Перераспределение земельных участков судебная практика

Судебная практика по перераспределению земельных участков – в 2020 году, образец решения, обязанности, порядок

Перераспределение земельных участков судебная практика

В соответствии с действующим федеральным законодательством и Земельным Кодексом РФ определяются условия заключения договоров о перераспределении территориальных наделов, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности.

Существующая судебная практика по перераспределению земельных участков имеет характерные особенности, для понимания которых нужно обязательно ознакомиться с отсылками к действующему законодательству, с наиболее часто встречающимися ситуациями, а также с примерами принятия соответствующего решения.

Отсылка к законодательству РФ

В 2020 году понятие о перераспределении участков земли содержится в тексте действующего Земельного Кодекса РФ в разных значениях. Например, в статье 11.

7 процедура рассматривается в качестве способа изменения конфигурации территориального надела.

Перераспределение не может проводится ни при каких обстоятельствах, если участки были ранее предоставлены в пользу физических или юридических лиц.

Также осуществление операции невозможно, если земля была обременена правами третьих лиц. Такие ограничения могут быть сняты на законных основаниях и в одностороннем порядке на основании письменного согласия. Однако в любом случае исключается перераспределение земель, имеющих целевое назначение.

Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

Перераспределение тех земельных участков, которые находятся в федеральном или муниципальном фонде, проводится на основании соглашения, заключаемого между уполномоченными инстанциями. Об этом гласят нормы статьи 39.27 Земельного Кодекса РФ. Представительства федеративных субъектов осуществляют значительный объем операций по организации процедуры предоставления земель, включая их реализацию.

Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков между собой

Образец заявления о перераспределении земельных участков

Часто встречаемые ситуации

В соответствии с положениями статьи 252 Гражданского Кодекса РФ имущество, которое находится в рамках долевой собственности, может быть законно разделено между владельцами.

Кроме того, допускается выделение определенной доли из конкретного имущественного объекта.

В случае невозможности разделения территориального надела собственниками определяется формат общего использования на основании статьи 247 Гражданского Кодекса.

Статья 247. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности

Статья 252. Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли

В соответствии с вышеназванными нормативами действующее законодательство предусматривает несколько вариантов решения сложившейся проблемной ситуации.

Например, это может быть разделение общего имущества, выделение конкретной доли и определение нюансов общего использования. Пути решения вопроса напрямую зависят от обстоятельств проблемы.

Действующий Земельный Кодекс РФ рассматривает участки земли в качестве части территории с определенными границами.

Допускаются следующие возможные варианты изменения статуса территориальных наделов:

  • разделение;
  • выделение;
  • объединение;
  • перераспределение.

В первом случае происходит образование из одного участка земли нескольких наделов, при условии первоначальной делимости территории. Разделение земли может быть проведено при условии, если ее площадь кратна 6 соткам. Это говорит о том, что участки, размером в 8 соток не смогут быть разделены ни при каких обстоятельствах.

При выделении, оставшаяся часть получает статус самостоятельного имущественного объекта. Помимо прочего, законодательством допускается объединение нескольких наделов в одну территории. Для проведения мероприятий в рамках объединения не важен размер объединяемых земель.

Что касается перераспределения, то оно проводится только в том случае, если ранее из нескольких смежных территорий были образованы несколько участков земли. Порядок пользования участка определяется только в тех ситуациях, когда невозможно осуществить раздел надела в силу его неделимости. Это говорит только о возможности определения нюансов совместного пользования.

Стоит отметить, что вопросы перераспределения земель не могут быть сведены к общему порядку ни при каких обстоятельствах. В каждом конкретном случаях предусматривается применение индивидуального подхода к решению проблемы. В то же время компетентные суды смогли выработать стандарты, учитываемые при подаче соответствующего искового заявления.

Детали судебной практики по перераспределению земельных участков

Участки земли, которые располагаются под любыми объектами недвижимого имущества, не могут быть перераспределены или разделены на доли.

В случаях, если территориальный надел был выделен государством или муниципалитетом для возведения и последующей эксплуатации любого строения, то его распределение между несколькими гражданами противоречит нормам действующего федерального законодательства.

Для составления искового заявления нужно использовать установленный образец, который каждое заинтересованное лицо сможет найти в свободном доступе. К сформированному заявлению необходимо приложить сопровождающие документы, выступающие в качестве доказательной базы для определенного в иске набора требований.

Пример принятого решения

Для понимания особенностей проблемы перераспределения территориальных наделов, в обязательном порядке должна быть рассмотрена судебная практика по отказам в перераспределении земельных участков.

Ниже представлено компетентное решение судебных инстанций по сложившемуся вопросу:

  • Истец в лице Крылова М.А обратился в Приокский районный суд города Нижний Новгород с исковым заявлением к городской администрации и градостроительному комитету с просьбой о признании незаконности отказа в перераспределении участка, имеющего кадастровый номер 14. В заявлении также указано требование о подготовке перераспределяющей процедуры на основании действующего проекта межевания конкретной территории.
  • В качестве обоснования указанных требований были определены факты о наличии собственности на дом, расположенный на участке земли №14 по адресу улица Деловая, 18.
  • Городская администрация ответила отказом в перераспределении земли, указав на нюанс, заключающийся в том, что конкретный участок земли ранее вошел в состав самостоятельно созданного территориально надела, дальнейшая судьба которого будет определять в формате публичных торгов.
  • С данным решением муниципальных органов власти истец не согласен, ссылаясь на факт принадлежности земли к той территории, которая окончательно сложилась в 1990-х годах.
  • Компетентная судебная инстанция постановила, что перераспределение территориальных наделов, включенных в муниципальные земельные фонды, допускается только тогда, когда конкретная часть земли не может быть сформирована в самостоятельном порядке ни при каких обстоятельствах в качестве нового земельного участка.

Во всех остальных ситуациях судьба надела должна решаться в рамках публичных торгов с учетом наличия конкуренции между заинтересованными лицами. Об этом также гласит и требование законодательства, в соответствии с которым аукцион прекращается, если участие в нем принимает только один гражданин.

Что касается обстоятельств, что ограждение конкретного земельного участка было на протяжении довольно долгого промежутка времени установлено за пределами фактически отведенного под пользование участка земли, то они не имеют никакого правового значения для рассматриваемой проблемы. Это обуславливается тем, что фактические параметры участка земли №14 были определены в 2001 году в порядке, установленном действующим законодательством.

При покупке этого участка земли истец должен был осознавать фактический объем прав, которые он получал. Само фактическое использование земли не может порождать новые права. По результатам прошения истца суд ответил отказом, в результате чего было инициировано прекращение делопроизводства без возможности обжалования постановления.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/sudebnaja-praktika-po-pereraspredeleniju-zemelnyh-uchastkov/

Верховный суд о перераспределении земельных участков 2019 год

Перераспределение земельных участков судебная практика

Статья акутальна на: Сентябрь 2020 г.

Верховный суд определил подход к одному из самых изматывающих и скандальных судебных споров — искам соседей друг к другу, когда люди не могут договориться о границе своих участков земли. Если верить статистике, подобные дела — наиболее часто встречаются в судебной практике, когда речь идет о разрешении споров соседей.

Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа.

В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов.

Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что «захватчик» перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик — собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

Так что никаких нарушений нет.

А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно — на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась.

Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное — нарушены нормы законодательства.

Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

По кадастровому закону заинтересованное лицо не имеет права высказывать возражения по поводу границ участка соседа, если это не общие границы

Есть Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (N 221 от 24 июля 2007 года).

В этом законе сказано, что «местоположение» границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами.

Это делается в тех случаях, когда «в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости».

Верховный суд подчеркивает — предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности.

Из этого правила есть исключения — не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование.

Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон «О государственном кадастре» говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

Верховный суд напомнил — обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один — смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали.

И еще один важный момент — кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа.

Верховный суд подчеркнул — кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

Из этого Верховный суд делает вывод — отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался председатель областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

В соответствии с действующим федеральным законодательством и Земельным Кодексом РФ определяются условия заключения договоров о перераспределении территориальных наделов, находящихся в государственной, муниципальной или частной собственности.

Для реализации соответствующих целей граждане или юридические лица должны обратиться с заранее сформированным заявлением в территориальный контролирующий орган или Многофункциональный центр по месту фактического расположения участка земли.

Существующая судебная практика по перераспределению земельных участков имеет характерные особенности, для понимания которых нужно обязательно ознакомиться с отсылками к действующему законодательству, с наиболее часто встречающимися ситуациями, а также с примерами принятия соответствующего решения.

Земельный юрист Татьяна Скворцова

Перераспределение земельных участков судебная практика

Перераспределение земельного участка c государственными землями и причины отказа в перераспределении

Перераспределение земельного участка, проще говоря, возможность без торгов «прирезать» к своему участку небольшой пустующий кусочек земли – это исключение из общего правила о том, что земля предоставляется на торгах.

Исключение это было придумано для того, чтобы ввести в хозяйственный оборот неиспользуемые участки, которые настолько малы или имеют такую конфигурацию, что не представляют собой самостоятельной хозяйственной ценности.

Кто может настаивать на перераспределении участка

Претендовать на увеличение своего участка за счет пустых соседних земель может вовсе не любой правообладатель.

Законом (а именно, статьей 39.28 ЗК РФ) предусмотрено четыре основания для перераспределения, но в реальной жизни используются только два из них.

  • для граждан – владельцев участков, предоставленных под индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество или личное подсобное хозяйство;
  • для других лиц (в том числе, организаций), если в результате перераспределения границы их участка будут приведены в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

Процедура перераспределения:

Процедура перераспределения земельного участка, относящегося к частной собственности, с государственными или муниципальными землями описана в ст. 39.29 ЗК РФ. Она предполагает такие этапы:

1) Подача заявления о перераспределении (чаще всего такое заявление подается в администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого расположен участок).

К заявлению прикладывается схема участка, который планируется образовать в результате перераспределения.

Если перераспределение выполняется на основании проекта межевания территории, то схему прикладывать не нужно, а нужно указать реквизиты проекта межевания.

2) В течение 30 дней администрация должна:

  • – утвердить приложенную схему (если нет проекта межевания); или
  • – выдать согласие на перераспределение (если есть проект межевания); или
  • – отказать в перераспределении при наличии оснований.

3) Если заявителю утверждена схема или направлено согласие о перераспределении, он за свой счет заказывает межевание нужного участка на основании утвержденной схемы или проекта межевания и ставит необходимый участок на кадастровый учет, получает кадастровый паспорт (п.11 ст. 39.29 ЗК РФ)

4) Заявитель снова обращается с заявлением о заключении соглашении о перераспределении с приложением полученного кадастрового паспорта.

5) Заявитель заключает соглашение о перераспределении и оплачивает приобретенный кусочек.

6) На основании подписанного соглашения заявитель регистрирует право собственности на свой увеличенный участок.

Сколько стоит перераспределение? Бывает ли перераспределение бесплатным?

В соответствии с п. 5 ст. 39.28 увеличение площади участка в частной собственности за счет государственных или муниципальных земель является платным. Размер платы зависит от региона и от того, в чьей собственности находится перераспределяемый участок.

В большинстве случаев размер платы составляет некоторый процент от кадастровой стоимости.

Например, в Челябинской области впервые присоединить к себе участок из неразграниченной государственной собственности (таких большинство) стоит от 10 до 30% кадастровой стоимости присоединяемого кусочка земли (Приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 23.04.2015 N 118-п).

10% для льготных категорий граждан (многодетные, пенсионеры, инвалиды), 30% – для всех остальных. При повторном перераспределении размер платы составляет 50% от кадастровой стоимости присоединяемого кусочка. 

В других регионах эта стоимость определяется иначе.

Бесплатное перераспределение противоречит закону, но региональными органами власти может быть установлена символическая плата за перераспределение. Например, в Челябинской области для религиозных и благотворительных организаций плата за перераспределение составляет 1% кадастровой стоимости.

Как определить кадастровую стоимость кусочка земли, присоединяемого в порядке перераспределения?

Присоединяемый кусочек земли скорее всего попадает в тот же кадастровый квартал и имеет тот же вид разрешенного использования, что и ваш собственный участок. Поэтому кадастровая стоимость квадратного метра присоединяемого участка обычно совпадает с кадастровой стоимостью квадратного метра вашего участка.

Кадастровая стоимость присоединяемого участка = кадастровая стоимость вашего участка / площадь вашего участка * площадь присоединяемого участка.

В перераспределении должны отказать, если:

1. Из участка, который заявитель хочет присоединить к своему участку в порядке перераспределения, можно образовать самостоятельный участок;
2. На участке, который заявитель хочет присоединить, находится чужая недвижимость;
3.

Присоединяемый участок изъят из оборота, ограничен в обороте или зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
4. Присоединяемый участок уже выставлен на аукцион, либо другому лицу уже предварительно согласовано его предоставление, либо в отношении данного участка подано заявление о предварительном согласовании;
5.

Участок заявителя после перераспределения окажется больше предельных максимальных размеров;
6. В отношении участка заявителя не проведено межевание, т.е. границы исходного участка точно не определены. Кстати, сама процедура межевания часто позволяет бесплатно «прирезать» соседний пустующий участочек без перераспределения.

Есть еще основания, связанные с правильностью оформления документов , а так же с тем, что ситуация просто не подпадает под действие Главы V.4 ЗК РФ о перераспределении.

Что если два соседа претендуют на перераспределение?

Если “ничейный” кусочек земли находится между двумя участками, то любой из соседей может претендовать на увеличение своего участка за счет перераспределения. Естественно, возникает вопрос: у кого из них преимущество. 

Теоретически земельное право стремится к максимально конкурентным процедурам. Т.е. обычно при поступлении двух заявлений на один участок проводятся торги. Но если речь идет о маленьком клочке земли, из которого нельзя образовать самостоятельный участок, то провести по нему торги невозможно. Поэтому преимущество имеет тот, кто первым подал заявление.

Пример:

Сосед А подал заявление о перераспределении. Сосед Б подал такое же заявление на следующий день. Соседу Б должны отказать в перераспределении на основании пп.7 п. 9 ст. 39.

29 ЗК РФ (в связи с тем, что ранее было подано заявление о предварительном согласовании предоставления данного участка и по нему не принято решение об отказе).

Только если соседу А откажут, то должны будут по существу рассмотреть заявление соседа Б. 

Тем не менее, несмотря на кажущуюся очевидность, применение данной нормы имеет свои сложности. Дело в том, что названный подпункт 7 п.9 ст. 39.29.

говорит не о конкуренции двух заявлений о перераспределении, а лишь о конкуренции заявления о перераспределении с ранее поданным заявлением о предварительном согласовании.

  При этом заявление о перераспределении, хоть и является по сути крайне близким к заявлению о предварительном согласовании, все-таки в законе называется иначе.

Поэтому теоретически возможно и иное развитие событий. Например, администрация утвердит схему для соседа Б, несмотря на то, что сосед А обратился раньше. Я все-таки полагаю, что такой подход администрации будет неправомерным, и ее действия можно будет обжаловать в суде. 

Перераспределение для организаций на основании проекта межевания

Некоторое время перераспределение на основании проекта межевания считалось среди организаций отличным способом обойти процедуру торгов. Они сами разрабатывали проект межевания для своей территории (это дорого, но часто стоит того), предусматривали там значительное увеличение собственного участка, а затем приобретали землю “по дешевке” в порядке перераспределения.

Но Верховный Суд прекратил эту практику (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.10.2018 по делу N 303-ЭС18-3686, А73-8476/2017).

Суд указал, что не может быть присоединен в порядке перераспределения кусок земли, если из него можно образовать самостоятельный участок.

Таким образом, присоединение более-менее крупных участков в результате перераспределения обычно невозможно даже на основании проектов межевания.
.

Материал подготовила Татьяна Скворцова

Источник: https://www.cab74.ru/articles/1482/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.