Перевод земель запаса

Содержание

Как можно использовать запасные земли

Перевод земель запаса

Земель­ный Кодекс РФ клас­си­фи­ци­ру­ет зем­ли в соот­вет­ствии с их раз­ре­шен­ным исполь­зо­ва­ни­ем (целе­вым назна­че­ни­ем), уста­нав­ли­ва­ет раз­лич­ные пра­во­вые режи­мы для них и тер­ри­то­ри­аль­ное зони­ро­ва­ние. Зако­но­да­тель­ство (ст. 7 ЗК РФ) выде­ля­ет семь круп­ных кате­го­рий земель:

В реаль­но­сти физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица могут поль­зо­вать­ся земель­ны­ми участ­ка­ми по клас­си­фи­ка­то­ру ВРИ, кото­рый уста­нав­ли­ва­ет 13 кате­го­рий (групп) и 115 видов раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния. Как мож­но заме­тить, в клас­си­фи­ка­то­ре отсут­ству­ют седь­мая кате­го­рия зем­ли запа­са. Полу­ча­ет­ся, что исполь­зо­вать их нель­зя? В ста­тье поста­ра­ем­ся отве­тить на этот вопрос.

Зачем нужны земли запаса и можно ли их использовать

К зем­лям запа­са отно­сят­ся зем­ли, кото­рые часто назы­ва­ют “ничей­ны­ми”: они не явля­ют­ся соб­ствен­но­стью граж­дан, пред­при­ни­ма­те­лей, пред­при­я­тий и орга­ни­за­ций.

Соб­ствен­ник у таких земель, конеч­но, есть — это госу­дар­ство или муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния (МО).

К запас­но­му земель­но­му ресур­су не име­ют отно­ше­ния земель­ные участ­ки (ЗУ) фон­да пере­рас­пре­де­ле­ния, так­же при­над­ле­жа­щие госу­дар­ству и муни­ци­па­ли­те­там (п.1, ст. 103 ЗК РФ).

Отличие земель запаса от фонда перераспределения

Раз­ни­ца в том, что ЗУ фон­да рас­пре­де­ле­ния име­ют сугу­бо сель­ско­хо­зяй­ствен­ное назна­че­ние. Они выде­ля­ют­ся:

  • для веде­ния сель­хоз­про­из­вод­ства;
  • созда­ния ЛПХ и ФКХ;
  • раз­ве­де­ния живот­ных;
  • садо­вод­че­ской и ого­род­ни­че­ской дея­тель­но­сти;
  • выпа­са живот­ных и сено­ко­ше­ния.

Фонд обра­зу­ет­ся из участ­ков, при­об­ре­тён­ных на закон­ных осно­ва­ни­ях госу­дар­ством, субъ­ек­та­ми РФ и МО у граж­дан­ских и юри­ди­че­ских лиц. В него не вхо­дят изъ­ятые для госу­дар­ствен­ных, либо мун. нужд участ­ки ЗО.

  • Зем­ли пере­рас­пре­де­ли­тель­но­го фон­да мож­но исполь­зо­вать для сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, науч­ных раз­ра­бо­ток в обла­сти с/х, созда­ния охот­ни­чьих и рыбо­вод­че­ских хозяйств (ст. 78 ЗК РФ).
  • Допус­ка­ет­ся исполь­зо­ва­ние с/х земель так­же для стро­и­тель­ства или рекон­струк­ции газо­про­во­дов, неф­те­про­во­дов, инже­нер­ных линей­ных объ­ек­тов ком­му­ни­ка­ций и свя­зи и т.д. При этом на участ­ки, где будет осу­ществ­ле­но подоб­ное строительство/реконструкция, накла­ды­ва­ют пуб­лич­ный серви­тут. Не тре­бу­ет­ся пере­во­дить зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния в дру­гую кате­го­рию при воз­ник­но­ве­нии необ­хо­ди­мо­сти тако­го рода исполь­зо­ва­ния.
  • Све­де­ния о сво­бод­ных земель­ных участ­ках фон­да пере­рас­пре­де­ле­ния нахо­дят­ся в широ­ком досту­пе.

В отли­чие от фон­да рас­пре­де­ле­ния, ЗУ зем­ли запа­са могут быть предо­став­ле­ны граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам для исполь­зо­ва­ния в самых раз­но­об­раз­ных целях:

  • веде­ния ЛПХ, ФКХ;
  • созда­ния СНТ и ОНТ;
  • стро­и­тель­ства МКД, дорог, инже­нер­ных объ­ек­тов;
  • созда­ния охот­ни­чьих хозяйств; ком­плекс­но­го осво­е­ния тер­ри­то­рии и т.д.

Исполь­зо­ва­ние земель запа­са воз­мож­но толь­ко в том слу­чае, если осу­ществ­лён пере­вод зем­ли в иную кате­го­рию. В поряд­ке исклю­че­ния раз­ре­ша­ет­ся не про­из­во­дить пере­вод, когда земель­ный уча­сток при­над­ле­жит охот­ни­чьим уго­дьям, или на нём ведет­ся раз­ра­бот­ка недр.

Перевод земли запаса в другую категорию

После­до­ва­тель­ность пере­во­да будет сле­ду­ю­щий:

  • Вна­ча­ле необ­хо­ди­мо сфор­ми­ро­вать по всем пра­ви­лам земель­но­го кодек­са новый уча­сток: под­го­то­вить план и утвер­дить его.
  • После это­го про­из­во­дит­ся кадаст­ро­вая реги­стра­ция ЗУ.
  • Раз­ре­ше­ни­ем на пере­вод явля­ет­ся акт, при­ня­тый госу­дар­ствен­ны­ми или муни­ци­паль­ны­ми орга­на­ми о пере­во­де зем­ли в соот­вет­ству­ю­щую ВРИ кате­го­рию:
    • напри­мер, для веде­ния лич­но­го под­соб­но­го хозяй­ства либо садо­вод­ство нужен пере­вод земель запа­са в зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния;
    • для инди­ви­ду­аль­но­го жило­го стро­и­тель­ства — в зем­ли для посе­ле­ний и т.д
  • Обра­щать­ся граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам о пере­во­де зем­ли в дру­гую кате­го­рию не надо.

Формирование нового земельного участка из земель запаса

Обра­зо­ва­ние и раз­дел ново­го ЗУ про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии со ста­тья­ми 11.2 ‑11.3 ЗК РФ. Уча­сток может быть обра­зо­ван на осно­ва­нии трех воз­мож­ных доку­мен­тов:

  • меже­во­го пла­на тер­ри­то­рии (ПМТ), утвер­жден­но­го ГрК РФ;
  • тех­ни­че­ско­го про­ек­та участ­ка лес­но­го фон­да;
  • СРЗУ (схе­мы рас­по­ло­же­ния земель­но­го участ­ка) на КПТ (кадаст­ро­вом плане тер­ри­то­рии).

Таким обра­зом для обра­зо­ва­ния земель­но­го участ­ка из земель запа­са не все­гда тре­бу­ет­ся нали­чие меже­во­го пла­на. Доста­точ­на схе­ма ЗУ с обо­зна­чен­ны­ми гра­ни­ца­ми на КПТ.

Одна­ко без меже­во­го пла­на не обой­тись, если уча­сток:

  • обра­зо­ван из лес­но­го фон­да, и на нем будут рас­по­ло­же­ны инже­нер­ные объ­ек­ты;
  • пред­на­зна­чен для садо­вод­ства или или ого­род­ни­че­ство;
  • рас­по­ло­жен в гра­ни­цах застро­ек мно­го­эта­жек (МКД)*;
  • необ­хо­дим для ком­плекс­но­го осво­е­ния и раз­ви­тия тер­ри­то­рии;
  • обра­зу­ет­ся для стро­и­тель­ства дорог, газо­про­во­дов и дру­гих важ­ных линей­ных объ­ек­тов феде­раль­но­го, госу­дар­ствен­но­го или муни­ци­паль­но­го зна­че­ния.

*Дан­ный пункт будет дей­ство­вать толь­ко до 2035 г.

Фор­ми­ро­ва­ние участ­ков, предо­став­ля­е­мых граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам, и рас­по­ло­жен­ных в Даль­не­во­сточ­ном феде­раль­ном окру­ге (ДФО), про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии с Феде­раль­ным Зако­ном № 119 — ФЗ, при­ня­тым по отно­ше­нию к рас­пре­де­ле­нию земель гос. и мун. соб­ствен­но­сти ДФО, пер­во­го мая 2016 г.

Подготовка схемы

Под­го­тов­ка СРЗУ ведет­ся с учё­том пра­вил зем­ле­поль­зо­ва­ния, зем­ле­устрой­ства и стро­и­тель­ства и регу­ли­ру­ет­ся ста­тьей 11.10 земель­но­го кодек­са. Учи­ты­ва­ют­ся сле­ду­ю­щая доку­мен­та­ция:

  • о тер­ри­то­ри­аль­ном пла­ни­ро­ва­нии;
  • про­ект­ном плане тер­ри­то­рии;
  • поло­же­ния об ООПТ;
  • тер­ри­то­ри­аль­ном зони­ро­ва­нии;
  • тер­ри­то­ри­ях обще­го поль­зо­ва­ния.

На схе­ме рас­по­ло­же­ния одно­го или несколь­ких участ­ков долж­ны быть ука­за­ны:

  • их гра­ни­цы и пло­ща­ди;
  • услов­ные или кадаст­ро­вые номе­ра (кадаст­ро­вые ука­зы­ва­ет­ся, если све­де­ния об участ­ках, обра­зу­ю­щих новый ЗУ, вне­се­ны в ЕГРН);
  • крас­ные линии;
  • участ­ки обще­го поль­зо­ва­ния;
  • место­по­ло­же­ние зда­ний, постро­ек и ОНС (объ­ек­тов неза­вер­шен­но­го стро­и­тель­ства).

Под­го­тов­ка схе­мы осу­ществ­ля­ет­ся:

  • госу­дар­ствен­ны­ми испол­ни­тель­ны­ми орга­на­ми или ОМСУ;
  • сами­ми граж­да­на­ми и юри­ди­че­ски­ми лица­ми, если уча­сток выде­ля­ет­ся не на тор­гах, либо предо­став­ля­ет­ся в бес­сроч­ное поль­зо­ва­ние или арен­ду;
  • лица­ми, в чью поль­зу изы­ма­ет­ся ЗУ;
  • граж­да­на­ми, кото­рым ЗУ предо­став­ля­ет­ся для веде­ния ЛПХ, садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства, ИЖС.

Схе­ма рас­по­ло­же­ния ЗУ долж­на быть выпол­не­на в элек­трон­ном виде. Исклю­че­ние — ЗУ, предо­став­лен­ное граж­да­нам без тор­гов: если они сами под­го­тав­ли­ва­ют схе­му, то в этом слу­чае допус­ка­ет­ся бумаж­ный вари­ант доку­мен­та по фор­ме и с соблю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний, уста­нов­лен­ных упол­но­мо­чен­ны­ми орга­на­ми испол­ни­тель­ной Феде­раль­ной вла­сти.

Зака­зать схе­му мож­но на офи­ци­аль­ном сай­те ЕГРН  — орга­на госу­дар­ствен­но­го кадаст­ро­во­го уче­та в интер­не­те.

Это услу­га бес­плат­на для орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти ОМСУ и ЕИРЖС (еди­но­го инсти­ту­та раз­ви­тия жилищ­ной сфе­ры).

Сто­и­мость услу­ги и поря­док опла­ты для граж­дан­ских и юри­ди­че­ских лиц уста­нав­ли­ва­ет­ся фед орга­на­ми испол­ни­тель­ной вла­сти.

Утверждение СРЗУ

В отно­ше­нии каж­до­го обра­зу­е­мо­го участ­ка долж­но быть выне­се­но реше­ние с ука­за­ни­ем:

  • пло­ща­ди ЗУ;
  • адре­са либо опи­са­ние место­по­ло­же­ния ЗУ;
  • кадаст­ро­во­го номе­ра участ­ка либо несколь­ких ЗУ, из кото­рых обра­зу­ет­ся новый земель­ный уча­сток (при нали­чии реги­стра­ции этих участ­ков в органе кадаст­ро­во­го уче­та);
  • тер­ри­то­ри­аль­ной зоны, уста­нов­лен­ной гра­до­стро­и­тель­ным регла­мен­том;
  • ВРИ (вида раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния), если гра­до­стро­и­тель­ный регла­мент на вновь обра­зу­е­мый земель­ный уча­сток не рас­про­стра­ня­ет­ся;
  • кате­го­рии земель, к кото­рым при­над­ле­жит обра­зу­е­мый ЗУ.

Утвер­жден­ная СРЗУ дей­стви­тель­на в тече­ние 2 лет. Она явля­ет­ся раз­ре­ше­ни­ем на фор­ми­ро­ва­ние ново­го земель­но­го участ­ка из земель запа­са. В тече­ние это­го вре­ме­ни земель­ный уча­сток дол­жен быть постав­лен на кадаст­ро­вый учет и пере­ве­дён дру­гую кате­го­рию.

Могут ли не утвердить СРЗУ

Не при­нять сра­зу испол­ни­тель­ные орга­ны госу­дар­ствен­ной и муни­ци­паль­ной вла­сти могут в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

  • несо­от­вет­ствие пла­на рас­по­ло­же­ния земель­но­го участ­ка уста­нов­лен­ным стан­дарт­ной фор­ме и тре­бо­ва­ни­ям;
  • при частич­ном или пол­ном нало­же­нии ново­го обра­зо­ван­но­го участ­ка на уже суще­ству­ю­щий или дру­гой ЗУ, реше­ние об обра­зо­ва­нии кото­ро­го ещё не истек­ло;
  • при нару­ше­нии тре­бо­ва­ний ста­тьи 11.9 ЗК РФ:
    • несо­блю­де­ние мак­си­маль­но­го и мини­маль­но­го раз­ме­ра ЗУ;
    • при пере­се­че­нии гра­ниц насе­лен­ных пунк­тов, МО, тер­ри­то­ри­аль­ных зон, лесо­пар­ков, лес­ных хозяйств (за исклю­че­ни­ем участ­ков, пред­на­зна­чен­ных для гео­ло­ги­че­ской раз­вед­ки, добы­чи иско­па­е­мых раз­ме­ще­ния инже­нер­ных объ­ек­тов, водо­хра­ни­лищ, водо­ё­мов, гид­ро­тех­ни­че­ских соору­же­ний);
    • если сохра­нен­ное при раз­де­ле обре­ме­не­ние не поз­во­ля­ет исполь­зо­вать уча­сток в соот­вет­ствии с ВРИ;
    • при изла­мы­ва­нии в резуль­та­те раз­де­ла зем­ли суще­ству­ю­щих гра­ниц, невоз­мож­но­сти стро­и­тель­ства объ­ек­тов недви­жи­мо­сти и т.д.;
  • несо­от­вет­ствии СРЗУ про­ек­ту пла­на тер­ри­то­рии, пра­ви­ла зем­ле­устрой­ства и поло­же­ни­ям об ООПТ;
  • рас­по­ло­же­нии участ­ка в гра­ни­цах зоны, для кото­рой про­во­дит­ся меже­ва­ние.
  • Если схе­ма рас­по­ло­же­ния ЗУ была утвер­жде­на рань­ше пла­на меже­ва­ния тер­ри­то­рии (ПМТ), при этом гра­ни­цы участ­ка на СРЗУ и ПМТ пере­се­ка­ют­ся, то уча­сток обра­зу­ет­ся в соот­вет­ствии с СРЗУ.

Регистрация прав собственности на ЗУ земель запаса

Физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица с утвер­ждён­ной схе­мой рас­по­ло­же­ния ЗУ име­ют пра­во поста­вить дан­ный уча­сток на кадаст­ро­вый учет.

При этом они могут про­из­ве­сти реги­стра­цию прав соб­ствен­но­сти на обра­зу­е­мый ЗУ, при­чем не сво­ей, а РФ, субъ­ек­тов РФ или муни­ци­па­ли­те­тов.

Нали­чие дове­рен­но­сти от дан­ных госу­дар­ствен­ных струк­тур вла­сти не тре­бу­ет­ся (п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ).

Заклю­че­ние

Таким обра­зом граж­дане и юри­ди­че­ские лица могут:

  • исполь­зо­вать зем­ли запа­са, пред­ва­ри­тель­но пере­ве­дя их в иную кате­го­рию;
  • при­об­ре­тать отдель­ные участ­ки в соб­ствен­ность или арен­ду;
  • под­го­тав­ли­вать схе­му рас­по­ло­же­ния вновь обра­зу­е­мо­го ЗУ;
  • ста­вить земель­ный учу­сток на учёт в ЕГРН;
  • реги­стри­ро­вать без дове­рен­но­сти госу­дар­ствен­ные или муни­ци­паль­ные пра­ва соб­ствен­но­сти.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/yurist/zemli-zapasa.html

Как земли запаса перевести в другую категорию?

Перевод земель запаса

Существуют некоторые категории землепользования, суть которых ясна далеко не каждому. Если участок предназначен для сельскохозяйственного использования, то его назначение известно. Все так же просто и с землями поселений, которые предоставляются под строительство на них жилой недвижимости и проживания населения.

А вот термин «земли запаса» для большинства не знаком, так как по его названию сложно что-либо выяснить. Что же собой представляют такие участки и как происходит их переход в другие категории?

Как земли запаса перевести в другую категорию земель

Под землями запаса подразумевают наделы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, так как числятся в резерве.

Для начала эксплуатации таких земель нужно осуществить перевод их в другие категории, к примеру, сельскохозяйственных или промышленных наделов.

Статусом участка определяется, что такие землевладения пока не причислены ни к одной распространенной категории.

Существуют некоторые моменты, определяющие участки, относящиеся к запасу:

  • по документам такие земли являются государственными и муниципальными;
  • наделы не могут быть оформлены на физическое или юридическое лицо;
  • участок, которому присвоена такая категория, нельзя эксплуатировать, пока ему не присвоят иную категорию.

Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод, что такие наделы никак не используются, а просто числятся в резерве.

Законодатель предусмотрел определенный алгоритм переведения указанных землевладений из запаса в требуемую категорию для их последующей эксплуатации.

Наделы, находящиеся в запасе, которые пока не переведены, могут предназначаться для исполнения работ, относящихся к кадастровым, геодезическим, поисковым, изыскательным и прочее.

Для присвоения наделу, числящемуся в запасе, новой категории, выносится соответствующий акт о ее присвоении. Согласно действующему законодательству, необходимо выполнить инвентаризацию участков резерва, и только после этого возможна смена категории.

Процедура перевода категорий регламентируется специальными правовыми документами. Есть закон, который прописывает причины и порядок такой замены.

В соответствии с ним, мероприятие производится в несколько шагов:

  • выясните, к компетенции какого органа относится разрешение вопроса о замене целей землепользования;
  • составьте ходатайство и соберите пакет документации;
  • зарегистрируйте свои права с учетом произведенной смены целей пользования наделом.

Кадастровая информация не в каждом случае является исчерпывающей, и, при ее недостатке, она получается из правоустанавливающих документов. Раньше положения закона попросту изменялись и субъекты земельных правоотношений сталкивались с серьезными затруднениями и недостатком сведений.

Выступление с инициативой уточнения категорий земель возлагается на собственников и владельцев недвижимости, а после этого властные структуры уже принимают решение. При наличии расхождений данных кадастра со сведениями, зафиксированными документацией, преимущество имеется у последней, в случаях, если она оформлена после 05 января 2005 года.

Если нужную информацию не отражает ни свидетельство, ни акт на землевладение, ни кадастр, муниципальными органами осуществляется принятие решения о целях землепользования. Запись в кадастр вносится на бесплатной основе, а регистрация изменений предусматривает оплату госпошлины.

В отношении изменений категории при неимении деления государственных землевладений установлено следующее:

  • определение изменений категории московских и питерских участков, а также их границ в связи со сменой, входит в компетенцию федерального правительства;
  • переведение резервных наделов в другие категории, направленное на выполнение общегосударственных целей, осуществляет федеральное правительство;
  • в остальных обстоятельствах переход участков, отведенных в запас, происходит при помощи региональных и местных властей, в зависимости от порядка распределения их полномочий.

Органами региональной власти может предоставляться такое правомочие муниципальным органам. Перевод участков, входящих в состав городских округов, районных или населенных пунктов, исполняется органами местной власти, которые функционируют на их территории, за исключением ситуаций, когда наделы относились к территориальным образованиям до 05 января 2005 года.

Помните, что замена категории городских и поселковых земель происходит только по решению, принимаемому органами власти, землевладельцы и собственники в процессе участия не принимают. Перечисленные положения относятся к регионам, где отсутствует разделение землевладений центрального правительства и региональных властей, что касается и муниципальных властных структур.

При наличии разграничения, соответствующие земельные вопросы разрешаются самостоятельно на каждом уровне власти.

Для перевода резервного надела в другую категорию, предъявите местной администрации ходатайство об этом, которое должно отражать данные в отношении:

  • кадастрового номера надела;
  • категории земли (установленной и желаемой);
  • оснований для смены категории;
  • прав на объект недвижимости (если имеются).

Ходатайство сопроводите следующим пакетом бумагам:

  • копией вашего паспорта (если вы — физическое лицо), выпиской из ЕГРИП (если вы — предприниматель), выпиской из ЕГРЮЛ (если вы представляете интересы организации);
  • кадастровой справкой о включении земли в запас;
  • заключением, выданным по результатам экологической государственной экспертизы (если она необходима согласно предписаниям действующего законодательства);
  • одобрением правообладателя на замену категории земельного участка (кроме тех ситуаций, когда права в отношении надела принадлежат лицу, с которым оформлен договор о сервитуте на данное землевладение).

Согласно нормам российских правовых актов, перевод земель, находящихся в запасе, может осуществляться в категорию, относящуюся к следующим видам:

  • сельскохозяйственные участки. В их качестве выступают такие земли, которые отведены под ведение различных сельхозработ. Помимо сказанного, в пределах таких объектов могут располагаться дороги, разнообразная коммуникация, лесные и водные территории, недвижимость, построенная в целях обработки и сохранения продуктов сельского хозяйства;
  • земли населенных пунктов. Такие участки предполагают возведение строений жилого типа;
  • промышленные земли. Они располагаются за чертой поселений и применяются определенными хозяйствующими субъектами в промышленности (включая постройку объектов производственного назначения);
  • особо охраняемые земли. Такие наделы обладают исключительной важность, так как представляют собой природную ценность (к примеру, на их территории находятся памятники культуры);
  • территории, относимые к лесному и водному фонду.

Поданное ходатайство в отношении замены категории могут не принять в случаях, когда:

  • документация отсутствует или противоречит нормам закона (выдана органам, не уполномоченным на оформление таких бумаг, не содержит необходимых реквизитов);
  • документы представлены лицом, не обладающим такими правами.

Если причины для отказа имеются, то государственные органы обязаны письменно уведомить об этом заявителя в срок, не превышающий тридцати дней:

  • вынесение решения Федеральным правительством происходит в трехмесячный период;
  • региональными властями — до двух месяцев.

Акт о смене установленной категории содержит принятое решение и отражает:

  • причину его принятия (это могут быть решения советов, собраний или прочих властных структур);
  • параметры надела, его местоположение и уникальный номер;
  • имеющуюся ранее категорию и присвоенную.

Такого рода акты являются постоянными документами и не могут применяться лишь в течение некоторого временного интервала.

Отказ в замене категории участка возможен:

  • на основании федерального законодательства, которым предусмотрены определенные ограничения;
  • ввиду нарушений норм градостроительной регламентации конкретной территории (расхождение с целями, направленными на последующее развитие);
  • отрицательные итоги в заключении экологической экспертизы.

Если вы считаете, что вам отказали неправомерно и необоснованно, обращайтесь в суд. В случае вынесения положительного решения, об этом уведомляются все заинтересованные лица. Копия судебного акта направляется органам, осуществляющий кадастровый учет и регистрацию недвижимости.

Из сказанного выше закономерно вытекает вопрос о том, стоит ли производить замену правоподтверждающих документов на землю? Законодателем установлено, что в таких случаях бумаги, выданные ранее, остаются действительными. Поэтому приложите копию полученного акта или оформите новый кадастровый паспорт. В данном документе будет зафиксирована обновленная категория участка.

Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/kak-zemli-zapasa-perevesti-v-druguyu-kategoriyu.html

Когда допускается использование земель запаса?

Перевод земель запаса

Далеко не все земли, которые есть у государства, могут использоваться юридическими или физическими лицами в своих интересах.

Большинство тех земель, которые можно увидеть вокруг населенных пунктов, относится к особой категории ресурса, именуемой землями запаса.

Однако эти земли также могут быть использованы, если в этом возникла необходимость. Как именно это можно осуществить?

Законодательное регулирование

Так как земли запаса представляют собой особую категорию земельных участков, регулирование их режима использования осуществляется на законодательном уровне тоже по-особому.

Вопрос регулирования правоотношений, связанных с использованием земли, в том числе земель, относящихся к категории земель запаса, осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации.

Говоря более подробно о том, как именно происходит регулирование этой сферы правоотношения, следует отметить, что подробная регламентация осуществляется с помощью статьи 103 указанного нормативного акта.

Еще одной нормой, которая должна использоваться при регулировании вопроса использования земель запаса, будет являться статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта статья формулирует основные правила формирования фонда перераспределения земель, составленных из земель запаса.

Если говорить о том, как должен производиться перевод земель запаса в любую другую категорию, здесь распространяют свое действие федеральный закон “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”.

Кроме того, использование земель запаса может регулироваться также и региональным законодательством, если такая возможность предусмотрена на федеральном уровне. В этом случае будет действовать основное правило, согласно которому, в том случае, если использование регионального законодательства будет происходить, такие нормы права не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам.

Что такое земли запаса и какие виды существуют

Статья 103 Земельного Кодекса Российской Федерации дает конкретное определение, что можно считать землями запаса.

Формирование земель запаса происходит из участков, которые были специально выведены из оборота. К этой категории земель будут относиться:

  • Сельскохозяйственные земли, использование которых временно не может осуществляться из-за снижения их плодородия.
  • Кроме того, сюда будут относиться и такие сельскохозяйственные угодья, эксплуатация которых не планируется ввиду отсутствия необходимости в этом (например, в конкретном регионе нет необходимости использовать резервные площади для возделывания сельскохозяйственных культур, так как получаемого урожая вполне хватает и для обеспечения внутренних нужд, и для поставки в другие регионы России).
  • Земли лесного фонда, а также участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, использование которых либо на данный момент не представляется возможным, либо они находятся в резерве для последующего строительства необходимых для региона крупных объектов промышленности или инженерных сооружений.
  • Земли, на которых находятся естественные водоемы, в использовании которых нет необходимости ввиду их непригодности для иных вариантов эксплуатации, кроме рекреационных.

В целом же, земли запаса могут подразделяться на три основных вида по степени подчиненности ресурса одному из уровней собственности:

  • Федеральные земли (если на них расположены объекты недвижимости федерального значения, а также такие участки, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, которые до прохождения процедуры приватизации находились в федеральной собственности);
  • Земли субъектов Российской Федерации (к ним относятся такие участки, которые были включены в территориальные границы муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта, или включенные в границы непосредственно субъекта, а также те земли, на которых находится недвижимость, принадлежавшая до приватизации субъекту Российской Федерации);
  • Земли муниципальных образований (в эту категорию включаются все остальные территории, не имеющие разделения на федеральный и региональный уровни).

Использование этих земель может производиться только в том случае, если в этом возникла крайняя необходимость, а участки были переведены в другую категорию земель в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом возможных целей его использования.

Правила использования земель запаса

Так как земли запаса относятся к особой категории земель, существующих на территории государства, для осуществления их эксплуатации необходимо соблюдать определенные правила, которые могут запрещать или разрешать использования этой категории ресурса.

Так, разрешается использование земель запаса без перевода их в другую категорию в том случае, если:

  • Участок не относится к территории закрытых образований, а имеющиеся на нем природные объекты могут свободно эксплуатироваться людьми в своих интересах (Например, через земли, относящиеся к категории земель запаса, протекает река, в которой ловится щука. Рыбалка в этом случае будет разрешена, так как этот вид рыб не относится к запрещенным для ловли).
  • Еще одним случаем, когда участок может эксплуатироваться даже без перевода его в другую категорию, это использование участка для охоты, а также для прогона скота к месту выпаса без остановки на этом участке.
  • Третьим случаем возможности использования участка, относящегося к землям запаса, без перевода его в иную категорию, будет относиться сбор сухостоя на нем без организации вырубки насаждений, если такой сухостой используется для отопления своего собственного жилья и не направлен на извлечение прибыли.

Порядок использования земель запаса

Как уже говорилось выше, использование земель запаса может осуществляться как с переводом в другую категорию, так и без такового.

Если речь идет об использовании без перевода, то в этом случае осуществление эксплуатации этого ресурса возможно только в трех перечисленных случаях. В остальных придётся переводить земли в другие категории в соответствии с целями их возможного использования.

Перевод земель запаса в другие целевые категории возможен только в исключительных случаях, установленных на уровне федерального законодательства. К таким исключительным случаям будут относиться:

  • Необходимость создания территорий с особым режимом эксплуатации и охраны (например, природные парки или заповедники);
  • Необходимость изменения существующих территориальных границ субъектов Федерации или муниципальных образований, а также выделения новых административных образований;
  • Потребность в осуществлении консервации имеющихся земель ввиду их износа (например, снижения плодородия существующих сельскохозяйственных площадей);
  • Необходимость возведения объектов инженерной инфраструктуры, социально-культурного и бытового назначения (строительство дорог, ресурсоснабжающих предприятий, например, водозаборов, школ или больниц и т.д.);
  • Обеспечение безопасности государства и его границ (строительство новой военной части или комплекса оборонительных сооружений вблизи границ государства);
  • Разработка новых месторождений полезных ископаемых с последующей организацией их добычи.

Порядок перевода земель из категории земель запаса в любую другую определяется Федеральным законом “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”. В рамках этого закона подробно регламентирован алгоритм осуществления такой процедуры:

  • Первым этапом будет подача соответствующего прошения, именуемого в законе ходатайством, об изменении категории земель. Уровень подачи такого ходатайства определяется уровнем принадлежности земельного участка государству, субъекту или муниципальному образованию (если участок принадлежит государству – прошение подается в Правительство РФ, если субъекту – в исполнительный орган на региональном уровне, муниципальному образованию – в ответственный орган на муниципальном уровне);
  • На втором этапе необходимо подготовить все требуемые документы для подтверждения правомерности просьбы о переводе участка из одной категории в другую (кадастровые документы, а также документы, подтверждающие возможность использования участка в конкретных целях);
  • На третьем этапе, после проведённой проверки, осуществляется вынесение соответствующего постановления о разрешении перевода земли из категории запаса в заявленную или о невозможности такого действия.

В том случае, если перевод был разрешён, решение оформляется соответствующим Постановлением уполномоченного органа с обязательным закреплением новой категории во всех правоустанавливающих документах на участок.

Земли, принадлежащие к категории земель запаса, являются особым объектом в сфере земельных правоотношений, так как до своего перевода в другую категорию не могут эксплуатироваться, а также не могут быть переданы в собственность физическим или юридическим лицам. Однако, если процедура перевода в другую категорию осуществлена, участок может использоваться в зависимости от его нового целевого назначения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/ispolzovania-zemel-zapasa.html

Что такое земли запаса и для каких целей они предназначены

Перевод земель запаса

Каждый участок земли имеет кадастровую категорию. В зависимости от неё территория используется для нужд сельского хозяйства, промышленности или жилья. Есть так же категория резервных земель, то есть, находящихся без чётко обозначенного статуса на данный момент. Что такое земли запаса и для каких целей они предназначены, поясняет законодательство по землепользованию.

Определение земель запаса

Этим статусом наделены территории, использование которых не определено в силу особых обстоятельств, чаще всего – их удалённое расположение от объектов жизнедеятельности человека.

Такие земли находятся в резерве, в запасе, и не могут принадлежать частным лицам.

Законодательные акты

Порядок распоряжения, назначения категорий и охраны земель запаса прописан в законодательстве:

  • Земельный Кодекс;
  • федеральные и региональные постановления и законы.

В соответствии с нормативной базой использование участков такого типа строго ограничено, передача в частные руки невозможна без назначения категории, а ответственность за их состояние полностью возложена на субъект, на чьей территории этот участок расположен.

Что относится к землям запаса

В список территорий, не подлежащих передаче в частные руки, попадают:

  1. расположенные на далёком расстоянии от городов, сёл, производств и сельскохозяйственных угодий;
  2. выведенные из оборота сельхоз земли ввиду истощения их ресурсов;
  3. зарезервированные земли лесного фонда для строительства промышленных объектов;
  4. непригодные к использованию водоёмы;
  5. непригодные в данный момент для использования леса.

Земля – важнейший ресурс для государства, поэтому часть фонда оно оставляет в запасе, чтобы освоение пространства не было хаотичным и безнадзорным. Освоение этих территорий возможно только в случае крайней необходимости.

Типы земель запаса

Сохранность территорий обеспечивает государство в лице:

  • федеральных властей, если земли содержат объекты с особым статусом (государственной важности);
  • властей субъектов РФ для тех земель, которые не принадлежат конкретному муниципалитету и просто входят в границы территории субъекта;
  • властей муниципалитета, если участок запаса находится в границах этого муниципалитета.

Правовой статус

В соответствии с ЗК РФ земли запаса запрещено:

  • передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);
  • использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
  • предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.

Законодательство разрешает:

  • использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;
  • на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
  • через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
  • сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.

Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:

  • проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
  • исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
  • проводить обучение и научно-исследовательские работы.

В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):

  1. гражданин не является членом колхоза;
  2. он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
  3. он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.

Перевод в другую категорию

Без назначения участку категории передача в частные руки на правах собственности или аренды невозможна. Разрешение на освоение земли обязательно нужно получить, нарушившему грозит административная ответственность за самовольный захват территории.

Право использовать землю выдаёт администрация района, ответственная за участок земель запаса. Когда у участка появляется определённое назначение, использовать его можно только согласно кадастровым сведениям.

В каких случаях возможна смена категории землям запаса:

  1. принято решение создать на территории объект с особым статусом и сделать территорию закрытой: национальный парк, заповедник, заказник и тд;
  2. требуется расширение границ муниципального образования: увеличение территории города или села;
  3. необходимо построить на участке объект инфраструктуры для жизнедеятельности граждан: электростанция, водонапорная станция, ЛЭП, дороги, водопровод, нефтепровод, медицинское или образовательное учреждение и т.д.;
  4. за счёт земель запаса планируется укрепить государственные границы (земля передаётся под нужды обороны);
  5. планируется разработка месторождений полезных ископаемых и их добыча, для чего нужно построить специальные объекты, облегчающие эту задачу.

Иные цели не являются основанием для перевода земель запаса в какую-либо категорию.

Но даже если цель входит в перечисленные пункты, перевод может занять длительное время, а инициатор должен собрать все обоснования для проведения процедуры.

Что требуется для перевода

Вне зависимости от того, как планируется использовать территорию, и в какую категорию перевести, алгоритм будет одинаков:

  1. Составление прошения о переводе. Оно должно отражать:
  • планы инициатора по освоению земли;
  • аргументы в поддержку идеи;
  • кадастровый номер требуемого участка;
  • его размеры;
  • текущую категорию (земли запаса) и ту, в которую участок нужно перевести.
  1. Составление пакета документов:
  • для физических лиц – паспорт;
  • для юридических лиц – сведения о юрлице из ЕГРП;
  • заключение эксперта от экологической комиссии о возможности эксплуатировать землю планируемым способом;
  • заключение кадастрового инженера о межевании;
  • план построек на территории, подробное описание каждого объекта.
  1. Документы и прошение подать в ведомство, к которому относится надел:
  • для федеральных земель – Правительство РФ;
  • для региональных – исполнительный орган субъекта;
  • для муниципальных – органы местного самоуправления.

Подача документов осуществляется в двух экземплярах, на одном из них принимающая сторона проставляет входящий номер и дату. Эта отметка – гарант того, что прошение будет рассмотрено в ходе специальной проверки.

  • положительное – в виде Постановления о назначении земле специальной категории;
  • отрицательное – акт с отказом. Его можно обжаловать в суде.

Основаниями для отказа могут быть:

  • отсутствие у заявителя права получить землю в пользование или права подать прошение;
  • неполный пакет документов, оформленный с ошибками или недостоверными сведениями;
  • цель недостаточно аргументирована, идея заявителя не нашла поддержки у государства;
  • цели нарушают градостроительный регламент: неправильно выбранные размеры, планы по освоению, земли находятся в особом статусе и т.д.

Сроки и стоимость получения категории для земель запаса

Процедура принятия решения делится на два этапа.

Первый – проверка документов на подлинность и соответствие реальности. На это у властей уходит 30 календарных дней. Если найдены нарушения, заявитель получает акт об отказе. Бумаги, прошедшие проверку успешно, направляются дальше.

Второй этап – рассмотрение заявки по существу и вынесение постановления. Сроки – 2 месяца для муниципальных участков и земель субъектов, 3 месяца – для федеральных земель.

Подача пакета документов бесплатна. Заплатить придётся за подготовительный этап: межевание, заключение экологической комиссии и прочие пункты.

Что делать после получения Постановления о смене категории

Дальнейшая судьба участка определяется:

  • конкурсом или аукционом, на который нужно подавать заявку;
  • передачей участка по договору выкупа, долгосрочной аренды или передачи в безвозмездное пользование.

Заключение

Чтобы получить в пользование участок земель запаса, нужно сначала пройти процедуру получения территорией категории земли. Земли, находящиеся в резерве, не имеют исходного целевого назначения и собственника, поэтому заявки рассматриваются муниципалитетом, органами региональной или федеральной власти.

Смена категории возможна так же по инициативе самого органа, ответственного за использование участка. В этом случае после положительного решения комиссии и вынесения постановления земля либо продаётся, либо сдаётся в аренду (по конкурсу или аукциону), либо осваивается самим государством.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/zemli-zapasa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.