Порядок изъятия земельных участков

Содержание

Порядок изъятия земельного участка

Порядок изъятия земельных участков

3 способа получить бесплатную консультацию юриста

01

Задать вопрос юристу онлайн бесплатно

02

Звонок по бесплатной линии
8 800 350 14 85
(Москва и регионы РФ)

03

Оставьте заявку нашему юристу в онлайн чат, он перезвонит вам через 5 минут

Бесплатная консультация юриста по земельным спорам
Цены на услуги юриста по земельным спорам

Петр Романовский, юрист Стаж работы 15 лет, специализация – жилищные, семейные, наследство, земельные, уголовные дела.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает принцип равенства всех форм собственности, но и гарантирует неприкосновенность имущества, принадлежащего на праве собственности, а также ее защиту. Ввиду особых свойств земли, как уникального природного ресурса, реализация этих принципов в отношении земельных участков имеет свои особенности.

Принудительное изъятие является одним из оснований прекращения вещного права на участок земли и допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Возможность такого изъятия обусловлена особыми качествами земли и ее целевым назначением.

Основания принудительного изъятия земли у собственника указаны в Земельном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ:

  1. Изъятие участка в случае использования его не по назначению или с нарушением законодательства (статьи 284, 285 ГК РФ);
  2. Изъятие участка путем обращение на него взыскания на основании судебного решения, вступившего в законную силу (статья 237 ГК РФ);
  3. Возмездное изъятие участка в случаях чрезвычайных обстоятельств (статья 51 ЗК РФ);
  4. Изъятие участка в виде санкции за совершенное собственником преступление (статья 50 ЗК РФ);
  5. Возмездное изъятие (выкуп) участка для государственных или муниципальных нужд (статья 49 ЗК РФ).

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задать вопрос юристу онлайн бесплатно

02

Звонок по бесплатной линии
8 800 350 14 85
(Москва и регионы РФ)

03

Оставьте заявку нашему юристу в онлайн чат, он перезвонит вам через 5 минут

Бесплатная консультация юриста по земельным спорам
Цены на услуги юриста по земельным спорам

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были установлены новые правила изъятия земельных участков у правообладателей по указанным выше основаниям. Если раньше законодательство разделяло субъектов права в зависимости от конкретного вида права (собственность, аренда, иные виды пользования), то сейчас для целей изъятия участков все эти субъекты объединены понятием «правообладатели».

Одним из главных условий существования права собственности за землю является ее использование по целевому назначению и с соблюдением требований законодательства. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что нарушение этих базовых правил влечет изъятие участков  в следующих случаях:

  1. Участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства или для целей строительства, может быть изъят при условии не использования его для указанных целей в течение более чем трех лет.
  2. Участок используется с грубым нарушением правил, предусмотренных законодательством (не в соответствии с установленным целевым назначением; с ухудшением качественных свойств земли).

Данные основания изъятия распространяются не только в отношении права собственности, аналогичные правила действуют в отношении иных прав (аренды и т.д.). Изъятие участков в этом случае осуществляется в следующем порядке:

  1. Правообладатель привлекается к административной ответственности с выдачей предписания об устранении нарушений законодательства;
  2. Материалы о возможности принудительного изъятия направляются в орган исполнительной власти для последующей передачи в суд;
  3. В случае, если основания для изъятия участка не устранены правообладателем, суд имеет право вынести решение об изъятии участка путем продажи с публичных торгов.

Начальная цена публичных торгов определяется рыночной стоимостью земли, а средства, вырученные от продажи участка на торгах, выплачиваются предыдущему собственнику за вычетом расходов на проведение торгов.

Изъятие участка по решению суда об обращении взыскания на имущество собственника производится в рамках исполнительного производства. Участок подлежит продажи путем открытых торгов, а если сумма вырученных средств превышает размер долга по судебному решению, разница выплачивается бывшему правообладателю.

Изъятие участка в виде санкции за совершение преступления (конфискация) является безвозмездным. В этом случае бывший правообладатель не имеет права на получение какой-либо компенсации за принадлежавший ему земельный участок.

Статья 51 Земельного кодекса  РФ предусматривает примерный перечень условий, при которых допускается временное возмездное изъятие участка у правообладателя (реквизиция):

  1. Наличие чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, эпидемии и т.д.);
  2. Необходимость защиты жизненно важных интересов граждан и государства от данных обстоятельств.

Реквизиция носит временный характер, после прекращения указанных выше оснований участок подлежит возвращению правообладателю с компенсацией убытков. При реквизиции и невозможности возврата, собственнику возмещается рыночная стоимость изъятого участка.

Основания для возмездного изъятия (выкупа) участков земли для государственных и муниципальных нужд предусмотрены статьей 49 Земельного кодекса РФ:

  1. Необходимость выполнения международных обязательств Российской Федерации;
  2. Необходимость размещения объектов государственного (муниципального) значения, если иные варианты их возможного размещения отсутствуют;
  3. Иные случаи, прямо предусмотренные федеральным законодательством.

Выкуп земли для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, решение об изъятии принимается органами исполнительной власти.

Любое решение об изъятии участка подлежит обязательной государственной регистрации.

Порядок изъятия земельного участка у арендатора

Так как арендатору принадлежит лишь право срочного владения и пользования участком земли, на него не распространяется общее правило изъятия участка, предусмотренное ст. ст. 279, 283 Гражданского кодекса РФ.

Изъятие участка у арендатора осуществляется в следующих случаях:

  1. По общим основаниям, предусмотренным для расторжения договора аренды имущества (ст. 619 ГК РФ): существенное ухудшение объекта аренды, существенное нарушение условий договора аренды, нарушение условий о внесении арендной платы;
  2. В случае изъятия участка у арендатора для государственных и муниципальных нужд (ст. 46 ЗК РФ). В этом случае возникает определенное противоречие с требованиями гражданского законодательства, ведь арендатор, в отличие от собственника, не получает выкупа за участок земли. Тем не менее, ст. 46 ЗК РФ предусматривает при изъятии участка у арендатора для государственных (муниципальных) нужд выкуп объектов, расположенных на участке и принадлежащих арендатору. Позиция ряда судебных органов о выплате арендатору выкупа за изымаемый участок на данный момент не нашла отражения в законодательстве и применяется лишь по аналогии права с возмещением арендатору убытков, вызванных изъятием.

Процедура изъятия участка у арендатора по указанным выше основаниям не отличается от аналогичной процедуры в отношении собственника, за исключением выплаты выкупной цены.

Порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд

Изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться в исключительных случаях. В отношении изъятия для муниципальных нужд статься 49 Земельного кодекса РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 499-ФЗ) предусмотрены следующие случаи:

  1. Строительство и реконструкция объектов местного значения при отсутствии других вариантов их размещения: объекты электро-, газоснабжения, систем теплоснабжения, автомобильных дорог и т.д.
  2. Иные основания, предусмотренные федеральными законами.

Решение об изъятии участка в этих случаях принимают органы местного самоуправления на основании утвержденных документов территориального планирования или проектами планировки территорий. Выплата выкупа за изымаемый участок осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования.

Полезная информация по земельным спорам

Источник: https://advocate-service.ru/zemelnyj-uchastok/poryadok-izyatiya-zemelnogo-uchastka.html

Земельные участки, изъятые из оборота. Законодательство

Порядок изъятия земельных участков

В исключительных ситуациях земельные участки могут быть изъяты у их владельца для государственных и муниципальных нужд.

Земля, изъятая из оборота

В отечественном законодательстве предусмотрены ситуации, при которых участки могут быть изъяты из оборота для нужд государства или МО.

Например, речь идет о ситуациях, когда участок изымается для прокладки автотрассы федерального значения или ЛЭП (в соответствии с 49 ст.Земельного кодекса).

При этом бывшему собственнику полагается компенсация за изъятый земельный участок.

Согласно последней редакции ЗК материальное возмещение полагается не только владельцам, но и арендаторам; лицам владеющим землей на основании бессрочного пользования/наследуемого владения.

Помимо денежной компенсации владельцам участков, которые понадобились государству, при наличии их согласия на это может быть предоставлен другой аналогичный по назначению участок.

В 2015 году порядок изъятия участков несколько изменился, а в Земельном кодексе появилась отдельная глава 7.1, которая регламентирует данный вопрос. В частности, законодатели существенно сократили сроки, которые отводятся для изъятия.

Если ранее собственника нужно было оповестить минимум за год до начала этой процедуры, то теперь – только за три месяца.

Основания для принудительного изъятия

Решение об изъятии ЗУ может быть принято только (в соответствии с 279 ст. ГК РФ):

  • федеральными властными структурами;
  • органами исполнительной ветки власти субъектов РФ;
  • МСУ.

Но с 2015 года в ЗК появилось одно нововведение: инициатива об изъятии может исходить не только от государства, но и от недропользователей, естественных монополий и прочих организаций. Эта мера принята, в том числе, для целей экономии бюджетных средств. Так как в данном случае возмещение за недвижимость должны будут уплачивать инициаторы изъятия.

Одной из наиболее распространенных целей инициирования процедуры изъятия является застройка.

В последние годы нередко практиковалась практика изъятия при подготовке Олимпиады в Сочи, саммита АТЭС во Владивостоке, в ходе строительства Новой Москвы.

Гражданское законодательство содержит и другие основания изъятия участка. Это может быть:

  1. Выкуп участка для участия в госпрограммах развития.
  2. Национализация земли и ее конфискация.
  3. Изъятие угодий, которые были переданы лицу с нарушением правовых норм.
  4. Прекращение владения участком, который эксплуатировался с нарушением правил недропользования. Например, его эксплуатация противоречит определенной категории, методы использования приводят к ухудшению плодородного слоя и экологических характеристик, невыполнение определенных мероприятий по защите плодородного слоя и пр.
  5. Изъятие участка за налоговые долги.

Последние три варианта изъятия не предполагают выплату компенсации собственнику.

Принудительная процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд

В процессе процедуры принудительного изъятия можно выделить следующие этапы.

Принятие решения об изъятии

Первоначально уполномоченный орган принимает решение об изъятии. В данном документе прописываются:

  • характеристики участков;
  • указание на объекты недвижимости на них;
  • цель изъятия;
  • ссылка на документы, на основании которых оно осуществляется;
  • наименование организации, которая выступила инициатором процедуры (если таковая имеется).

Информирование заинтересованных лиц о предстоящем изъятии

После того как решение принято у властей есть 10 дней, чтобы проинформировать о нем собственников или других заинтересованных лиц. Для этого сведения размещаются на официальном портале и в печатных СМИ. Копия решения в обязательном порядке направляется в Росреестр и собственникам.

Владелец участка считается должным образом уведомленным после личного получения копии письма об изъятии или же возврата отправителю заказного письма. Решение об изъятии может быть оспорено собственником через суд в течение трех лет.

Выплата собственнику компенсации в виде выкупной цены

Возмещение выплачивается собственникам в виде выкупной цены участка. Она определяется по оценке, произведенной на дату принятия решения. При определении цены выкупа учитывается не только кадастровая стоимость участка, но и убытки от изъятия, а также упущенная выгода владельца. Если на участке расположена недвижимость, то в компенсацию включают ее стоимость.

Важно отметить, что при определении величины компенсации не учитываются объекты и их улучшения, которые были совершены на изымаемом участке без разрешения уполномоченных инстанций (например, самострои) или произведенные вопреки положениям договора или разрешенному использованию.

Величина возмещения рассчитывается максимум за 60 дней до получения собственником соглашения.

Подписание соглашения об изъятии

В завершении процедуры собственник участка подписывает с представителями власти соглашение об изъятии. Если на нем расположен объект недвижимости, то в отношении него подписывается отдельный документ.

Далее возможно несколько базовых вариантов развития событий:

  1. Если собственник согласен с условиями, то он направляет подписанный экземпляр соглашения в уполномоченный за изъятия орган. После чего последний передает документ для регистрации в Росреестр и отметка о правообладателе данного участка аннулируется. Бывшему собственнику остается дождаться поступления выкупной компенсации на свой банковский счет.
  2. Если он никак не отреагирует на соглашение в течение 3-х месячного срока, то органы госвласти вправе обратиться в суд для принудительного изъятия участка и недвижимости. При получении положительного постановления суда участок изымается для госнужд без согласия собственника.
  3. Если владелец участка не согласен с предложенными условиями, то он вправе предложить альтернативный вариант с приложением подтверждающих его позицию документов. Обычно главным спорным вопросом становится выкупная стоимость участка. Правообладатель может подтвердить необходимость увеличения выкупной цены, приложив подписанный ранее договор по купле-продаже (заключенный недавно). Также эксперты рекомендуют провести независимую оценку стоимости недвижимости в оценочной компании и приложить ее результаты к встречному предложению. Но стоит учитывать, что расходы по оценке ложатся на плечи собственника.

Судебная практика

Нередко инициатива о судебном разбирательстве исходит от членов садоводческого товарищества, которых на собрании СНТ исключили из ее членов и изъяли участок. Причины может быть самые разнообразные: от длительной не эксплуатации участка до задолженности по членским взносам. На самом деле правда в данном вопросе на стороне собственников участка.

Решение вопроса изъятия участка не относится к компетенции собрания садоводов. Оно может быть принято только органами местного самоуправления.

Что касается нецелевого использования участка, то привлечь собственника к ответственности может только прокуратура и суд.

СНТ может только исключать определенное лицо из состава товарищества. Поэтому суды удовлетворяют подобные иски и возвращают незаконно изъятые участки в пользование собственников.

Судебная практика относительно изъятия земельных участков позволяет решить несколько важных вопросов. Так, выводы судов показывают, что:

  1. Выкуп должен определяться на момент рассмотрения спора, а не принятия решения об изъятии.
  2. Цена рассчитывается от категории участка, установленной до инициации процесса выкупа.
  3. Владелец вправе обратиться в суд для изменения выкупной цены.
  4. При уклонении собственника от получения уведомления о принудительном изъятии оно может быть запущено автоматически.
  5. При несоблюдении госвластями регламента изъятия участок может быть возвращен собственнику.
  6. Арендаторы участка также вправе получить компенсацию при изъятии наравне с собственниками.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/izyatie.html

Изъятие земельного участка: правила и законы 2020 года – Все о финансах

Порядок изъятия земельных участков

(10 5,00 из 5)
Загрузка…

В регламентированных гражданским и земельным законодательством ситуациях может производиться изъятие земельного участка для нужд муниципальных, региональных или государственных властей. При этом принудительно изъять участок могут, однако обязаны выплатить за него равноценное возмещение (ч. 4 ст. 281 ГК РФ).

Основания для изъятия

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2020 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

Изъятие участка в связи с его неиспользованием

Ст. 284 ГК России устанавливает, что допускается изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием 3 или более лет в том случае, если целевое предназначение земли – это:

  1. сельское хозяйство;
  2. индивидуальное жилищное строительство.

Важно! Критерии неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения перечислены в Постановлении Правительства № 369 от 23. 04. 2012 года “О признаках…”.

Течение указанного 3-летнего срока прерывается, если использование участка в соответствии с его назначением было невозможно в связи со:

  • стихийными бедствиями;
  • чрезвычайными ситуациями;
  • иными подобными случаями.

При этом срок освоения участка в указанный 3-летний период:

  1. включается, если участок предназначен для целей ведения сельского хозяйства (ч. 4 стат. 6 ФЗ № 101 от 24. 07. 2002 года “Об обороте…”);
  2. не включается в иных случаях, в том числе, и при ИЖС.

Изъятие участка, используемого в нарушение требований, указанных в законодательных актах

В стат. 285 ГК РФ сказано, что может производиться изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования или нарушения требований нормативно-правовых актов.

В частности, изъятие может быть произведено по следующим основаниям:

  1. допущение значительного уменьшения плодородности почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, представленными в Постановлении Правительства № 612 от 22. 07. 2011 года “Об утверждении…”;
  2. использование земли не в соответствии с ее категорией, определенной по ч. 1 ст. 7 ЗК РФ;
  3. возведение на участке самовольной постройки и неосуществление ее сноса или приведения в состояние, соответствующее установленным требованиям;
  4. несохранение межевых, геодезических и других спецзнаков, установленных на участке;
  5. несоблюдение требований градостроительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих нормативов и регламентов (аб. 7 стат. 42 ЗК России).

Пользование землей после принятия решения об изъятии, но до прекращения имущественных прав

В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.

А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.

Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.

Порядок изъятия

Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2020 в порядке изъятия предусмотрены:

  • сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
  • далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
  • затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
  • потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
  • наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.

Определение размера компенсационного возмещения за изымаемую землю

На основании ч. 1 стат. 281 ГК РФ, правообладатель земли может претендовать на компенсацию, выплачиваемую за изымаемую землю.

В компенсационную выплату включаются (ч. 2 стат. 56.8. ЗК России):

  1. действительная рыночная цена самого участка земли, определяемая в соответствии с 135-ФЗ от 29. 07. 1998 “Об оценочной…”;
  2. денежные убытки, которые были нанесены изъятием;
  3. упущенная выгода.

Если на участке находятся здания или сооружения, принадлежащие правообладателю, то в размер компенсации включается и их рыночная цена (аб. 2 ч. 2 ст. 56.8. ЗК России).

Итак, органы местной, региональной и федеральной власти могут забирать участки земли себе. Порядок изъятия регулируется ГК РФ и ЗК РФ. Несогласие собственника на изъятие дает право органу, инициировавшему процесс, на обращение в суд с соответствующим иском о принудительном изъятии.

Прочтите также: Как получить налоговый вычет за покупку земельного участка

© 2019, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

(10 5,00 из 5)
Загрузка… 

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.
Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

 

или заполнив форму ниже.

Источник: https://vseofinansah.ru/news/izyatie-zemelnogo-uchastka

Процесс изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельных участков

Сегодня многие землевладельцы озабочены тем, что могут по каким-то причинам потерять права на свой надел. Одним из оснований для беспокойства является закон об изъятии земельных участков. На самом ли деле стоит волноваться за свою собственность и переживать, что можно остаться ни с чем? будет рассмотрено в статье.

Новый порядок изъятия земельных участков, закон

Ныне существующий порядок изъятия земель был установлен специальным законом. А именно № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он затронул несколько кодексов РФ:

  1. Земельный.
  2. Гражданский.
  3. Жилищный.
  4. Градостроительный.

В Земельном кодексе, например, была изменена статья 49, где рассматривались основания для того, чтобы произошло изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Туда была добавлена глава, уточняющая порядок проведения процедуры.

Ничуть не удивительно, что этот закон признают социально значимым. Ведь он призван защитить права собственников и других землепользователей. Конечно, в той же мере он служит и интересам государства. Предполагается, что он предотвращает недобросовестные действия со стороны властей.

Вообще, существует несколько видов изъятия земель. Их всего четыре? и целых три из них можно назвать неплановыми. Вот перечень этих типов:

  • изъятие для нужд города или государства;
  • реквизиция, которая применяется только в случае чрезвычайных ситуаций, например, катастрофы;
  • конфискация, а именно безвозмездный отъем в связи с совершенным правонарушением;
  • изъятие надела в связи с тем, что его используют ненадлежащим образом.

Основания и условия изъятия

Существует несколько условий, при которых может быть изъята территория из частной собственности в пользу государства или на нужды города либо по каким еще причинам могут решить, что ее нужно изымать. Приведем их в таблице, а после рассмотрим подробнее.

Выкуп на нужды города или государстваРеквизиция землиИзъятие по другим причинам
Если состояние какого-либо многоквартирного дома признано аварийнымДля ликвидации последствий чрезвычайных ситуацииНеиспользование земельного участка по его прямому назначению
Государство выполняет свои международные обязательстваЕсли в стране эпидемия, и эта земля может послужить на благо обществаИспользование по предназначению, но с нарушениями. Пример: сельскохозяйственную землю используют так, что она теряет свою плодородность
Для работ, которые будут связаны с использованием недрИная срочная непредвиденная потребность государства именно в этом участке земли, которая указана в законодательствеПри совершении определенных правонарушений производится безвозмездный отъем
Для создания либо расширения особо охраняемой природной территории
С целью строительства/реконструкции объектов федерального/регионального значения. Только если это оговорено необходимыми документами

Если отъем в пользу государства достаточно понятно рассмотрен в таблице и, по сути, в разъяснениях особо не нуждается, то двум остальных вариантам не помешают некоторые уточнения.

Так, реквизиция может быть не только постоянной, но и временной. Если на конец срока нет возможности ее вернуть хозяину, происходит возмещение стоимости собственности. Также этот вид отъема не требует никакого судебного вмешательства. Все экстренно решают органы власти.

Если происходит отъем в связи с каким-то нарушением, все немного сложнее. Например, если земля сельхозназначения была использована для ИЖС либо оказалась использована любым другим ненадлежащим способом, ее владельцу грозит изъятие территории и, если он на это не соглашается, суд. А суд может не только вынудить подчиниться закону, но и постановить, что необходим штраф.

О том, когда землю забирают из-за некоего правонарушения, устанавливает КоАП. Тогда ни на какие возмещения не имеет смысла надеяться.

Порядок изъятия, сопроводительная документация

Мероприятие начинается с того, что выясняется, кто хозяин тех угодий, которые собрались изъять. Заинтересованным органом подается соответствующий запрос в Росреестр. Если ответа получить по каким-то причинам не удалось, то запросы непременно рассылаются в архивы, где могли сохраниться необходимые сведения.

Происходит поиск владельцев при помощи размещения оповещений на главной странице портала либо в других информационных источниках органов государства. Эти действия положено проводить не меньше, чем за два месяца до момента, как будет уже точно принято решение, что необходимо изъять именно эти участки, и без этого невозможно обойтись.

Если владелец не нашелся, то после всех необходимых процедур поиска тот, кто инициировал процесс, должен подать в суд и настаивать на том, чтобы землю и все объекты на ней были признаны собственностью государства или муниципалитета.

Важно! Хозяева, регистрировавшие свои угодья до 1998 года, могут попасть в довольно неприятную ситуацию, если не проводили никаких процедур землеустроения позже.

Если не поданы вовремя нужные документы в Росреестр, и его право не подтверждено, то он просто не значится в базе данных государства как собственник. Тогда его участок может оказаться признанным собственностью государства, а он об этом даже не узнает.

Это, между прочим, довольно весомая причина на всякий случай проверить на досуге документы на свои владения, если в чем-то нет уверенности.

Дальше уже само изъятие выглядит так:

  1. Подготовка, где определяется общий порядок и прекращение прав на владение собственностью.
  2. Принятие решения с обоснованием всех условий, на которых будет изъято имущество.
  3. Владелец уведомляется о том, что ему предстоит передать свое имущество государству или городу.
  4. Заключают соглашение о том, что землю у хозяина изымают.

Постановление об изъятии земли

Важной деталью всего мероприятия является не что иное, как постановление об изъятии. Оно может быть либо для одного участка, либо для нескольких одновременно. Но если под снос определили многоквартирный дом, то постановление делается только одно.

Типовой образец свободно можно найти в интернете. Но если он для обычного землевладельца и имеет ценность, то только в качестве материала для ознакомления. Образцы нужны скорее тем, кто будет принимать постановление, но они обычно имеют все необходимые шаблоны под рукой.

В постановлении должны быть прописаны все основания, на которых происходит решение этого вопроса, а также указана правовая основа всего мероприятия.

После принятия постановления в течение десяти дней информация размещается в надлежащих источниках. Ксерокопии предоставляются всем, чьи интересы оказались затронуты. Также копия направляется органам, регистрирующим права владельцев.

Компенсация (возмещение убытков) при изъятии земли, что входит в размер возмещения

Если изъятие происходит не из-за нарушения закона, предполагается, что обязательно будет выплачена компенсация. Встает закономерный вопрос, каков будет ее размер, как он считается, и что туда входит.

Рассмотрим этот вопрос. Прежде всего, в компенсацию входит рыночная стоимость участка. Раньше это была кадастровая стоимость, но поскольку она была недостаточно точна, в конце концов, было решено использовать только рыночную.

Кроме этого, туда включается цена всего имущества после проведения оценки, компенсация за всю упущенную выгоду от использования надела. И конечно же, учитываются убытки, которые может понести хозяин земель, когда потеряет свои угодья.

Когда все это посчитано, как раз выходит размер суммы, которую получит бывший владелец территории. Но это только при условии, что вид изъятия подразумевает компенсацию.

Также нужно знать, что компенсацию можно получить не только деньгами. Можно получить равноценную по стоимости замену недвижимостью. Например, угодье точно такое же по цене в другом месте. То есть по закону получается так, что совсем с пустыми руками хозяин изъятого участка (квартиры, если речь идет о многоквартирном доме) остаться не должен.

Важно! При расчете компенсации будут считаться только те объекты, что не были возведены там незаконно и которые не появились на участке уже после того, как его хозяин был уведомлен, что земли будут изъяты.

Резервирование земель государственными (муниципальными) службами

Существует такое понятие, как резервирование земель. Это довольно новое явление в законодательстве. Оно производится либо государственными, либо муниципальными службами.

Эта процедура довольно специфическая и подразумевает, что земля в принципе уже предназначена для каких-то целей, но теоретически может сдаваться в аренду.

Срок аренды в таком случае не должен превышать срока, на который участок был зарезервирован. Приватизировать, однако, такой участок нельзя.

Суть этого явления такова. Территория как бы «запасается» на будущее для какой-либо цели, но пока время для претворения на нее планов не подошло, она может быть использована для любых других нужд. Потом, когда подходит срок, ее изымают, если ее кто-то арендовал и используют так, как планировалось.

Зарезервированным участок может считаться в случае, если:

  1. Уполномоченный орган принял соответствующее решение.
  2. Есть схема участков, что хотят резервировать, которую уже утвердили.
  3. Проведена обязательная государственная регистрация ограничения прав на эти земли в ЕГРП.

Подразумевается, что для землевладельцев, арендаторов и других землепользователей будут установлены такие рамки:

  1. Нельзя строить ни жилые, ни производственные здания, даже если это входит в целевое использование этих участков.
  2. Запрещается строить пруды или другие обводненные объекты, проводить оросительные или мелиоративные работы. Также и осушительные работы проводить не разрешено.

Существуют четко определенные сроки, на которые могут «запасаться» территории. Так, если пространство резервируется для того, чтобы создать особую экономическую зону, то срок не должен быть больше, чем два года. Если это так называемый «общий случай», то времени уже отводится больше — три года.

Когда же речь идет о том, чтобы резервировать не предоставленные гражданам земли для строительства дорог, для строительства и реконструкции объектов морского, внутреннего водного, железнодорожного и воздушного транспорта, а также строительства метро или возведения любых других линейных объектов государственного или городского значения, то срок будет уже увеличен до двадцати лет.

Разъяснение сложных моментов

Один из вызывающих затруднение моментов будет касаться отъема надела, если он не используется.

Что будет трактоваться как «неиспользование»? Неиспользуемым участок будет признан в том случае, если его выделили для строительства, а, спустя три года, выяснилось полное отсутствие не только строения, но и даже начала работ.

Если участок был выделен для развития садоводства, а на нем все еще все стоит нетронутым, спустя те же три года. Три года — это тот срок, когда необходимо начать (а лучше всего и закончить) то, для чего он был по договору предоставлен.

Или же что если земля выделена для образования СНТ, то есть садового некоммерческого садоводства сорок лет назад. Каким образом там стало осуществляться строительство? Это всегда сельскохозяйственные земли. Это не проблема, если документы оформлены так, что там указана возможность помещения дачного дома.

Другой вопрос вызывает компенсация. Хотя то, каким путем она рассчитывается, уже говорилось, может возникнуть непонимание того, что подразумевает «понесенный убыток» при расчете. Им считается, например, невозможность выполнить обязательства по заключенному ранее договору. Чтобы доказать, что убытки будут, нужно предоставить подтверждающие это бумаги.

И, наконец, последний момент. Когда именно может произойти комплексный отъем земельных угодий в пользу государства на большой площади.

Это происходит довольно редко и обычно связано с тем, что затевается какое-либо массовое строительство необходимых объектов, как, например, в Сочи при подготовке к Олимпиаде.

Признак грядущего потрясения можно, во-первых, увидеть в новостях, заметив, что в районе что-то планируется, а во-вторых, чтобы подтвердить подозрения, на официальных сайтах соответствующих органов, где должны предоставлять подобную информацию.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/izyatie-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd.html

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Порядок изъятия земельных участков
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями.

Согласно действующему земельному законодательству существует несколько видов изъятия земельных участков у собственников: конфискация на безвозмездной основе, реквизиция (временное изъятие), изъятие для государственных и муниципальных нужд, изъятие из-за нецелевого использования участка. Все эти вопросы регулируются нормами земельного и гражданского права.

С какой целью государство может изъять землю

Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями. Согласно главе VII.1 Земельного кодекса РФ:

  • для выполнения обязательств по международному праву;
  • для реализации природных ресурсов, находящихся на земельном участке (освоения недр);
  • для создания природной охранной зоны, если такое предусмотрено на конкретном участке;
  • при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, если такое решение было обосновано и документально подтверждено экспертами;
  • для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или государственного значения;
  • по иным основаниям, которые предусмотрены в федеральных законах.

В любом из случаев, независимо от цели изъятия, собственнику земельного участка должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие необходимость изъятия у него его собственности. В противном случае вместо изъятия будет иметь место факт незаконного завладения чужым имуществом, что переходит под юрисдикцию уже норм уголовного права.

Обоснование принятия решения по изъятию земли

Земельные участки, подлежащие изъятию, могут быть как уже существующими на местности, так и еще только образующимися, то есть законодательно не исключается вариант, когда у будущего собственника землю просто «уводят из-под носа», поскольку участок попадает под действие главы VII.1 Земельного кодекса РФ.

Обосновываются принятые решения соответствующими документами, в частности:

  • решением о создании, расширении или улучшении природоохранных зон, если изымается участок для этих целей;
  • международным договором;
  • решением об обнаружении аварийности дома;
  • соответствующей лицензией на право пользования недрами и природными ресурсами;
  • документами, подтверждающими необходимость реконструкции или создания объектов государственного значения;
  • иными документами, предусмотренными в федеральных законах.

Таким образом, у представителей местных органов власти на руках обязательно должны быть документы, которые подтверждают как необходимость, так и право на изъятие частного земельного участка, независимо от того, в каком виде находится последний, что на нем располагается. Кроме случаев, когда земля была использована не по назначению (здесь в силу вступает статья 50 Земельного кодекса РФ «Конфискация»).

Как на практике происходит изъятие земли

Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:

  • исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
  • исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
  • местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.

Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.

При этом в соглашении прописывается размер и срок возмещения материального ущерба при потере участка.

Если собственник не согласен с таким соглашением и не подписал его, то представитель уполномоченных органов решают вопрос в судебном порядке, где уже суд решает, насколько соразмерны затраты собственника и предлагаемая компенсация. Оспорить принятое решение можно в судах вышей юрисдикции.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, допустимое российским законодательством

Российское законодательство, несмотря на свое несовершенство, некоторые аспекты земельного права регулирует достаточно четко. И механизм изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд прописан понятно и доступно:

1. Определенные организации, перечень которых установлен земельным законодательством, и представители органов власти имеют право составить ходатайство, которое подается на рассмотрение представителям органов местного самоуправления.

В ходатайстве прописываются нужды, для которых изымается участок, его местоположение, собственник, проект межевания территории или схема расположения будущих объектов. Подано ходатайство может быть как в отношении одного участка, так и нескольких сразу.

При этом про каждый земельный участок должно быть прописано отдельно.

2.

Представители местных органов самоуправления после рассмотрения ходатайства выносят решение о согласии или несогласии с изъятием земельного участка, после чего копия такого решения предоставляется непосредственно собственнику рассматриваемого земельного участка. Последний вправе согласиться или выразить свое несогласие с вынесенным решением, особенно, если компенсации прописанные в решении его не устраивают.

3. В случаях если собственника устраивают условия изъятия земельного участка, он добровольно подписывает соглашение, после чего все права на земельный участок переходят муниципалитету или той организации, которая подала ходатайство. Если же собственник имеет возражения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании вынесенного решения недействительным и неправомерным.

Несмотря на то, что Гражданским кодексом РФ предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, в случаях несогласия собственника, практика показывает, что возникает законодательная коллизия: нормы гражданского права противоречат нормам Конституции РФ, по которой у гражданина есть право на принцип равной защиты всех форм его собственности. Именно поэтому мировые суды и суды высших инстанций обычно ратуют за то, чтобы было достигнуто обоюдное соглашение сторон на изъятие земельного участка, где каждая из сторон остается удовлетворенной принятым решением.

Допускается изъятие земли у одного субъекта РФ в пользу другого субъекта, если это предусмотрено соответствующими документами о территориальном планировании, составленными по всем законодательным нормам.

Как защитить свои права на землю

В случаях если происходит изъятие земельного участка в принудительном порядке, собственнику необходимо обратиться в суд с иском о том, что его конституционные права нарушаются, его лишают права собственности на недвижимое имущество на несправедливых условиях.

В заявлении указываются все обстоятельства дела, прикладываются копии вынесенных решений, обоснования того, что решение несправедливое и неправомерное. Чтобы правильно все организовать и доказать в ходе судебных прений свою правоту, собственнику будет не лишним нанять для этого хорошего юриста или адвоката.

В 70 случаях из 100 суд становится на сторону собственника, предлагая ему такие условия, которые законодательно удовлетворяют обе стороны процесса.

Однако в случаях, когда собственник требуется от органов власти сверх того, что ему причитается (умышленно увеличивает сумму компенсации, например), суд встает на сторону органов власти, удовлетворяя иск собственника частично. Чаще всего для оценки адекватной стоимости компенсации берется кадастровая стоимость земельного участка.

Запрет на изъятие земельного участка

Несмотря на то, что в земельном законодательство четко прописано, какие именно земли и для каких нужд могут быть изъяты, существует ряд условий, согласно которым участки изъяты быть не могут. В частности, речь идет о федеральных бюджетных учреждениях, которые находятся на землях природоохранных зон и которые осуществляют охрану природы на данных территориях.

Изъять у них земельный участок для других государственных и муниципальных нужд не предоставляется возможным, поскольку земля уже используются с одной из целей, прописанных в Земельном кодексе России.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/usloviya-izyatiya-zemelnyh-uchastkov-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.