение о порядке финансового обеспечения расходов по оплате земельного налога и сервитута, в случае заключения соглашения о сервитуте между получателями средств федерального бюджета, подведомственными Федеральной налоговой службе, и сообщает следующее.

Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г.

N 506, ФНС России и ее территориальные органы (управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня) являются юридическими лицами и составляют единую централизованную систему налоговых органов. Финансовое обеспечение деятельности ФНС России и ее территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы.

Положениями абзаца первого пункта 11 статьи 39.

20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.

Положениями статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающими земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации земельный налог является одним из видов налоговых доходов местного бюджета.

Положениями статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Положениями абзаца второго пункта 11 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо, получившее земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, заключает соглашение о сервитуте с иными юридическими лицами, имеющими здания, сооружения на указанном земельном участке.

При этом плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных иным юридическим лицам на праве оперативного управления.

Согласно положениям абзаца второго пункта 3 статьи 39.

25 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

На основании статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам федерального бюджета относится, в том числе плата по соглашениям об установлении сервитута, заключенным федеральными органами исполнительной власти, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации), – по нормативу 100 процентов.

Как следует из обращения, земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен за соответствующим территориальным органом Федеральной налоговой службы.

При этом здания, сооружения, помещения в зданиях и сооружениях, находящихся на вышеуказанном земельном участке, закреплены на праве оперативного управления, в том числе за федеральным казенным учреждением “Налог-Сервис”, подведомственном ФНС России.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, при организации исполнения федерального бюджета ФНС России, как главный распорядитель средств федерального бюджета вправе в установленном порядке предусмотреть соответствующие бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств:

территориальным органам ФНС России в целях исполнения обязательств по уплате земельного налога;

федеральным казенным учреждениям, подведомственным ФНС России, в целях исполнения обязательств, связанных с оплатой сервитута.

Кроме того, учитывая, что средства от уплаты земельного налога подлежат перечислению в доход местного бюджета, а средства от оплаты сервитута, соответственно, в федеральный бюджет, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, “задвоения” расходных обязательств ФНС России не происходит.

Рассмотрена следующая ситуация. Земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен за территориальным органом ФНС России. При этом здания, сооружения, помещения в них закреплены на праве оперативного управления в том числе за ФКУ “Налог-Сервис”, подведомственным ФНС России.

По мнению Минфина России, ФНС, как главный распорядитель средств федерального бюджета, вправе предусмотреть соответствующие бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств территориальным органам в целях исполнения обязательств по уплате земельного налога, а также ФКУ в оплаты сервитута.

Средства от уплаты земельного налога перечисляются в доход местного бюджета, а средства от оплаты сервитута – в федеральный бюджет. Поэтому, по мнению Минфина России, “задвоения” расходных обязательств ФНС России не происходит.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71943450/

Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам , Приказ Минэкономразвития России от 04 июня 2019 года №321

Оплата сервитута на земельный участок

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2018, N 32, ст.

5134), пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; 2009, N 19, ст.2344; 2010, N 9, ст.960; N 19, ст.2324; N 21, ст.2602; N 41, ст.

5240; N 45, ст.5860; N 52, ст.7104; 2011, N 12, ст.1640; N 17, ст.2411; N 36, ст.5149; N 43, ст.6079; 2012, N 13, ст.1531; N 27, ст.3766; N 52, ст.7491; N 53, ст.7943; 2013, N 5, ст.391; N 14, ст.1705; N 35, ст.4514; 2014, N 21, ст.2712; N 40, ст.5426; 2015, N 41, ст.5671; N 46, ст.6377, 6388; 2016, N 17, ст.2410; N 31, ст.

5013; 2017, N 1, ст.175; N 5, ст.800; N 17, ст.2569; N 33, ст.5205; N 34, ст.5276; N 42, ст.6168; N 46, ст.6790; 2018, N 33, ст.5434; N 37, ст.5762; N 50, ст.7764; 2019, N 5, ст.391),

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Министр
М.С.Орешкин

Методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам

УТВЕРЖДЕНЫприказом Минэкономразвития России

от 4 июня 2019 года N 321

1.

Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания содействия и методического обеспечения при определении размера платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам (далее соответственно – плата за публичный сервитут, правообладатели земельных участков).

2. При определении платы за публичный сервитут рекомендуется исходить из того, что такая плата представляет собой определяемую, в том числе с учетом положений Федерального закона от 29 июля 1998 г.

N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” , разницу между рыночной стоимостью земельного участка (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности) либо рыночной стоимостью прав на земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности), до установления публичного сервитута и после его установления (учитывая ограничения использования земельного участка и другие обстоятельства, возникающие в связи с установлением публичного сервитута и той деятельностью, которая может осуществляться на земельном участке обладателем публичного сервитута).

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3813; 2002, N 4, ст.251; N 12, ст.1093; N 46, ст.4537; 2003, N 2, ст.167, N 9, ст.805; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 2, ст.172; N 31, ст.3456; 2007, N 7, ст.834; N 29, ст.3482; N 31, ст.4016; 2008, N 27, ст.3126; 2009, N 19, ст.2281; N 29, ст.3582; N 52, ст.6419, 6450; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.

43; N 27, ст.3880; N 29, ст.4291; N 48, ст.6728; N 49, ст.7024, 7061; 2013, N 23, ст.2871; N 27, ст.3477; N 30, ст.4082; 2014, N 11, ст.1098; N 23, ст.2928; N 26, ст.3377; N 30, ст.4226; 2015, N 1, ст.52; N 10, ст.1418; N 24, ст.3372; N 29, ст.4342, 4350; 2016, N 1, ст.11; N 18, ст.2487; N 23, ст.3296; N 26, ст.3890; N 27, ст.4293, 4294; 2017, N 31, ст.4823; 2018, N 32, ст.5105.

3. При определении платы за публичный сервитут рекомендуется рыночную стоимость прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и предоставленный гражданам или юридическим лицам, определять с учетом следующих особенностей:

1) в случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, предоставлен юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, то рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока – на сорок девять лет;

2) в случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, предоставлен гражданину или имеющей право на бесплатное предоставление в собственность этого земельного участка организации на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения, то рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка.

4.

В случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, находится в общей долевой собственности или предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, то плату за публичный сервитут для каждого из участников долевой собственности или арендаторов рекомендуется рассчитывать пропорционально их доле в праве собственности (в праве аренды) на земельный участок.

5. В случае если публичный сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, то плату за публичный сервитут рекомендуется определять пропорционально площади этой части земельного участка.

6. При определении платы за публичный сервитут в отношении обременяемого этим сервитутом земельного участка рекомендуется учитывать:

1) установленное разрешенное использование земельного участка;

2) существующие до установления публичного сервитута ограничения (обременения) прав на земельный участок;

3) степень обременения публичным сервитутом земельного участка в целом (а не отдельной его части), которая выражается в:

– возможности продолжения использования земельного участка после установления публичного сервитута в соответствии с его разрешенным использованием;

– продолжительности срока публичного сервитута;

– объеме, содержании и сроке работ, осуществляемых обладателем публичного сервитута, и степени их влияния на хозяйственную деятельность на земельном участке;

– затруднении хозяйственной деятельности в связи с осуществлением публичного сервитута в сравнении с существующими ограничениями (обременениями) прав на земельный участок.

7. При расчете платы за публичный сервитут ее размер рекомендуется определять с учетом стоимости имущества правообладателей земельных участков на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

8.

При установлении правообладателя земельного участка используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах – документы о правах на землю, представленные правообладателем земельного участка, в том числе прилагаемые к заявлению об учете прав (обременений прав) на земельные участки в соответствии с пунктом 8 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации.

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2018, N 32, ст.5134.

9.

При расчете платы за публичный сервитут целесообразно установить, что уменьшение рыночной стоимости земельного участка (прав на него) непосредственно связано с осуществлением публичного сервитута, имея в виду, что если права на земельный участок ограничены установлением зон с особыми условиями использования территории в отношении линейного объекта, который размещается на условиях публичного сервитута, то плата за публичный сервитут возмещает лишь такое уменьшение рыночной стоимости, которое может возникать дополнительно по сравнению с существующими ограничениями прав на земельный участок.

В связи с этим рекомендуется исходить из того, что указанные в пункте 10 статьи 39.

46 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, напрямую не связанные непосредственно с использованием для осуществления публичного сервитута земельного участка (перерыв в хозяйственной деятельности правообладателя земельного участка, вызванный последствиями деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, повреждение имущества в ходе осуществления публичного сервитута, в том числе случайное и т.п.), не включаются в плату за публичный сервитут и возмещаются правообладателю земельного участка отдельно.

10. Обстоятельства, влияющие на расчет размера платы за публичный сервитут, рекомендуется учитывать однократно.

11.

Если в соответствии с законодательством, а также соглашением об осуществлении публичного сервитута на обладателя публичного сервитута возлагается обязанность по созданию неотделимых улучшений, остающихся в собственности правообладателя земельного участка, то при определении платы за публичный сервитут рекомендуется предусматривать ее соразмерное снижение на стоимость данных улучшений.

12. При определении стоимости прав, в том числе права аренды, на земельный участок, обременяемый публичным сервитутом, рекомендуется принимать во внимание текущее состояние земельного участка и его готовность к использованию в соответствии с разрешенным использованием, и в частности:

1) степень благоустройства и характеристики расположенных на земельном участке зданий, сооружений, сетей инженерно-технического обеспечения, влияние деятельности, осуществляемой правообладателем публичного сервитута на сохранение уровня благоустройства земельного участка и состояние указанных зданий, сооружений и сетей, а также необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление возможности использования данного участка его правообладателем в той степени, в какой это было возможно до установления сервитута;

2) характер хозяйственной деятельности правообладателя земельного участка и мероприятия, выполненные для ее дальнейшего осуществления (запланированное строительство объектов капитального строительства, выполнение работ по благоустройству территории, необходимость уборки урожая, создание защитных сооружений, завершение инвестиционного проекта, текущее или запланированное проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительное проектирование);

3) срок договора аренды или договора безвозмездного пользования.

13.

В случае если соглашением об осуществлении публичного сервитута определяется, что плата за публичный сервитут должна вноситься периодическими платежами, то для расчета такого платежа рекомендуется общий размер платы, определенный в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, разделять на общее число запланированных платежей. Одновременно в указанном случае в соглашении об осуществлении публичного сервитута рекомендуется предусматривать, что такие платежи могут быть изменены на размер уровня инфляции за каждый год, в течение которого будет действовать указанное соглашение об установлении сервитута.

Электронный текст документа
подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:

рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/554879679

Плата за сервитут на земельный участок по соглашению об установлении обремнения

Оплата сервитута на земельный участок

Сервитут в действующем законодательстве считается особая форма права пользования чужим земельным участком, за которое должна быть установлена соответствующая оплата.

Установление такого право может быть осуществлено только после проведения оценки стоимости возникшего обременения.

Соразмерная плата за сервитут

В действующем гражданском законодательстве понятие стоимости сервитута не существует, так как этот термин считается термином экономического происхождения.

Вместо него нормами гражданского законодательства Российской Федерации используется понятие соразмерной платы за сервитут.

Под соразмерной платой за сервитут необходимо понимать такую форму материального или денежного вознаграждения, которая осуществляется лицами, установившими обременение на конкретный земельный участок с целью обеспечения лучшего положения своим участкам, выплачиваемую владельцу обременённого участка.

Если говорить о возможностях изменения размера соразмерной платы за сервитут, то такие возможности предусмотрены в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Понятие соразмерной платы за сервитут используется не только в гражданском законодательстве, но и во всех отчетах о формировании стоимости такого обременения, которые готовятся соответствующими оценочными организациями.

Этот термин считается более правильным с точки зрения юриспруденции, так как может полном объеме отразить именно те затраты, а также убытки, которые несет владелец обремененного участка. Логичность использования такого понятия не подвергается сомнению.

Соразмерная плата за сервитут складывается из трех основных показателей, которые учитываются при формировании итоговой суммы:

  • Размер реального ущерба, который получил владелец обремененного участка из-за установленного сервитута;
  • Упущенная выгода, так как наложение обременения на участок влечет за собой реальное ограничение использования недвижимого имущества;
  • Учёт тех реальных убытков, которые были понесены владельцем обремененного участка (в том числе, и те убытки, которые возникли из-за досрочного прекращения своих обязательств перед третьими лицами).

Соразмерная плата за сервитут представляет собой достаточно сложную по расчетам величину, которая может изменяться, если происходит изменение какой-либо одной из составляющих, принимающих участие в ее расчете.

Изменение величины соразмерной платы за сервитут может происходить в таких случаях:

  • Если изменяется степень обременения, установленного на земельный участок;
  • Если изменению подвергается срок использования сервитута (этот показатель напрямую заложен в расчет стоимости установленного сервитута);
  • Изменение соразмерной платы за сервитут может произойти в том случае, если стороны по своему обоюдному согласию высказали такое желание ввиду необходимости изменения установленного сервитута как в сторону увеличения обременения, так и в сторону уменьшения;
  • Соразмерная плата за публичный сервитут может быть изменена только в одном случае: если изменению подвергается тот нормативный акт, который этот сервитут установил. Если таких изменений нет, то и плату за сервитут изменять нельзя, независимо от того, в какую сторону происходит такое изменение.

Порядок изменения установленной соразмерной платы за сервитут вносится в текст соглашения, заключаемого по итогам установления такого сервитута, как один из обязательных для исполнения (в случае необходимости) пунктов соглашения.

Как происходит установление соразмерной платы за сервитут

Эта величина может быть установлена только в строгом соответствии с условиями и положениями действующего гражданского законодательства, так как выплата вознаграждения за пользование чужим имуществом предусмотрена именно нормами этого законодательства.

Плата за использование сервитута может быть зафиксирована как изначально в тексте договора об установлении сервитута, так и в тексте специально составленного дополнительного соглашения.

Если речь идёт о формировании оплаты за использование такого обременения в тексте договора, то величина этой стоимости указывается в специальном разделе, посвящённом установленной стоимости сервитута, а также порядку взаиморасчетов между сторонами соглашения.

Режим выплат также определяется в тексте договора или специально оформленном дополнительном соглашении на основе некоторого перечня данных:

  • Срока действия обременения в зависимости от возможностей достижения целей, ради которых он был установлен;
  • Степени обременения, которое оказывает непосредственное влияние на возможности использования земельного участка в полном объеме;
  • Общей стоимости установленного сервитута, определённого по результатам оценки установленного обременения.

Для большей наглядности в качестве приложения к договору может быть сформирован специальный график платежей, в котором будет отражена вся периодичность совершаемых выплат в зависимости от срока использования участка.

Порядок внесения платы за сервитут

Эта статья регулирует не только вопросы установления такой оплаты, но и то, как должны происходить выплаты за использование обремененных земель.

В частности, п.3 этой статьи говорит, что если соглашение об установлении сервитута и назначении порядка выплат за его использование не подписано в течение года, инициатор установления сервитута вносит всю сумму в депозит нотариуса по месту нахождения обремененного участка и приступает к использованию своего права.

Владелец участка, в отношении которого установлен сервитут, может в любой момент обратиться к нотариусу за этими средствами (но уже за вычетом комиссии, которую нотариус вправе взимать за хранение средств), но для получения суммы он должен обязательно предъявить подписанное с инициатором сервитута соглашение об установлении такого обременения.

В том случае, если соглашение было подписано, и в его тексте есть информация о том, как будет происходить выплата всей суммы, все платежи должны происходить в строгом соответствии с таким графиком.

В случае подписания договора сервитута существуют два варианта, в соответствии с которыми могут происходить выплаты:

  • Единовременный, когда на момент начала эксплуатации земельного участка инициатор обременения выплачивает всю сумму владельцу участка. В этом случае изменение соразмерной платы будет происходить несколько сложнее, так как вся сумма уже выплачена, и необходимо будет либо делать доплату (если стоимость увеличивается), либо владелец участка должен будет вернуть то часть средств, на которую происходит уменьшение стоимости сервитута.
  • Ежемесячными платежами. В этом случае выплаты будут происходить один раз в месяц на протяжении всего срока использования сервитута. Корректировка в этом случае может осуществляться путем изменения количества платежей или ежемесячной суммы.

В обоих случаях для изменения итоговой суммы необходимо будет подготовить специальное дополнительное соглашение, в тексте которого будет содержаться не только информация об изменении суммы, но и сведения о том, на основании чего произошло изменение соразмерной платы за сервитут.

Как платить налоги

В случае, если рассматривается вопрос об обложении налогом владельца земельного участка, то здесь речь идет о налоге на добавленную стоимость (так как такой налог устанавливается на продаваемые или передаваемые в пользование товары, работы или услуги – в конкретном случае речь идет об услугах), так и о втором налоге (в случае, если владелец участка — физическое лицо — речь идет о налоге на доходы физических лиц, а если юридическое – налог на прибыль организации).

В том же случае, если речь идет об инициаторе установления сервитута, то физическое лицо платить не будет ничего, а юридическое будет действовать в соответствии со своим режимом налогообложения.
В целом, в российской налоговой системе выделяют два вида налогообложения:

  • Стандартный, когда расчет налоговой базы происходит с учетом всех понесенных расходов и, соответственно, облагаться налогом будет та прибыль, которая остается после подсчета всех понесенных расходов;
  • Упрощенный, когда в перечень расходов включаются только те расходы, которые находятся в закрытом списке расходов для налогообложения организаций с упрощенной формой налогов.

Если речь идёт о стандартной форме налогообложения, то здесь необходимо будет произвести признание расходов на оплату пользования сервитутом в качестве прочих оправданных и документально подтвержденных расходов (в соответствии с требованиями пп.49 п.1 ст.264 Налогового Кодекса Российской Федерации). Признать такие расходы будет необходимо в целях формирования базы обложения прибыли.

При упрощенной системе налогообложения учитывать соразмерную плату за сервитут в качестве расходов не придется, так как она не включена в тот перечень оправданных и подтвержденных затрат, которые можно учитывать при формировании базы налогообложения на прибыль.

Порядок осуществления выплат также регулируется заключенным соглашением.

Однако, если такой договор подписать не удаётся, инициатор обременения может всю необходимую сумму внести на депозит нотариуса и приступить к началу необходимых работ, так как свою часть обязательств он выполнил. Внесение платы может производиться как единовременно, так и ежемесячными платежами, а сама сумма может изменяться в зависимости от того, как меняются условия использования сервитута.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/ustanovlenie-platy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.