Отказ в праве регистрации земельного участка

Успешно обжалован отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок

Отказ в праве регистрации земельного участка

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. по делу № 33а-27248/2016

Судья: Наумова С.Ю.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составепредседательствующего Брыкова И.И.,судей Соколовой Н.М., Чиченевой Н.А.,при секретаре П.Е.рассмотрела в открытом судебном заседании 5 октября 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе П.А.

на решение Мытищинского городского суда Московской области от 22 июля 2016 г. по его административному исковому заявлению о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 27 апреля 2016 г.

об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок,

заслушав доклад судьи Соколовой Н.М.,

установила:

решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее — Управление Росреестра по Московской области) от 27 апреля 2016 г. отказано П.А. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости — земельный участок с кадастровым номером площадью кв.

м, расположенный по адресу: в связи с тем, что в представленной кадастровой выписке на земельный участок отсутствует категория земель и вид разрешенного использования, не установлены границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.
П.А.

оспорил в суде названное решение, ссылался на то, что на земельном участке располагается долей жилого дома (фундамент), принадлежащий на праве собственности его наследодателю — М. на основании постановления администрации Коргашинского сельского совета Мытищинского района Московской области от 19 мая 1992 г. .

Вступившим в законную силу решением суда он признан собственником указанной доли жилого дома и имеет право требовать предоставления в собственность земельного участка для обслуживания принадлежащего ему недвижимого имущества.

В регистрирующий орган представил все необходимые документы, истребование дополнительных документов незаконно, так как земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства.

Решением Мытищинского городского суда Московской области от 22 июля 2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.П.А. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились.

Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.Из материалов дела следует, что к имеющемуся у М. земельному участку площадью га постановлением администрации Коргашинского сельского совета Мытищинского района Московской области от 19 мая 1992 г. М. предоставлен земельный участок га в и постановлено всего считать за ней земельный участок .

Вступившим в законную силу решением Мытищинского городского суда Московской области от 16 декабря 2015 г. признано за П.А. право собственности в порядке наследования по завещанию на долей жилого дома (фундамент), расположенный на земельном участке по адресу: На основании этого решения 10 марта 2016 г. зарегистрировано право собственности административного истца на указанный объект незавершенного строительства (фундамент).

15 марта 2016 г. П.А. обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации прав на указанный выше земельный участок, на которое он получил оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что при обращении в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок П.А.

представил кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером , в которой не установлены категория земель, вид разрешенного использования земельного участка и границы этого земельного участка.

Для регистрации права собственности на земельный участок следует установить вид разрешенного использования земельного участка, в данном случае «для ведения личного подсобного хозяйства».

С таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Пунктом 1 статьи 25.

2 названного Федерального закона установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных этой статьей.В пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные в пункте 1 этой статьи земельные участки: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участокИстребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок не допускается (пункт 6 статьи 25.2 данного Федерального закона).В силу пункта 7 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 этой статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам этой статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных пунктом 2 этой статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.Из приведенных выше норм следует, что для лиц, унаследовавших здание (строение) или сооружение, действуют специальные правила государственной регистрации права на земельный участок, установленные пунктом 7 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которым предусмотрен иной перечень документов, отличный от перечня документов, установленных пунктом 2 этой же статьи, требуемого для лиц, которым земельный участок выделялся до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.Наследникам требуется представить доказательства перехода к ним права собственности на здание (строение) или сооружение и один из документов, перечисленных в пункте 2 статьи 25.2 названного выше Федерального закона, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок. Предоставление кадастрового паспорта земельного участка на государственную регистрацию права на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется.Поскольку на основании вступившего в законную силу решения суда П.А. является собственником в порядке наследования по завещанию доли жилого дома (фундамент) и представил для государственной регистрации права собственности на земельный участок постановление администрации Коргашинского сельского совета Мытищинского района Московской области от 19 мая 1992 г. о предоставлении М. земельного участка , то суд первой инстанции необоснованно признал законным оспариваемое решение Управления Росреестра по Московской области.При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с постановлением по административному делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Мытищинского городского суда Московской области от 22 июля 2016 г. отменить, принять по административному делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление П.А. .

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 27 апреля 2016 г.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности П.А. на земельный участок общей площадью кв. м, расположенный по адресу: кадастровый номер .

Источник: https://sup-estate.ru/nasha-sudebnaya-praktika/uspeshno-obzhalovan-otkaz-v-gosudarstvennoj-registracii-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok/

Отказывают в регистрации земельного участка

Отказ в праве регистрации земельного участка

Что делать, если государственные органы отказывают в регистрации земельного участка? Земельные участки в обязательном порядке необходимо регистрировать. При приобретении права собственности на землю, Вы должны собрать пакет документов и обратиться в местные органы власти.

Нередки случаи, когда государственные органы отказывают в регистрации или приостанавливают её. Это может быть по различным причинам: не предоставлены все необходимые документы, объект недвижимости является предметом судебного разбирательства, образован из земель различного назначения или не подлежит переходу в частную собственность.

Иногда государственные органы дают неправомерный отказ в регистрации земельного участка. Тогда вопрос решается в судебном порядке через подачу искового заявления.

Дорогие читатели! В статьях описаны лишь типовые (шаблонные) ситуации и способы их решений.

Стоит учитывать, что каждый случай уникален, и для решения отдельного вопроса, требуется индивидуальный подход.

Чтобы узнать, как действовать именно в Вашем случае, рекомендуем воспользоваться бесплатной консультацией по номеру 8 (499) 755-64-00 или напишите нам через форму для обращений.

Для чего необходимо регистрировать земельный участок

Регистрация земельного участка является обязательной процедурой. Для чего это необходимо? Земля – особый предмет недвижимого имущества, который должен быть индивидуализирован.

Нельзя владеть и распоряжаться тем, что висит в воздухе. Эти правила закреплены в Федеральном законе о кадастровой деятельности. Каждому земельному участку должен иметь кадастровый номер, площадь и описание границ.

Для последнего проводится межевание.

Регистрация земельных участков необходима для государственного контроля за оборотом и рациональным использованием земли.

Каждый собственник обязан платить земельный налог, а  государственная регистрация позволяет идентифицировать правообладателя.

Это так же является гарантией других участников правоотношений того, что сделки они будут совершать с лицом, действительно имеющим право собственности.

Так же любые сделки с землёй как недвижимым объектом подлежат государственной регистрации. К примеру, Вы покупаете земельный участок, заключаете договор купли-продажи, передаёте денежные средства. После совершения самой сделки переход права собственности подлежит государственной регистрации. Она необходима для того, чтобы защитить Ваши права как нового собственника.

По какой причине могут приостановить регистрацию или отказать в ней

Причины приостановки государственной регистрации или отказа в ней перечислены в Федеральном законе о государственной регистрации недвижимости. В целом, оснований для приостановления более пятидесяти. Приостанавливают государственную регистрацию и постановку на кадастровый учёт по причинам того, что:

  • лицо, подающее документы, не имеет на это полномочий;
  • в самих документах указаны неверные, недостоверные, ложные данные;
  • данный земельный участок не может быть передан в частную собственность, или он образован из земель разного назначения;
  • границы пересекают границы другого земельного участка и т.д.

Причин приостановки в государственной регистрации много, и если они не устранены в предоставленный срок, государственный регистратор прав может вынести решение об отказе в государственной регистрации и постановки на кадастровый учёт. В любом случае заявитель извещается в письменном виде и о самом решении и о причинах приостановления или отказа.

Последствия отказа в государственной регистрации земельного участка

К основным последствиям отказа в государственной регистрации можно отнести отсутствие правоустанавливающих документах на землю. Следовательно, Вы не сможете распоряжаться земельным участком, т.е. совершать различные виды сделок.

Чтобы восстановить свои права как собственника необходимо будет обжаловать решение государственного органа, т.к. зачастую отказ даётся необоснованный или дан из-за технической ошибки.

Как обжаловать отказ в государственной регистрации земельного участка

Отказ в государственной регистрации земельного участка можно обжаловать в судебном порядке. В какой суд стоит обращаться? Всё зависит от того, кто является собственником земли – юридическое или физическое лицо. От этого решается, будет рассматривать вопрос об отказе в государственной регистрации суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Само исковое заявление подаётся по месту нахождения самого имущества.

Споры об отказе в государственной регистрации не предусматривают обязательное прохождение досудебного порядка, поэтому нет необходимости в составлении претензий и жалоб в вышестоящие органы.

В таком случае Вы только потеряете время, а оно итак ограничено, ведь обжаловать отказ возможно в трёхмесячный срок. Это не означает, что у Вас не получится решить вопрос мирно путём заключения мирового соглашения.

В исковом заявлении необходимо указать не только Ваши требования, но и верно их обосновать, используя все подходящие к Вашему случаю нормативно правовые акты, а также приложить правоустанавливающие документы и отказ, полученный от государственного регистратора прав. За подачу искового заявления по причине получения отказа в государственной регистрации земельного участка государственная пошлина не взымается.

Источник: https://yur-info.ru/zemelnye/otkazyvayut-v-registratsii-zemelnogo-uchastka.html

Куда обжаловать отказ в регистрации прав на недвижимость?

Отказ в праве регистрации земельного участка

С 2017 законом предусмотрена возможность обжалования принятых решений о приостановлении учетных действий в досудебном (административном) порядке.

Для оспаривания приостановок, которые нередко бывают неправомерными, Росреестром созданы апелляционные комиссии (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Апелляционная комиссия сформирована органом регистрации прав в каждом субъекте Российской Федерации, составы утверждены 5 апреля 2017 года и размещены на сайте Росреестра («Деятельность» – «Документы» – «Нормативно-правовые акты»).

Кто может подать заявление в апелляционную комиссию

Подавать заявление (для того, чтобы обжаловать решение о приостановлении по указанным ниже причинам) необходимо по месту нахождения органа регистрации прав, который его принял, в течение 30 дней со дня принятия такого решения.

Заявление подается заинтересованными лицами, которые обращались за постановкой на кадастровый учет и (или) государственной регистрацией прав.

Это могут быть как физические лица, так и кадастровые инженеры, изготовившие документы для кадастрового учета (межевой план, технический план или акт обследования, представленный вместе с заявлением в орган регистрации прав), по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении.

Требования к заявлению об обжаловании решения о приостановлении

В заявлении об обжаловании решения о приостановлении указываются:

  • Для физических лиц – фамилия, имя, отчество заявителя, его почтовый адрес, номер контактного телефона и адрес электронной почты.
  • В случае, если обращается кадастровый инженер, изготовивший документы для кадастрового учета – фамилия, имя, отчество и страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
  • Дата и номер заявления, представленного в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которого принято решение о приостановлении.
  • Дата и номер решения о приостановлении.
  • Обоснование несоответствия решения о приостановлении нормам Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Такое заявление представляется в апелляционную комиссию в форме документа на бумажном носителе лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Дополнительно к заявлению необходимо приложить нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия, если обращается представитель.

Заявление нужно зарегистрировать у секретаря апелляционной комиссии, так как для принятия решения установлены сроки.

Когда решение принято (срок 30 дней со дня регистрации), комиссия сообщает об этом заявителю в течение одного рабочего дня.

Подать заявление об оспаривании решения органа регистрации о приостановлении можно один раз (по одному решению о приостановлении).

Причины для приостановления, которые можно обжаловать в комиссии

В комиссии могут быть оспорены «Решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в тех случаях, когда закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по некоторым из оснований, предусмотренным действующим Законом» (218 –ФЗ от 13.07.2015 г).

Ниже мы приводим наиболее распространенные причины (полный список вы найдете в приложении к данной статье), которые могут быть основанием для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации прав:

  • объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости;
  • границы земельного участка, на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка (сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости);
  • доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен;
  • размер образуемого земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
  • земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель;
  • земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с законом;
  • площадь земельного участка, определенная с учетом законодательства, отличается от площади земельного участка, более чем на десять процентов;
  • при установлении границ земельного участка нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков;
  • в орган регистрации прав поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка;
  • местоположение помещения, в отношении которого представлено заявление, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения;
  • помещение не изолировано от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).

Если предварительно (до представления заявления в орган регистрации права) проверить документы, подготовленные кадастровым инженером, то вопрос обращения в комиссию не возникнет. Как это сделать мы уже рассказали ( почитать можно здесь).

Полномочия апелляционных комиссий

«При рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционной комиссией оценивается обоснованность принятия органом регистрации прав решения о приостановлении (наличие оснований для принятия такого решения)» 221-ФЗ от 24.07.2007 г.

Апелляционные комиссии наделены полномочиями запрашивать документы в органах местного самоуправления, органе кадастрового учета, а также у кадастрового инженера и, в случае необходимости, могут провести экспертизу документов, им подготовленных.

Если комиссией будет вынесено решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении, заинтересованное лицо может обратиться в суд.

Оспорить решение органа регистрации прав в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством возможно только после его рассмотрения в апелляционной комиссии.

Законодательно комиссии созданы для целей защиты прав граждан.

При этом хотелось бы, чтобы интересы заявителей не нарушались и на практике, так как очень часто имеют место неправомерные действия со стороны должностных лиц.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa781af799d9d83305f025b/kuda-objalovat-otkaz-v-registracii-prav-na-nedvijimost-5aa788e1ad0f2236d5a591d9

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.