Подлежит ли сервитут государственной регистрации

Содержание

Росреестр: что такое сервитут и надо ли его регистрировать

Подлежит ли сервитут государственной регистрации

Росреестр: что такое сервитут и надо ли его регистрировать

В гражданском и земельном законодательстве существует такое понятие, как «сервитут». Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Выделяют два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц.

Частный сервитут на земельный участок может быть установлен для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка; для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации; для осуществления работ по проведению электросетей; для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.
Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Соглашение заключается в письменной форме.
Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения. Публичный сервитут оформляется соответствующим решением органа власти. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается письменное соглашение.
Срок сервитута
Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута – решением о его установлении.
Срок публичного сервитута зависит от целей его установления, так например, для размещения объектов электросетевого хозяйства сервитут может быть установлен на срок от 10 до 49 лет; для строительства, реконструкции или ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок осуществления реконструкции или ремонта; для проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов на срок не более года.
Срок сервитута, установленного на основании судебного акта, определяется соответствующим судебным актом.
Плата за сервитут
По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Плата за него может быть единовременной или периодической.
По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

Регистрация сервитута
Сервитуты подлежат государственной регистрации в Росреестре в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса.

Так, допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без осуществления кадастрового учета соответствующей части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН. При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 29.11.

2017 № 49-КГ17-29, отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим установившего данный сервитут нормативного правового акта.
С заявлением о государственной регистрации сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования чужим земельным участком.

К заявлению необходимо предоставить соглашение об установлении сервитута, вступившее в законную решение суда, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя, в случае обращения за регистрацией представителя правообладателя; др.
Кроме того, за государственную регистрацию взимается государственная пошлина, размер которой установлен пп. 31 п. 1 ст. 333.

33 Налогового кодекса РФ и составляет 1 500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических лиц.
За регистрацией публичного сервитута в регистрирующий орган с соответствующим заявлением должен обратиться орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявший акт об установлении публичного сервитута, в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного акта.

Публичный сервитут регистрируется как ограничение (обременение) права на земельный участок.
Прекращение сервитута
Частный сервитут прекращается с истечением срока, на который он был установлен.

Кроме того, частный сервитут прекращается в следующих случаях:
-стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение;
-ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом;
-обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться по целевому назначению.

В данном случае прекращение сервитута осуществляется по решению суда.
Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен. Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, он также может быть прекращен уполномоченным органом – посредством принятия акта об отмене сервитута; судом.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по следующим основаниям:
– деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет; в установленный срок не внесена плата за публичный сервитут;
– не внесена плата за публичный сервитут, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом; более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;
– обладатель публичного сервитута отказался от него.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации.

В заключение. Сервитут в гражданском обороте не так распространен среди других вещных прав и стороны не всегда прибегают к такому способу выстраивания правоотношений в отношении объектов недвижимости. Однако, с каждым годом правовая культура и грамотность граждан растет и соответственно, там, где целесообразнее будет установить сервитут, стороны воспользуются этим правом.

Источник: https://aleksraion.ru/index.php/2013-09-06-22-52-18/4498-2019-06-13-08-23-09

Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2019 г. N Д23и-25919 По вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о частях земельных участков в связи с установлением публичного сервитута

Подлежит ли сервитут государственной регистрации

Минэкономразвития России относительно внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о публичном сервитуте и применения пункта 122 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее – Порядок ведения ЕГРН), сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, не уполномочено на ведение ЕГРН, рассмотрение документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятие решений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, не уполномочено давать оценку действиям других органов государственной власти, в том числе Росреестра, его территориальных органов, органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г.

N 341-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов” (далее – Закон N 341-ФЗ) в том числе внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) которыми предусмотрено, что:

сведения о публичном сервитуте подлежат внесению в реестр границ ЕГРН (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ);

публичный сервитут не подлежит государственной регистрации (статья 23 Земельного кодекса).

В настоящее время Департаментом недвижимости прорабатывается вопрос о приведении пункта 122 Порядка ведения ЕГРН в соответствие с положениями Земельного кодекса.

Пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, возникшие в связи с установлением публичного сервитута подлежат внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений.

Объем таких сведений и порядок их внесения в кадастр недвижимости установлен пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН, согласно которым в запись кадастра недвижимости об объекте недвижимости в том числе вносятся:

сведения о части земельного участка, образованной в связи с установлением и внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте. При этом координаты характерных точек границ части земельного участка, образуемой в связи с внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте, определяются с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН;

сведения о реестровом номере границы публичного сервитута, в случае, если объект недвижимости или его часть, в том числе подлежащая образованию в соответствии с Порядком ведения ЕГРН, располагается в границах публичного сервитута.

Таким образом, в случае если при внесении в реестр границ сведений о публичном сервитуте, будет установлено, что земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах такого сервитута, органом регистрации прав должны быть осуществлены действия по образованию данной части земельного участка и внесению таких сведений в записи кадастра недвижимости о соответствующем земельном участке в порядке и объеме, установленных пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН.

При этом, государственный кадастровый учет таких частей на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также государственная регистрация ограничений прав или обременений земельных участков, расположенных в границах публичного сервитута, Законом N 218-ФЗ не предусмотрены.

Дополнительно отмечаем, что из положений главы V.7 Земельного кодекса следует, что в границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

Минэкономразвития разъяснило, что публичный сервитут не подлежит госрегистрации, но сведения о нем вносятся в реестр границ ЕГРН.

Если земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах сервитута, то орган регистрации прав должен выполнить действия по образованию данной части и внести сведения в кадастр недвижимости.

Кадастровый учет таких частей и госрегистрацию ограничений прав или обременений участков, расположенных в границах сервитута, закон не предусматривает.

Ведомство отметило, что в границах сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72576778/

Порядок государственной регистрации сервитутов

Подлежит ли сервитут государственной регистрации

Конкретный порядок совершения регистрационных действий регулируется Правилами ведения единого государственного реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. №219 «Об утвержденными Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством установления сервитута, а также единственным доказательством существования зарегистрированного сервитута. Государственная регистрация сервитутов осуществляется учреждениями юстиции на основе системы записей в ЕГРП.

Запись о регистрации сервитута может быть произведена на основании:

  • заявления правообладателя во всех случаях установления сервитута;
  • заявления лица, в пользу которого установлен сервитут, в случаях, если сервитут установлен соглашением сторон или вступившим в законную силу решением суда либо возникает на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • заявления органов государственной власти или местного самоуправления в случае, если сервитут установлен этими органами в соответствии с законодательством в публичных интересах.

Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП.

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

Если регистрация сервитута была произведена не на основании заявления правообладателя, последний в обязательном порядке должен быть уведомлен о произведенной регистрации сервитута.

В течение одного месяца учреждение юстиции по регистрации прав, осуществившее регистрацию сервитута, обязано уведомить об этом правообладателя.

Копия направленного правообладателю уведомления помещается в дело правоустанавливающих документов.

Если в отношении одного и того же объекта недвижимости установлено несколько сервитутов, каждый из них подлежит регистрации с внесением записи о регистрации в ЕГРП.

Размер пошлины за государственную регистрацию публичного земельного сервитута определен в пп. 24 п. 1 статьи 333.33 Налогового кодекса (НК) и составляет:

  • в интересах физических лиц – 500 рублей;
  • в интересах организаций – 2 000 рублей.

За внесение изменений в записи ЕГРП уплачивается государственная пошлина в размерах:

  • физическим лицам – 100 рублей;
  • организациям – 300 рублей;
  • федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления – 50 рублей;

Лицу, в пользу которого установлен сервитут, выдается свидетельство о государственной регистрации права.

В соответствии с письмом Госстроя РФ от 20 марта 2000 г. №НМ-1082/2 установлен перечень градостроительных ограничений и сервитутов, которые должны учитываться при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Среди них можно указать на следующие сервитуты:

  • ограничение на использование объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, находящихся в муниципальной или государственной собственности, расположенных на земельном участке, предоставленном в собственность, владение, пользование или аренду юридическому или физическому лицу;
  • ограничение на использование земельного участка в связи с расположением на нем зданий, строений и сооружений, не принадлежащих собственнику, владельцу, пользователю или арендатору данного участка;
  • условие соблюдать ограничения на использование земельного участка, расположенного в зоне охраны памятников истории и культуры, на территории особо охраняемого природного объекта, в водоохраной зоне, в границах территории, подверженной воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, иных территорий, ограничения на использование которых устанавливаются в законодательном порядке.

Публичный сервитут также подлежит государственной регистрации в соответствии с нормами Закона, однако порядок такой регистрации отличается от регистрации частных сервитутов.

Необходимо, чтобы само право на земельный участок, обременяемое сервитутом, уже было зарегистрировано в ЕГРП, поскольку Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна согласно п. 2 статьи 13 Закона только при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Государственная регистрация публичных сервитутов может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц.

Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 Закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).

Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Государственная регистрация прекращения сервитута

Государственной регистрации подлежит также и прекращение сервитута. В этом случае соответствующая запись в Едином государственном реестре прав погашается специальным штампом погашения регистрационной записи.

Запись о прекращении сервитута вносится на основании заявления правообладателя и лица, в пользу которого он установлен, в следующих случаях:

  • прекращения срока действия сервитута, определенного соглашением сторон об установлении сервитута, или акта государственной власти, местного самоуправления, которыми установлен сервитут;
  • вступления в законную силу решения суда о признании недействительным соглашения об установлении сервитута или акта органа государственной власти, местного самоуправления, которыми он установлен;
  • вступления в законную силу решения суда о прекращении установленного сервитута.

Если сервитут прекращен не полностью, а преобразован в пользу гражданина или юридического лица, в ЕГРП производится новая запись о том же самом сервитуте, а в штампе погашения регистрационной записи указывается номер подраздела и листа, на котором произведена новая запись.

Источник: https://www.urstatus.ru/yuridicheskie-uslugi/sdelki-s-nedvizhimostyu/registraciya-servityta.php

Особенности государственной регистрации сервитута

Подлежит ли сервитут государственной регистрации

В перечисленных случаях Гражданский кодекс предусмотрел возможность установления частного сервитута, однако право ограниченного пользования третьему лицу предоставляется только при соблюдении ряда условий: — сервитут устанавливается в отношении соседнего участка; — без сервитута нужды пользователя не могут быть удовлетворены; — имеется соглашение с собственником или судебное решение; — сервитут, как и любое вещное право на недвижимость, необходимо зарегистрировать.Таким образом, частный сервитут на землю устанавливается для ее использования конкретным лицом или группой лиц, которые имеют право ограниченного использования участка земли для своих нужд. Публичный сервитут отличается тем, что пользователю нет необходимости регистрировать это обременение публичной собственности, чтобы использовать землю для прохода, подъезда, проведения охоты и т.д. Узаконением права ограниченного пользования, поскольку оно установлено одновременно для всех, а, следовательно, является публичным, занимаются государственные органы или органы местного самоуправления, в зависимости от того, чьим решением такое обременение образовано. Также публичный сервитут предполагается безвозмездным. Государственная регистрация сервитута. Регистрация предполагает, что государством в строго определенной процедуре совершается юридический факт, влекущий: 1. возникновение у не собственника права пользования в той части, которая ему необходима для удовлетворения собственных нужд; 2. признание государством установленного права на ограниченное пользование; 3. удостоверение признания права ограниченного пользования, которое производится в определенном порядке в два этапа путем учета в специальном реестре и выдачи удостоверения; 4. ограничение правомочий собственника в части предоставленного не собственнику правомочия. Юридическое значение государственной регистрации неоспоримо и заключает в том, что совершенный юридический факт – единственно признаваемое государством доказательство существования права ограниченного пользования.

Цели

На каком основании возникает сервитут? Возникновение публичного сервитута в отношении чужого участка допускается только в ситуациях, прописанных законом. К ним относят:

  1. Обеспечение возможности прохода/проезда к водным объектам и местам общего пользования (водоемы, культурные сооружения, жилые объекты и т.д.).
  2. Размещение объектов транспортной инфраструктуры (строительство дорог и транспортных узлов).
  3. Сооружение подземных коммуникаций (тепло-, газо-, водоснабжение, канализация и т.п.), инженерных сетей и объектов электрификации.
  4. Установка межевых и геодезических знаков.
  5. Проведение дренажных работ.
  6. Сенокошения, выпаса и перемещения сельскохозяйственного скота к местам кормления.
  7. Охоты, рыболовства, разведения рыбы.
  8. Временного проведения – при необходимости – проектных, изыскательских, исследовательских работ.

Цели частного сервитута определяются по аналогии с публичным, и связаны с необходимостью использования ресурсов дополнительной – как правило, соседней – территории для обеспечения:

  1. Перемещения к своему объекту недвижимости.
  2. Прокладки коммуникаций.
  3. Установки оборудования связи.
  4. Строительных работ.
  5. И других обоснованных нужд, обеспечение которых не влечет за собой ощутимых проблем для хозяина участка.

Напоминаем, что вы можете получить быструю бесплатную консультацию по телефону: +7 просто кликните для звонка

Осуществление регистрации прав ограниченного пользования земельным участком

Подведомственной Министерству юстиции РФ является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, сотрудники которой ведут Единый государственный реестр прав.

Основанием внесения в реестр является заявление, которое подается в зависимости от ситуации: — собственником земли; — лицом, для которого устанавливается право пользования, что возможно только при наличии у него соглашения с собственником по поводу установления для него обременения; — обладателем ограниченного вещного права или арендатором со сроком аренды от года в случае, если участок находится в нечастной собственности. Заявителю необходимо предъявить: — копию документа о существующей записи в реестре о праве собственности на участок; — документ об основании установления обременения, т.е. соглашение, распоряжение уполномоченного органа или решение суда об установлении сервитута, в которых определяются дата установления обременения и срок его действия. В нем же определяется безвозмездность пользования или указывается размер платы за пользование землей. В зависимости от площади использованного для ограниченного пользования участка зависит дополнительное требование о предоставлении кадастрового плана, который необходим для определения конкретной части земельного участка, используемого не собственником.

Порядок установления

Частный сервитут обычно устанавливается добровольно. Владелец земли и заинтересованное лицо заключают договор, в котором прописываются все детали и условия обременения земельной собственности. Право, возникающее в результате данного соглашения, подлежит государственной регистрации Росреестром.

Для публичного сервитута согласие владельца земли, равно как и его отсутствие, не имеет абсолютно никакого значения – решение принимается в результате общественных слушаний. Условия, порядок и сроки вступления в силу утверждаются нормативным актом федерального или регионального значения.

Однако собственник может обратиться в суд для защиты своих интересов, потребовать компенсационных выплат за использование участка, а в отдельных случаях даже выкупа государством обремененных земель.

Однако стоит заметить, что суд, как правило, удовлетворяет требования истца об оплате публичного сервитута лишь в тех случаях, когда последний сопряжен со значительными трудностями – владелец не может использовать большую часть территории по назначению, вынужден сносить или переносить хозяйственные постройки и др.

Порядок и сроки государственной регистрации земельного сервитута

Процедура государственной регистрации начинается с подачи заявления в Росреестр. Одновременно с заявлением предоставляется квитанция об уплате пошлины за оказание государственной услуги в размере 1500 рублей для физических лиц и 6000 рублей, когда ограниченное пользование устанавливается в интересах организаций.

Порядок регистрации земельного сервитута предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с ним процедура происходит в 4 этапа: 1. Прием документов и их регистрация. 2.

Правовая экспертиза принятых документов, что предполагает не только непосредственную проверку документов на предмет их соответствия требованиям закона, но и проверку законности сделки, а также проверку возможности ее совершения. На этом этапе также проверяется, не противоречит ли заявление уже существующим правам. 3.

Внесение сведений об установленном обременении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. 4. Выдача соответствующего удостоверения, а также совершение соответствующих надписей на правоустанавливающих документах.

Проведение данной процедуры по общему правилу занимает до 10 дней со дня принятия заявления и приложенных документов. Указанный срок можно значительно сократить, подав документы, удостоверенные нотариусом.

Поскольку удостоверительная надпись нотариуса будет означать, что документы достоверны соответствуют закону, это уменьшит срок этапа экспертизы сотрудниками. Таким образом, полный порядок действий для заявления с приложенными нотариально удостоверенными документами может занять до 3 дней.

Как узнать, наложен ли сервитут на участок, перед покупкой

Сервитут – форма частичного обременения, при которой собственник вправе распоряжаться территорией, продавать или передавать по наследству. Вне зависимости от способа смены собственника действие сервитута не прекращается. Наследник или покупатель с удивлением могут узнать, что на территорию наложено обременение, в ходе оформления участка на себя.

Чтобы заранее узнать о подводных камнях территории (особенно актуально для покупателей), достаточно до подписания акта купли-продажи запросить выписку из кадастровой палаты относительно территории. Стоимость выписки – 400 рублей. В неё внесены данные о размерах, положении, адресе участка, его собственнике, а так же данные об обременениях.

Приостановление государственной регистрации

На срок до 1 месяца процедура внесения записи в реестр может быть приостановлена в случае: — возникновения у регистратора сомнений относительно наличия оснований к внесению записи либо при не предоставлении документов или возникновении сомнений в их подлинности и достоверности; — отсутствия сведений о границах земельного участка или наличии сведений о том, что одна из границ пересекает границы иной земельной площади, которые подтверждаются данными из государственного кадастра; — подачи заявления о возврате документов с прерыванием процедуры признания права. Процедура также приостанавливается до принятия решения, если уже подано аналогичное заявление, по которому еще не принято решение. Отказать по поданному заявлению регистратор обязан в ограниченном количестве случаев. Для сервитута такими являются: — несоответствие объекта, означающее, что границы объекта не указаны в кадастре или указаны, но пересекают границы иного участка; — несоответствие субъекта, т.е. заявитель не имеет права на подачу заявления, недееспособен или является ненадлежащим субъектом по иным причинам; — несоответствие документов, что может проявляться в том, что заявитель не представил документы либо документы недостоверны, составлены в противоречии с нормами закона и т.д.; — несоответствие требований, например, когда требования противоречат уже существующим правам.

Прекращение сервитута

Основания прекращения сервитута:

  • по причине прекращения существования оснований, которые были причиной установления сервитута (ст. 276 ГК РФ);
  • в суде доказана невозможность целевого использования участка именно по причине установленного обременения (ст. 276 ГК РФ). Собственник участка вправе потребовать, чтобы орган государственной власти или местного самоуправления, установивший сервитут, выкупил его, компенсировал понесенные убытки либо предоставил другой равноценный участок земли;
  • физическое уничтожение участка;
  • изъятие земли из гражданского оборота;
  • в случае если собственник участка, обремененного сервитутом, становится владельцем данного сервитута;
  • прекращение действия нормативного акта, установившего сервитут.

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.

Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Какие документы потребуются?

Частный сервитут для прохода и проезда устанавливается при наличии следующих документов:

  1. Паспорт РФ от заявителя.
  2. Чек о внесении госпошлины.
  3. Документация, подтверждающая установку сервитута, – соглашение сторон, акт-распоряжение от госоргана, решение суда.
  4. Кадастровая планировка территории с печатью об установки сервитута.
  5. Доверенность, если обращается третье лицо.

Госпошлина для установки личного сервитута на сегодняшний день составляет для:

  • физлиц – 1500 руб.;
  • юрлиц – 6000 руб.

Источник: https://KPPKDirection.ru/drugoe/registraciya-publichnogo-servituta.html

Условия и порядок регистрации сервитута на земельный участок. Нужна ли в случае отмены договора?

Подлежит ли сервитут государственной регистрации

Установка сервитута требует прохождения специальной, предусмотренной законодательством и государством процедуры. Это процедура регистрации земельного участка. На каких основаниях проходит данная процедура? Какие нюансы нужно знать прежде, чем прибегнуть к регистрации частного или муниципального сервитута?

В этой статье мы рассмотрим все вопросы, которые сопровождают процесс регистрации и его нюансы.

Нужно ли регистрировать?

Рассмотрим, подлежит ли сервитутный договор обязательной госрегистарции. Под сервитутом понимают ограниченное право гражданина или юридического лица на использование земельного надела в своих целях. Это ограниченное право использования и называется сервитутом, и регламентируется 23 статьей земельного кодекса.

Но для того, чтобы полноправно пользоваться сервитутом в установленном комплексе прав, необходимо пройти соответствующую процедуру регистрации. Без неё невозможно доказать факт того, что гражданин является пользователем сервитута и инициатором его установки.

Однако, законодательство допускает наличие некоторых ограничений и нюансов, которые предполагают исключения.

При заключении соглашения на срок до 3 лет

Российское законодательство предполагает наличие исключения из правил в регистрации сервитута.

Если Соглашение об установлении сервитута было заключено с представителями государственной или муниципальной собственностью, на срок, который не превышает 3-х лет, то нет необходимости в проведении каких-либо кадастровых работ, составлении межевого плана и внесения информации в государственный кадастровый учет.

https://www.youtube.com/watch?v=95-SuwS80k4

А значит, прохождение процедуры регистрации также не требуется в соответствии с пунктом 4 статьей 39. 25 Земельного кодекса.

Важно! Если правоотношения по поводу сервитута будут продлены на срок более 3-х лет, то в таком случае процесс регистрации нужно выполнить в обязательном порядке.

Более подробно о возможных сроках установления сервитута мы рассказывали в этом материале.

Порядок процедуры: как поставить на учет?

На самом деле, процедура осуществления государственной регистрации сервитута достаточно простая. Если делать её в соответствии с планом, то в таком случае процесс пройдёт быстро и без каких-либо сложностей. В первую очередь нужно выяснить, что вопросами оформления и регистрации занимается Росреестр Российской Федерации.

  1. Прежде, чем явиться в Росреестр, нужно собрать пакет документов.
  2. Составляется заявление о государственной регистрации сервитута.
  3. Нужно оплатить государственную пошлину, сумма которой варьируется в зависимости от того, обратилось физическое или юридическое лицо.
  4. В Росреестре принимают документы, проверяют их.
  5. Проводится экспертиза принятых материалов, после чего выносится решение о правовом или неправовом характере просьбы о регистрации.
  6. Сведения будут внесены в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Теперь там будет указано, на каком участке есть обременение.
  7. Следующим шагом будет выдано соответствующее удостоверение, которое подтверждает факт установления сервитута.

Но несмотря на все вышеуказанные шаги, есть нюансы, в которые стоит углубиться дополнительно.

Составление заявления

Для того, чтобы составить заявление, потребуется белый лист бумаги формата А4.

  1. В шапке указывается, куда именно отправляется данный документ, а именно, либо главе администрации города, либо в Росреестр.
  2. В середине строки пишется наименование документа. Это заявление о регистрации сервитута на земельный надел.
  3. Указываются паспортные данные лица, место его проживания и регистрации.
  4. В обязательном порядке нужно уточнить реквизиты документа, удостоверяющего личность.
  5. Также, нужно изложить информацию об участке. А именно его кадастровый номер, технические и правовые особенности.
  6. Ниже указывается информация о лице, который является обладателем земельного надела, то собственником.
  7. Ниже излагается просьба о заключении соглашения о сервитуте.
  8. Можно указать интересующий способ выдачи документов, например, через МФЦ, лично, или путем почтового отправления.
  9. Указывается информация о заявителе, его подпись и дата составления документа.
  10. Также к заявлению прилагается приложение в виде перечня документов, которые идут в комплекте.

Сбор документов для физлица и юрлиц

Физическое и юридическое лицо должны подготовить установленный пакет документов.

Важно! К сожалению, без него невозможно получить соглашение на регистрацию сервитута.

Какие бумаги должны иметься при обращение в Росреестр:

  • Это заявление, составленное по установленному образцу.
  • Нужно оплатить государственную пошлину и приложить квитанцию о ее оплате в форме оригинала или ксерокопии.
  • Прилагается паспорт физического лица.
  • Прилагается копия акта об установлении сервитута.
  • Соглашение между двумя сторонами о наличии обременения, с соответствующими подписями.
  • Если имеется судебное решение, то обязательно прикладывается его ксерокопия, а также заверение судьи (на каких основания и как можно подать иск и получить судебное решение о принудительном установлении сервитута мы рассказывали тут).
  • Оригинал и ксерокопия кадастрового плана.

Дополнительно, по требованию сотрудников Росреестра могут быть предоставлены и другие важнейшие основополагающие документы.

Если речь идёт о юридическом лице, то вместо паспорта прилагается устав компании, а также иные уставные документы, свидетельствующие о том, что организация существует. Прилагается её ИНН, а также паспорт лица, который является представителем компании в органы Росреестра.

Справка. Помните о том, что государственная пошлина для юридических лиц несколько выше по стоимости, нежели, чем для частных лиц.

Размер госпошлины и порядок оплаты

Перед тем, как обратиться в Росреестр и уже подать сформированное заявление и пакет необходимых документов, гражданину в обязательном порядке нужно уплатить государственную пошлину. Это основное главное требование, которое предъявляется к гражданам Российской Федерации.

Для физических лиц установлен размер государственной пошлины 1.500 руб.

В тот момент, когда для юридических лиц это сумма возрастает сразу до 6 000 руб.

Оплатить государственную пошлину можно различными способами. Однако, самый верный — это прийти в банк и по реквизитам, полученным в Росреестре, отправить сумму денежных средств. Чек или квитанцию в обязательном порядке нужно сохранить.

Важно! Однако, также осуществить оплату государственной пошлины можно и другими способами. Например, осуществив перечисление денежных средств посредством электронного платежа или в самом МФЦ.

Куда обращаться?

Где же осуществить государственную регистрацию земельного сервитута? К счастью, помочь в этом нелегком деле могут сразу несколько государственных учреждений, которые уполномочены осуществлять подобную деятельность. Просмотренных перечень подробнее.

Росреестр

Росреестр — это государственное учреждение, которое осуществляет регистрацию сделок с недвижимостью. В том числе, осуществляет и регистрацию сервитута.

Как правило, Росреестр расположен в крупных городах или районных центрах. Однако, при отсутствии такого документа не нужно отчаиваться. Подать бумаги можно будет посредством отправки документов письмом.

Госуслуги

Если вы не располагаете возможностью личной явки, можно подать заявление при помощи портала государственных услуг. Для этого достаточно иметь личный кабинет на данном портале.

  1. Зайдите в свой личный кабинет, а затем в перечень услуг. Выберите необходимую услугу, а именно, «регистрация сервитута».
  2. После того, как была выбрана необходимая вам услуга, нажмите на ее получение.
  3. Перед вами появится краткая анкета, которую нужно заполнить. Вносятся сведения об участке, заявителе и обладателе сервитута.
  4. Информация отправляется на рассмотрение.

Выберите наиболее примечательное для себя время.

Важно!После рассмотрения будет предложена дата, когда можно обратиться в Росреестр и, наконец, лично подать заявление и необходимые документы.

МФЦ

Также, можно обратиться и через МФЦ. Однако учитывайте, что оформление через МФЦ будет происходить несколько дольше. Всему виной увеличенные сроки. Они увеличиваются закономерно потому, что для осуществления регистрации документы все равно будут переданы из МФЦ в Росреестр.

Однако обращение в МФЦ удобно тем, что там можно заплатить и государственную пошлину, а также, сотрудники МФЦ с радостью смогут помочь вам составить грамотное заявление, которое будет отвечать всем требованиям закона.

Сроки рассмотрения

Как правило, рассматривается поданный пакет документов в течении одной рабочей недели. То есть, если вы подали пакет документов и заявление в среду, то уже к следующей среде решение по вашему вопросу будет уже готово. Но это только в случае, если вы обращаетесь напрямую в Росреестр.

Если обращение следует не в Росреестр, а через другие учреждения, например в МФЦ, то сразу все сроки будут увеличены на несколько дней. В некоторых случаях, при наличии дополнительных проверок или документов, сроки и вовсе могут быть увеличены от двух недель до одного месяца.

При обращении через портал государственных услуг, поданное в электронном формате заявление будет рассматриваться неделю. А вот дату, когда вы лично учитесь в Росреестр и предоставите все необходимые документы вы выбираете сами. Поэтому именно вы формируете сроки рассмотрения.

В случае отмены сервитутного договора

Однако регистрируется не только факт установления сервитута.

Если по каким-то причинам соглашение о сервитуте было аннулировано по требованию обеих сторон, или же стороны по какой-то причине решили расторгнуть свои отношения, нужно зарегистрировать отмену сервитута (что может стать основанием для прекращения сервитута мы рассказывали тут). Как происходит этот процесс?

  1. Итак, должно быть составлено заявление. В данном документе стороны должны обоюдно согласиться с тем, что они хотят отменить установку сервитута. Также должна быть обозначена установленная законом причина.
  2. После того, как было составлено заявление, к нему собирается пакет документов. Он практически ничем не отличается от ранее перечисленного. Однако, теперь появляется соглашение и свидетельство о регистрации об установлении сервитута, которое было выдано вам ранее.
  3. Также, нужно явиться в Росреестр, МФЦ или подать документы посредством портала государственных услуг. Здесь всё просто.
  4. Основания и сами документы рассматриваются, если подача документов соответствует государственным требованиям, оформляется отмена. А сторонам выдается свидетельство об отмене.

Однако стоит отметить, что в одностороннем порядке осуществить такую процедуру не удастся. Заявление должны составлять оба собственника, оба собственника должны явиться в Росреестр или МФЦ, а также оплатить государственную пошлину. Если есть инициатива только от одной стороны, то, к сожалению, в подобном будет отказано.

Помните о том, что ваш многофункциональный центр или Росреестр может предъявлять свои особые требования к перечню документов, которые необходимы для отмены сервитута. Всё зависит от индивидуальной ситуации. Поэтому прежде, чем самостоятельно готовить пакет документов и заявление, заранее ознакомьтесь с требованиями.

Внимание! Неважно, в какое именно учреждение вы обращаетесь. Главное — это соответствие требованиям, которые предъявляет законодательство, в частности государство по вопросам, которые связаны с установлением сервитута и его регистрации.

На самом деле, при детальном рассмотрении можно понять, что этот процесс не такой уж и сложный, и достаточно прост в восприятии. Однако, к сожалению некоторые граждане, нарушают перечень действий, в результате чего установка сервитута приобретает абсолютно иной характер, и осложнена различными проблемами.

Однако, если вы будете выполнять действия последовательно, то в конечном итоге получится прекрасный результат. А именно, готовое свидетельство, подкрепленное поданными документами и государственной пошлиной

Источник: https://pravoved.online/servitut/gosudarstvennaya-registraciya-na-zemelnyy-uchastok

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.