Отказ инвалиду в земельном участке

Содержание

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2014 г. N 91-КГ13-7 Суд отменил судебные акты, принятые по делу о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду, и направил дело на новое рассмотрение, поскольку судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права

Отказ инвалиду в земельном участке

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Асташова С.В.,

судей Гетман Е.С. и Момотова В.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Е.А. к администрации г. Великие Луки Псковской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка в аренду

по кассационной жалобе администрации г. Великие Луки Псковской области, поданной представителем Сайфуллиным-Богатыревым Р.Г., на решение Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11 июня 2013 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Момотова В.В., объяснения представителя администрации г. Великие Луки Псковской области Сайфуллина-Богатырева Р.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Смирнова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Великие Луки Псковской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка, сославшись на то, что она является инвалидом 2 группы и имеет право на первоочередное выделение земельного участка.

В связи с этим Смирнова Е.А. обратилась в администрацию г. Великие Луки с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 600 кв.м для индивидуального жилищного строительства, однако письмом администрации г. Великие Луки от 26 декабря 2012 г. Смирновой Е.А.

было отказано в связи с отсутствием решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. иск Смирновой Е.А. удовлетворен, признан незаконным отказ администрации г. Великие Луки в предоставлении Смирновой Е.А.

как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка в аренду без проведения торгов (аукциона), на администрацию г. Великие Луки возложена обязанность по предоставлению Смирновой Е.А. земельного участка площадью 600 кв.

м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. … рядом с домом …, согласно схеме расположения земельного участка.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11 июня 2013 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрации г. Великие Луки Псковской области, поданной представителем Сайфуллиным-Богатыревым Р.Г., ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления – подлежащими отмене.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении данного дела такого характера нарушения были допущены судебными инстанциями.

Судом установлено, что Смирнова Е.А. является инвалидом 2 группы.

31 января 2012 г. и 13 декабря 2012 г. истец обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием места расположения этого земельного участка.

Письмом администрации г. Великие Луки Псковской области от 26 декабря 2012 г. Смирновой Е.А. было отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Удовлетворяя исковые требования Смирновой Е.А.

, суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.

С данным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании норм права.

В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г.

№ 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления Смирнову Е.А. первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости Смирнова Е.А. в улучшении жилищных условий.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 своего постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие  значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем в нарушение перечисленных требований закона суд не установил указанные выше юридически значимые обстоятельства.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом второй инстанции нарушения норм материального и процессуального права существенными, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов администрации г. Великие Луки Псковской области, в связи с чем состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11 июня 2013 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий С.В. Асташов

Закон о соцзащите инвалидов закрепляет ряд гарантий для такой категории граждан.

В частности, предусмотрено право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства.

Относительно применения этих норм СК по гражданским делам ВС РФ разъяснила следующее.

Исходя из системного анализа законодательства право на первоочередное получение участков для указанных целей предусмотрено для того, чтобы установить допгарантии реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов.

Соответственно, такое право связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение подобными участками является мерой соцподдержки, направленной не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а лишь на тех из них, кто нуждается в ее получении.

Т. е. данная мера соцподдержки как допгарантия реализации жилищных прав распространяется на перечисленных лиц, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на него.

Этот подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

Поэтому по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного обстоятельства включает в себя как исследование вопроса нахождения инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у него оснований для постановки на подобный учет.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70490954/

Когда отказ в предоставлении жилого помещения/земельного участка правомерен

Отказ инвалиду в земельном участке

Статья подготовлена по материалам судебной практики.

В целом ряде случаев отказ органа власти предоставить инвалиду жилое помещение или земельный участок является правомерным, при этом правомерность такого отказа подтверждается в суде.

Ниже представлен краткий анализ судебных актов, в которых отражены некоторые случаи, когда лицо, являющееся инвалидом, не имело права требовать предоставления жилого помещения или земельного участка по тому или иному основанию.

Изучение приведенной практики необходимо для того, чтобы избежать подачи заведомо необоснованных (проигрышных) исков.

1. Отказ в предоставлении жилого помещения

1.1. Вывод суда: в соответствии с пунктом 2 статьи 49 ЖК РФ постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма возможна лишь в случае признания их малоимущими органом местного самоуправления в порядке, установленном законом.

Этот вывод содержится в Кассационном определении Верховного Суда Республики Марий Эл № 33-1558 от 28 октября 2010 г.

В этом деле гражданин обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности поставить на учет по предоставлению жилого помещения.

В обоснование заявления указал, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку страдает заболеванием, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Суд в ходе разбирательства дела установил, что гражданин малоимущим гражданином не признан, с заявлением об этом в соответствующие органы не обращался, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации города не состоит, не желает обращаться с заявлением о признании его малоимущим.

На основании этого гражданину было отказано в его требованиях. При этом суд подчеркнул, что отказ в постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий лишь по основанию имеющегося тяжелого хронического заболевания, правомерен.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Свердловского областного суда № 33-13361/2016 от 26 июля 2016 г., Апелляционное определение Красноярского краевого суда № 33-8605/2015 от 12 августа 2015 г.

(истец в установленном порядке малоимущим не был признан, что послужило основанием для отказа в удовлетворении требований о его постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма).

1.2. Вывод суда: граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, в частности, в случае, когда гражданин имеет жилую площадь, превышающую учетную норму площади жилого помещения.

Этот вывод содержится в Апелляционном определении Самарского областного суда № 33-5960/2016 от 2 июня 2016 г.

В этом деле гражданка обратилась в суд к местной администрации с иском об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

https://www.youtube.com/watch?v=zHpE5u9noMk

Суд в ходе разбирательства дела установил, что постановлением местной администрации истцу было предоставлено жилое помещение в общежитии общей площадью 18 кв. м.

При этом истец страдает заболеванием, входящим в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

В дальнейшем гражданка была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием оснований стоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как проживает в жилом помещении, площадь которого превышает учетную норму.

Оспаривая указанное решение органа местного самоуправления, истец ссылается на то, что жилых помещений в собственности и по договору найма не имеет, проживает в жилом помещении в общежитии, является инвалидом по заболеванию, включенному в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Однако суд в своем решении подчеркнул, что постановлением администрации здание общежития, в котором проживал истец, было исключено из состава специализированного жилищного фонда и считается жилым домом.

Учитывая, что общежитие утратило статус специализированного жилого фонда, суд исходил из того, что истец проживает в жилом помещении по договору социального найма, в связи с чем в целях сохранения оснований состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо наличие, предусмотренных п. 2-4 ч. 1 ст.

51 ЖК РФ условий, а именно: обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы или проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям или проживание в квартире, занятой несколькими семьями (с учетом заболевания истца), а также при наличии указанных условий одновременно.

Между тем, жилое помещение, в котором проживает истец является изолированным, имеет жилую площадь 18 кв. м, что превышает учетную норму площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленную органом местного самоуправления.

1.3. Вывод суда: на основании п. 4 ч. 1 ст.

51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, при наличии одновременно трех условий, а именно: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно; указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, и проживают в квартире, занятой несколькими семьями.

Этот вывод содержится в Апелляционном определении Оренбургского областного суда № 33-3504/2016 от 5 мая 2016 г.

В этом деле гражданин обратился к местной администрации с иском о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.

В обоснование указанных требований истец указал, что страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

При этом истец обратился в администрацию города с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

В удовлетворении этого заявления администрацией города было отказано.

Отказывая в удовлетворении исковых требований гражданина суд пришел к выводу, что сам по себе факт наличия у одного из членов семьи собственника жилого помещения заболевания, включенного в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, не является основанием для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как обязательным условием для реализации гражданином указанного права во внеочередном порядке является проживание в квартире нескольких семей, когда заболевание члена семьи истца делает невозможным проживание в данной квартире других семей, но не членов семьи истца, при условии отсутствия у него иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

2. Отказ в предоставлении земельного участка

2.1. Вывод суда: инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке только в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Этот вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 04.02.2014 № 91-КГ13-7.

В этом деле гражданин обратился в суд с иском к администрации города о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка, сославшись на то, что он является инвалидом и имеет право на первоочередное выделение земельного участка.

При этом истец обращался в администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием места расположения этого земельного участка, в чем ему было отказано в связи с отсутствием решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Суд, разрешая данный спор, указал, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Пермского краевого суда № 33-8359/2016 от 25 июля 2016 г. (право инвалида претендовать на меру социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства может быть реализовано им только в случае необходимости улучшения его жилищных условий).

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда № 33-5328/2016 от 22 марта 2016 г.

(право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий; в остальных случаях земельный участок предоставляется инвалиду, не признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий, в общем порядке).

2.2. Вывод суда: возможность получения инвалидами земельных участков бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни другими федеральными законами не предусмотрена.

Такая возможность может быть предусмотрена лишь законом того или иного субъекта Российской Федерации.

Этот вывод содержится в Апелляционном определении Верховного Суда Республики Татарстан № 33-9208/2015 от 22 июня 2015 г.

В этом деле гражданин обратился к органу местного самоуправления с иском о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка и компенсации морального вреда.

Истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно, однако орган местного самоуправления отказал истцу со ссылкой на отсутствие нормы закона, регламентирующей предоставление земельного участка инвалидам на бесплатной основе.

Суд, разрешая спор, указал, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Однако, возможность получения инвалидами земельных участков бесплатно нормами действующего законодательства, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” не предусмотрена.

Отсутствуют правовые основания для предоставления инвалидам земельного участка бесплатно и в соответствии с земельным законодательством Республики Татарстан.

При этом суд отметил, что истец не лишен возможности реализовать свое право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства без проведения торгов в аренду.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Свердловского областного суда № 33-18770/2015 от 4 декабря 2015 г. (возможность получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено).

Бартов А.А. – Руководитель юридической клиники МОСИ.

Источник: https://DoorinWorld.ru/stati/kogda-otkaz-v-predostavlenii-zhilogo-pomeshcheniya-zemelnogo-uchastka-pravomeren

Процедура выделения земельных участков инвалидам 1, 2, 3 группы в деталях

Отказ инвалиду в земельном участке

С целью улучшения жилищных условий людей с ограниченными возможностями государство выделяет им земельные участки.

Право распространяется на инвалидов всех групп. У данной категории перед оформлением встает много вопросов.

Для чего предоставляется земля инвалидам — можно ли заниматься сельским хозяйством или надел предназначен только для строительства дома?

На каких условиях положено получение участка и как правильно подготовить необходимую документацию? Все ответы в статье.

Законодательное регулирование

Положения Земельного кодекса гласят, что граждане имеют равные права на приобретение земельного участка – для аренды или оформления во владение. Но если на землю претендует человек с ограниченными физическими возможностями, право на первоочередное получение ЗУ – у него.

Основной законодательный акт, регулирующий процедуру – Федеральный закон № 181 от 24 ноября 1995 года. Статья 17 закона гарантирует инвалидам право на первоочередное получение территорий. Статья 333.33 Налогового кодекса освобождает инвалидов от уплаты пошлины.

Условия выделения наделов

Несмотря на инвалидность человека, участок выдается ему не бесплатно, необходимо также отвечать требованиям. Условия предоставления зависят от местного законодательства, но имеются и общефедеральные.

Справка! Воспользоваться льготой может любой гражданин, имеющий группу инвалидности (1, 2 или 3). Как ему была присвоена группа, сколько времени прошло – значения не имеет. Предоставляется единожды.

Условия:

  • нахождение на учете муниципалитета как нуждающегося в улучшении условий проживания;
  • использование территории по назначению;
  • инвалидность должна быть «постоянной»;
  • неиспользование льготы ранее.

Если группа присвоена временно, решение о предоставлении участка администрация принимает самостоятельно, учитывая диагноз и материальное состояние гражданина.

Земля выдается в пределах города, но при отсутствии свободных территорий администрация вправе предложить вариант в другом районе.

Инвалид или член его семьи имеет право самостоятельно выбрать надел и предоставить сотруднику администрации схему его расположения и заявление.

Вначале участок передается в аренду с заключением договора. После проведения строительных работ (в течение трех лет) земля может оформляться в собственность. Если сроки строительства упущены, инвалид теряет право на бесплатный надел.

Люди с ограниченными возможностями имеют право получить территорию на льготных условиях – без участия в торгах. Муниципальная власть вправе устанавливать дополнительные условия для получения надела.

На выделяемой территории не должно быть обременений, границы должны быть четко определены. Если они не установлены, необходимо провести межевание и поставить ЗУ на учет. Чтобы получить недвижимое имущество, инвалид обязан подать заявление и пакет документации.

Обратите внимание! Денежной компенсации взамен участку не предусматривается.

Для каких целей выделяется земля?

Полученную землю гражданин имеет право использовать для:

  1. постройки дачи или жилого дома;
  2. занятий садоводством, огородничеством;
  3. ведения личного подсобного хозяйства;
  4. постройки подсобных помещений.

Запрещается заниматься фермерством или иной деятельностью, приносящей прибыль.

Работники государственной власти имеют право проверить целевое использование надела по истечении трех лет. Если территория не обрабатывалась или использовалась не по назначению, право на предоставление надела аннулируется.

О тонкостях получения земли под ИЖС подробно в видео:

Порядок получения

Для получения бесплатной земли необходимо обращаться в органы исполнительной власти по месту проживания.

Порядок действий включает этапы:

  1. Сбор перечня документов.
  2. Подача их в муниципальную администрацию.
  3. Ожидание решения.
  4. Получение разрешительных бумаг для оформления прав.

Государственная пошлина не предусмотрена. Выдаваемые участки должны пройти процедуру межевания и стоять на учете в Кадастровой службе.

Справка! Правом на получение надела можно воспользоваться единожды. Исключение – прекращение существования или приход в негодность ранее полученной территории по причинам, не зависящим от владельца. Взамен инвалиду выдают другой участок.

Чтобы передать надел, органы федеральной (муниципальной) власти заключают с гражданином договор аренды, в котором указывается тип передачи.

Сбор документов

Для реализации прав на получение надела необходимо собрать определенный пакет документов.

В него входят:

  • заявление;
  • паспорт;
  • ИНН;
  • бумаги, подтверждающие инвалидность;
  • справка о доходах;
  • справка о составе семьи (с приложенными копиями паспортов и свидетельств о рождении малолетних членов семьи);
  • документы о регистрации.

Внимание! Если документами занимается представитель, потребуется нотариально заверенная доверенность.

Подаются лично, в электронном варианте или через работника органов социальной защиты, ухаживающего за инвалидом.

Составление и подача заявления

Чтобы воспользоваться правом получения ЗУ, инвалид (доверенное лицо) должен написать заявление на имя главы администрации района проживания.

Типового бланка не предусмотрено – составляется в свободной форме, от руки или в печатном виде. Текст заявления должен иметь форму просьбы, а не требования.

Основная часть документа содержит:

  • указание на то, что заявитель относится к социально незащищенной группе населения и имеет группу инвалидности (указывается дата освидетельствования);
  • причину появления материальных трудностей;
  • просьбу предоставления территории без очереди;
  • целевое использование ЗУ.

Заявление подается в местную администрацию лично, через доверителя.

Мониторинг очереди

Способов отслеживания очереди несколько. Первый – личное обращение в администрацию.

Порядок действий:

  • Подготовка документов (паспорт, сертификат (положение) об участии в программе, заявление с просьбой озвучить порядковый номер в очереди).
  • Посещение районной администрации.
  • Подача заявки.

Администрация должна дать ответ в течение двух недель. Ответ забирается лично, по почте. Способ указывается при подаче заявки.

Второй вариант – онлайн просмотр. Необходимо зайти на сайт администрации, найти подходящий раздел с названием программы, скачать файл. В перечне будет указан порядковый номер.

Важно! Если администрация находится далеко, инвалид может обратиться в МФЦ.

Какой установлен срок ответа и оформление ЗУ

Сроки рассмотрения составляют 2 недели. При одобрении заявки инвалида пригласят в администрацию для заключения договора аренды. В документе описываются требования к обеим сторонам, излагается информация об участке. Составляется в двух экземплярах.

После заключения договора инвалид имеет право владеть территорией: возводить постройки, заниматься с/х деятельностью.

Несмотря на установленный срок рассмотрения документов, уполномоченные органы вправе отложить принятие решения, но на срок не более 30 дней. О продлении инвалида сообщают письменно.

После заключения соглашения необходимо возвести дом в течение трех лет. Это главное условие для дальнейшего оформления ЗУ в собственность.

Можно ли оформить землю в собственность?

Государство разрешает оформлять надел в собственность при условии, что с момента получения прав на него прошло более 5 лет, и участок использовался по назначению.

В некоторых регионах обязательным требованием является наличие зарегистрированного жилого дома на земле для возможности оформления в собственность.

По истечении необходимого срока или возведения строения гражданин должен подать заявление на передачу прав и документы:

  1. копию паспорта;
  2. кадастровый паспорт;
  3. документ о наличии прав на землю (обычно, договор аренды);
  4. квитанцию об оплате услуг регистрации.

Стоимость услуг составляет 2000 р. для физлиц. После подачи документации заявителю выдают расписку о получении.

Справка! В документе может указываться точная дата получения выписки ЕГРН, содержащей сведения о новом владельце. Процедура длится до 10 дней.

Как действовать в случае отказа?

В случае отказа администрация должна уведомить инвалида в письменном виде.

Основные причины отклонения заявки:

  • указание неверных сведений;
  • право на получение ЗУ использовалось ранее;
  • предоставлен неполный перечень документации;
  • отсутствие земли желаемых параметров.

Порядок обжалования зависит от причины отказа.

Если заявление было составлено неправильно, с ошибками, разрешается его переписать и подавать заявку повторно. Если отказано из-за неполного перечня документации, необходимо донести недостающую справку. Какую именно – сотрудник администрации укажет в уведомлении.

Повторное обращение за льготой – правомерная причина отказа. Исключение – уничтожение участка по независящим от инвалида причинам.

Если в предоставлении земельного участка отказано незаконно, гражданин вправе обратиться в суд. Сроки обращения – 3 месяца с даты вынесения решения. Гражданин должен составить жалобу, приложить документы и письменный ответ администрации.

Обратите внимание! При одобрении иска администрация обязана предоставить территорию в течение срока, установленного судом.

Если в семье 2 льготника?

Случается, что в семье инвалидность имеют несколько человек. Действующей законодательной властью предусмотрена возможность получения ЗУ двумя гражданами-инвалидами, которые проживают совместно. Земля полагается каждому недееспособному человеку в семье, независимо от их количества.

Заключение

Таким образом, люди с ограниченными возможностями имеют право воспользоваться государственной льготой – первоочередным правом на получение земельного участка.

Главное условие – отвечать установленным законодательством требованиям. В аукционе инвалиды не участвуют. Услуга получения земли бесплатная, платить придется лишь за регистрацию прав собственности.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/lgotnoj-kategorii/invalidam

Как инвалиду получить земельный участок бесплатно

Отказ инвалиду в земельном участке

Земля на льготных условиях – привилегия, которой могут пользоваться пенсионеры, сироты, ветераны, малоимущие граждане и люди с ограниченными возможностями. Законом предусмотрено, что предоставление земельных участков самим инвалидам и их семьям – мера социальной поддержки.

Так государство заботиться о незащищенной категории лиц. Земля выдается под индивидуальное жилищное строительство при соблюдении специального порядка. Как же претенденту можно правильно оформить земельный участок и получить все это бесплатно, будем разбираться в этом материале.

Внимание! Для того чтоб заявить право на безвозмездное получение земельного участка для претендентов инвалидов нужно обращаться в местную администрацию. Тут заявителя поставят на учет.

Законодательное обоснование

Основной законодательный акт, регулирующий вопросы по социальной защите инвалидов в Российской Федерации – это ФЗ «О соцзащите инвалидов». Это проект под номером 181, что вошел в силу 24.11.1995 г.

Ст. 17 ФЗ № 181 определяет право претендентов с ограниченными возможностями здоровья, а также их семей на предоставление земельных льготных участков бесплатно.

Отчуждение земли в пользу третьего лица в России проходит в возмездном порядке.

Предполагается, что новый распорядитель участка выкупает или арендует землю. Но в соответствии с федеральным законодательством представление земельных участков людям с ограниченными возможностями – безвозмездное мероприятие.

Лицо получает недвижимость бесплатно.

На заметку! Право на участок земли имеет сам инвалид, а еще семья, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями.

Условия

Стоит сразу заметить, что выделение земельных участков российским инвалидам может происходить лишь при наличии основания.

Основным условием их выделения стает проблема со здоровьем, увечье, травма, которые каким-то образом ограничивают способности лица к самообслуживанию, трудоустройству, интеграции в обществе.

Ограниченная способность должна быть подтверждена медицинским заключением Бюро МСЭ.

ФЗ законодательство определяет безвозмездное представление земельных участков инвалидам всех групп (1,2,3).

Основанием для получения участка закон считает также воспитание в семье родного (рожденного), усыновленного (приемного) ребенка с ограниченными возможностями.

В этом случае заявление на выделение из жилого госфонда земельного участка подает один из родителей (опекунов), независимо от участия в других льготных программах. Образец такого заявления будет приведен ниже.

Второе основание для выделения – целевой порядок использования земельного участка. Выделяется недвижимость для улучшения жилищных условий. Итак, ее можно применить для реализации таких целей:

  • строительство жилого дома;
  • возведение подсобных помещений;
  • организация личного подсобного хозяйства;
  • благоустройство огорода, сада.

Выданный инвалиду земельный участок, должен быть использован для улучшения жилищных условий, а не для обогащения. Следовательно, недвижимость, что получена бесплатно, как льгота, не должна продаваться.

Льготной категории населения, в данном случае лицу имеющему инвалидность или семье с несовершеннолетним физически ограниченным гражданином, полагается не только сам участок. Они могут рассчитывать на дополнительные льготы – межевание, регистрация участка в кадастровом списке на бесплатном основании.

На заметку! При выделении учитывается один важный момент. В отношении земельных участков, которые закон гарантирует льготникам, не должно быть прав у третьих лиц. Земля не может больше никому принадлежать. А претендент, который уже получил недвижимость, теряет свое право на государственный объект.

Особенности оформления земли:

  • Предоставление земли инвалиду под ИЖС индивидуальное строительство и ведение дачного/подсобного хозяйства. Может быть запланирована постройка разных конструкций. Это может быть жилой дом, дача, подобные хозяйственные помещения.Также на участке можно организовывать хозяйства и садоводства.
  • Весь жилой фонд, выделяемый льготникам, находится в собственности местных органов самоуправления, государства.
  • Выдается объект участникам программы в порядке очереди. Встать на учет вправе представители данной категории граждан, а также их опекуны, законные представители, родители.
  • Чтоб получить льготу нужно подтвердить группу по инвалидности, а для несовершеннолетних детей подтвердить общий статус.

На заметку! До совершеннолетия лицо с ограниченными возможностями получает общий статус ребенка инвалида. Оформлением участка в этом случае – прерогатива его родителей, усыновителей, опекунов.

  • Отчуждение земельного объекта возможно на условиях долгосрочной аренды, владения. Форма собственности определяется с учетом целей использования земли.
  • Земля, которую местный орган выдает в рамках реализации государственной программы, нужно расходовать на определенные цели. Если выделенный участнику проекта земельный участок, решили, к примеру, продать, то его могут отнять.

Изъятие может пройти даже в случае, если оформлено бессрочное владение землей. Сделать это могут на основании нарушения назначения, нецелевого использования земли.

  • Наличие фактора нуждаемости. Сам заявитель, его семья должны иметь потребность в расширении. Такое право они получают, если на каждого члена приходится менее 12 кв. м. жилой площади. Под нуждаемостью принято понимать также отсутствие собственного жилья или проживание в аварийном помещении.
  • Предоставление земельного участка для представителей с инвалидностью организовывается в общем порядке посредством проведения торгов в рамках аукциона.

Внимание! Лицам, имеющим отношение сразу к нескольким категориям льготников, определяется возможность первоочередного получения земельных наделов. К этой группе принадлежат инвалиды ВО.

Как выделяется земля?

Выделение в России земельного участка проходит в стандартном порядке. Об этом говорится в законе № 181. Нормами его статей четко предусмотрено, что инвалиду, членам его семьи дается право на первоочередное получение земли для ведения дачного и подсобного хозяйства и под застройку. Но отчуждение таких участков проходит посредством организации аукциона.

Внимание! Аукцион может быть признан не состоявшимся, если в нем зарегистрировано менее двух участников.

Общий порядок получения земли:

  • Подача заявления на получение (выделение) земельного участка. Бланк заявления могут предложить в местной администрации, куда и подается бумага. В документе нужно учесть предпочитаемое местоположение и цель применения.

Внимание! Обратите внимание, на предложенный ниже образец заявления.

  • Выбор объекта из предложенных в администрации города вариантов.
  • Ожидание пока будет вынесено решение о выделении конкретного объекта.
  • Заказ регистрации в Росреестре.
  • Получение кадастрового паспорта.
  • Регистрация права собственности.

Случаи отказа в предоставлении участка

Законом предусмотрено всего несколько обоснованных оснований для отказа в предоставлении недвижимого земельного объекта:

  • В желаемой местности нет свободных участков. Очень сложно, к примеру, получить недвижимости на море.
  • Претендент уже воспользовался данным ему, как льготнику, права на бесплатную землю.

Имея на руках письменный отказ, заявитель может пойти с иском в суд для защиты своих законных интересов. Обращаться в судебный орган нужно только при наличии веских оснований, доказательств в отношении правонарушений со стороны местной организации.

Читательские вопросы

Вопрос № 1: Я инвалид второй группы, имею преимущественное право на бесплатный участок. Мне объяснили, что для выделения участка мне нужно участвовать в аукционе. Законно ли это, почему я не могут получить недвижимость по заявлению?
Ответ. Ч. 2 ст. 30.1 ЗК о соцзащите инвалидов определяет, что продажа земельных участков для ИЖС, продажа права на аренду такой недвижимости проходит на аукционах. Исключение – случай, установленный в п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ по причине признания аукциона несостоявшимся.
Вопрос № 2: Можно ли законно продать участок, выделенный ранее в качестве льготы, инвалиду?
Ответ. Закон № 181 определяет, что участки инвалидам выделяются только под конкретные цели – строительство, ведение садового/дачного хозяйства. Продажа не входит в число разрешенных операций.
Вопрос № 3 Имеем мы преимущественное право на землю, как семья с ребенком инвалидом? И какие условия оформления участка?
Ответ. Да, многодетные семейства и семьи с детьми-инвалидами могут воспользоваться преимущественным правом на бесплатную землю под строительство. Но есть важный нюанс – строительство важно начать в первые три года после выделение земли в аренду. После того, как зафиксирована начальная стадия застройки, можно оформлять недвижимость в собственность.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5acf86d29b403cf53d05b4d8/kak-invalidu-poluchit-zemelnyi-uchastok-besplatno-5ad25cdd9d5cb37e9865dc7c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.