Порядок пользования сервитутом земельного участка

Содержание

Как оформить сервитут на земельный участок: особенности и способы

Порядок пользования сервитутом земельного участка

Сервитут – вид ограничения на использование участка земли лицом или группой граждан для реализации определенных целей. Он дает право третьим лицам наравне с собственником пользоваться принадлежащим ему имуществом. Российское законодательство закрепляет, как оформить сервитут на земельный участок: особенности и способы.

Порядок и процесс установления частного сервитута

Установление сервитута обусловлено необходимостью проезда или прохода третьих лиц через расположенный рядом участок.

Чаще всего сервитут устанавливается путем составления соглашения между собственником и пользователем земли в письменной форме.

Составление документов производится по нормам третьего пункта статьи 247 Гражданского кодекса и статьи 52 Федерального закона, рассматривающего государственную регистрацию объектов недвижимости.

Помимо заключения соглашения, существует еще два варианта установление такого вида обременения:

  • предписанием, выданным уполномоченным органом местного самоуправления, по результатам городского слушания;
  • вынесением судебного решения. Этот способ применяется, если стороны не могут достигнуть согласия в добровольном порядке.

Перечень документов для оформления сервитута. Процесс регистрации ограничения

Для установления такого типа ограничения необходимо подготовить пакет документов. В перечень бумаг входят следующие:

  1. Паспорт гражданина.
  2. Заявление об установления сервитута.
  3. Документ, подтверждающий необходимость этой процедуры.
  4. Кадастровый план с отметкой о сервитуте.
  5. Документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины. Размер госпошлины за оформление ограничительного документа составляет полторы тысячи рублей для граждан и шесть тысяч рублей – для организаций.
  6. Доверенность на представителя (если гражданин подает заявление не самостоятельно).

Регистрация сервитута проводится по нормам статьи 23 ЗК РФ пошагово в три этапа:

  • посещение Кадастровой Палаты для подачи заявления на установление ограничение;
  • составление письменного соглашения;
  • получение выписки с отметкой об установлении сервитута.

документа об ограничении

В нем должны быть отражены:

  1. Дата и место составления документа.
  2. Персональные сведения о сторонах.
  3. Предмет соглашения, включающий информацию о местоположении спорного участка, причинах установления сервитута, его длительности, размера оплаты. Если использование участка является возмездным, в соглашении необходимо точно указать сумму оплаты (или размер ежемесячных платежей). Сумма, устанавливаемая соглашением, зависит от особенностей использования земли, выгоды для владельца участка и целей установления сервитута.
  4. Границы спорной территории, правила его эксплуатации.
  5. Взаимные права и обязанности сторон соглашения.
  6. Иные условия, касающиеся изменения собственника земельного участка.
  7. Дата вступления ограничительного документа в силу.
  8. Реквизиты и адреса сторон.                                                                                                                          Скачать договор сервитута

Период действия сервитута. Прекращение ограничений

Зачастую период действия сервитута не устанавливается, и соглашение носит бессрочный характер. Ограничения по времени устанавливаются в исключительных случаях. При этом, если в соглашении установлен срок его действия, права и обязанности сторон прекращаются по истечении указанного периода времени.

Законодательство допускает возможность устанавливать в качестве момента прекращения действия соглашения не конкретную дату, а наступление какого-либо события, из-за которого документ теряет силу (например, смена собственника земельного участка).

Соглашение может признано недействительным по одной из причин:

  • требование владельца земельного участка, обусловленное тем, что в установлении ограничения больше нет необходимости;
  • составление документа о прекращении действия соглашения по договоренности между сторонами;
  • истечение периода действия документа;
  • вступление в силу решения суда об отмене ограничения.

Независимо от того, по какой причине было расторгнуто соглашение, факт снятия ограничения также подлежит государственной регистрации в Кадастровой Палате

Установление сервитута публичного типа

Договор публичного типа в отношении установления сервитутам на участок земли имеет место в тех случаях, когда органами местного самоуправления издан нормативный правовой акт, закрепляющий данное ограничение. Заполнить заявление на публичный сервитут вправе граждане, юридические лица и представители властных органов.

Сервитуту публичного типа оформляется в следующих случаях:

  1. На земельном участке необходимо провести инженерные изыскания.
  2. Определенная территория предоставляется в бессрочное постоянное пользование, аренду, собственность.
  3. На участке земли необходимо провести ремонтные работы (прокладка коммуникаций, ремонт объектов общественного пользования).

Процесс регистрации публичного сервитута состоит из пяти этапов:

  • подача заявления на установление сервитута;
  • ожидание ответа от государственных органов власти, назначение общественного слушания;
  • участие в заседания общего собрания, принятие решения об установлении сервитута;
  • получение письменного распоряжения в отношении ограничения землепользования;
  • регистрация документа с другими бумагами в Кадастровой Палате.

Таким образом сервитут – разрешение на использование участка земли лицом или группой граждан для реализации определенных целей. Он дает право третьим лицам наравне с собственником пользоваться принадлежащим ему имуществом.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/oformit-servitut-na-uchastok/

Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком

Порядок пользования сервитутом земельного участка

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по получению права ограниченного пользования чужим земельным участком (частного сервитута) в судебном и внесудебном порядке, а также по снятию сервитутных ограничений с земельного участка.

Также готовы представлять интересы как собственников недвижимости, так и владельцев инженерных сетей и иной инфраструктуры при установлении публичного сервитута (для прокладки коммуникаций и аналогичных целей).

Наш обширный опыт ведения проектов, в том числе, включающих установление и снятие сервитутов, поможет Вам защитить свои права с максимальной возможной эффективностью.

Осуществляем:

  • комплексную правовую экспертизу земельных отношений по вопросу обременения земельных участков частными или публичными сервитутами;
  • полное юридическое сопровождение процедуры установления сервитута (в досудебном и судебном порядке), организацию кадастровых работ и экспертиз для установления сервитута;
  • регистрацию сервитутов в Росреестре;
  • защиту прав лиц, недвижимое имущество которых обременяется сервитутом;
  • обоснование размера платы за сервитут или её оспаривание
  • представление интересов в судах и административных органах по вопросам, связанным с установлением сервитутов.

Сервитут представляет собой право пользования чужим земельным участком или, реже, иным объектом недвижимости, для обслуживания соседних участков, зданий или сооружений.

При этом объект, обременяемый сервитутом, остаётся у его владельца (собственника или арендатора), а обладатель сервитута имеет возможность использовать обременённый им объект строго для конкретной цели и в установленном условиями предоставления сервитута порядке.

Различаются частный и публичный сервитут.

Так частный сервитут устанавливается в интересах владельца конкретного участка или иного объекта недвижимости. Данный вид сервитута устанавливается либо по соглашению сторон, либо судом в порядке искового производства. Решения органов власти для установления такого сервитута не требуется.

Тогда как публичный сервитут устанавливается в пользу неопределённого круга лиц, в том числе для размещения инженерных коммуникаций иных объектов инфраструктуры. Соответственно и накладывается данный сервитут решением уполномоченного государственного или муниципального органа.

Основания установления частного сервитута

Частный сервитут устанавливается в интересах владельца смежного объекта недвижимости. Например, достаточно часто проход и проезд к конкретному земельному участку можно обеспечить только через соседний (чужой) земельный участок.

Кроме того, за счет соседнего земельного участка зачастую требуется подвести различные инженерные коммуникации (электричество, газ и др.), обеспечить водоснабжения и мелиорацию.

Существуют и иные нужды правообладателя земельного участка и иного недвижимого имущества, которые он не может обеспечить без использования соседнего земельного участка или капитального объекта (конкретный перечень нормативно не установлен).

В ряде случаев сервитуты устанавливаются с аналогичными целями в отношении помещений в нежилом здании в интересах собственников смежных помещений. Хотя чаще данный вопрос целесообразно разрешать путём признания помещений общего пользования (коридоров, лестничных клеток и т.д.) общим имуществом собственников нежилого здания.

При этом собственник недвижимости, требующий установления сервитута, должен доказать, что не имеет возможность обеспечить свои нужды без использования смежного участка. Например, для установления сервитута проезда потребуется доказать, что участок не имеет границ с землями общего пользования либо по иным причинам нельзя обеспечить заезд на него от существующей улично-дорожной сети.

Условия частного сервитута

Принципиально значимыми условиями сервитута являются:

  • зона действия сервитута (часть участка или здания, на которую он распространятся);
  • цель предоставления сервитута, возможный объём и порядок его реализации;
  • плата за сервитут;
  • распределение обязанностей и расходов по строительным и иным работам, требующимся для реализации сервитута.

Так сервитут, как правило, распространяется на часть земельного участка или здания. Причём координаты такой части вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

В том числе устанавливаются конкретные маршруты прохода и проезда, полосы для прокладки коммуникации и т.д.

Данный вопрос нередко становится предметом споров, так лицу, требующему установления сервитута, интересен наиболее удобный для него маршрут, а собственнику участка – наименее обременительный для себя.

При установлении сервитута соглашением сторон или решением суда определятся конкретный порядок его реализации. Так в случае сервитута для прохода и проезда – возможное количество транспортных средств различных категорий и т.д.

Например, при проезде через охраняемую территорию может предусматриваться возможность проезда только в рабочее время, необходимость заблаговременного оформления пропусков и т.д.

И в ряде случаев такие условия могут как сделать сервитут практически бесполезным для обладателя, так и привести к невозможности нормального использования обременяемого участка.

При необходимости для реализации сервитута строительных работ (прокладки дорог, коммуникации и т.д.

) определяется порядок и срок выполнения данных работ, распределение связанных с ними обязательств, специальный порядок внесения платы в период строительства и т.д.

Так поскольку во время строительства владельцу обременённого участка причиняются существенно большие неудобства, чем при дальнейшей реализации сервитута, в его интересах либо минимизировать срок работ, либо поучать повышенную плату в период их проведения.

Частный сервитут, как правило, является платным. При этом отсутствует единая методика расчёта платы за сервитут (за исключением государственных и муниципальных земель).

В связи с чем размер такой платы, при отсутствии соглашения сторон, определяется судом по результатам оценочной экспертизы. Либо на основании досудебного заключения оценщика, если оно не оспаривается другой стороной спора.

И в зависимости от применяемых экспертами методик оценки размер платы в схожих условиях может различаться на порядок.

При этом плата может устанавливаться как фиксированной за определённый период времени, так и в зависимости от интенсивности использования сервитута.

Отдельно может определяться распределение расходов на строительные работы, необходимые для реализации сервитута, устанавливаться особый порядок расчёта платы на период таких работ.

Частный сервитут может устанавливаться как бессрочно, на определённый срок. При этом исходя из существа задач, для которых он требуется, более характерен именно бессрочный.

В отношении участка из земель государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду, срок сервитута устанавливается не более срока аренды. Бессрочный сервитут (либо срочный сервитут до истечения его срока) может быть прекращен:

  • по соглашению собственников вещей, связанных сервитутом;
  • при отпадении обстоятельств, вызвавших необходимость установления сервитута по требованию любого из собственников вещей, связанных сервитутом;
  • если земельный участок (объект недвижимости) в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, по требованию его собственника.

Порядок установления сервитута

Сервитут подлежит регистрации в едином государственном реестре недвижимости на основании заявления сторон соглашения (при добровольном установлении) или судебного решения.

Требуется проведение кадастровых работ для определения зоны действия сервитута. Далее результат кадастровых работ (межевой план) вместе с соглашением или судебным актом предоставляется в Росреестр.

Судебные споры о сервитуте

На практике установление сервитута в отношении соседнего земельного участка (объекта недвижимости) является сложным организационно-правовым процессом.

Случаи, когда собственник соседнего земельного участка согласен обременить себя обязательством допускать передвижение или прокладку коммуникаций по своему участку, являются относительно редкими в общей массе ситуаций, когда данные меры являются необходимыми. То же самое может быть сказано о прекращении сервитутов.

При этом для установления сервитута как правило требуется провести как землеустроительную экспертизу для подтверждения законных оснований установления сервитута и определения его оптимальных границ, так и оценочной – для расчёта платы.

С учётом отсутствия единых методик и устоявшейся практики – нередко назначаются дополнительные и повторные экспертизы, что затягивает рассмотрение спора.

Правовой центр ДВА М имеет наработанные деловые связи с кадастровыми инженерами, оценщиками, экспертами-землеустроителями, что позволяет как подготовить заключения соответствующих специалистов на досудебном этапе, так и предложить наиболее компетентных кандидатов при назначении судебной экспертизы.

При наличии альтернативных вариантов установления сервитута через участки разных собственников решение о том, какой именно участок обременить сервитутом суд принимает также на основании заключения экспертизы исходя из того, какой вариант будет сочтён наименее обременительным.

Нередки случаи, когда собственники земельных участков и объектов капитального строительства злоупотребляют своим правом на установление сервитута в отношении соседних участков. В то числе – в случае конфликта между соседями требуют установления сервитута без законных оснований исключительно с целью причинить соседу вред, снизить рыночную стоимость его участка.

С другой стороны – многие собственники недвижимости возражают против обременения их объектов сервитутом даже при наличии законных оснований и за достойную плату. Как из желания недобросовестно обогатиться за счёт расположения своего участка, так и в случае конфликтных отношений с соседом по иными причинам

Таким образом, приобретение права пользования чужим земельным участком, а также защита прав в отношении недвижимого имущества, которое обременяется сервитутом, требуют квалифицированного юридического сопровождения. Особенно в случае недобросовестного поведения со стороны собственника смежного участка.

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по защите прав в сфере земельных отношений, включая представление интересов клиентов при установлении и снятии сервитутов на земельные участки.

Мы подберем правильный и наиболее эффективный способ защиты права и добьемся положительного разрешения спора во внесудебном или судебном порядке.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/servitut

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Порядок пользования сервитутом земельного участка

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник: http://stZKRF.ru/23

Как оформить сервитут?

Порядок пользования сервитутом земельного участка

Не можете пройти к своему участку? Отремонтировать стену своего дома? Подвести коммуникации к своему дому? Выход есть – сервитут.

1. Что такое сервитут простым языком и когда он нужен?

Что же такое сервитут простым языком? Это разрешение на пользование земельным участком, которое предоставляется лицам, не имеющим на него права.

Исходя из норм закона это обременение, налагаемое на земельный участок, которое заключается в праве лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями (ст. 274 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).

Установить сервитут может потребоваться по разным причинам.

Например:

  • Вы не можете в силу определенных причин пройти к своему наделу, кроме как через земли соседа. В этом случае собственники могут либо установить сервитут добровольно, либо требовать его установления в судебном порядке, потому что иным способом проблему решить невозможно.
  • На земельном участке, находящемся в собственности частного лица, расположен природный источник, который не может быть оформлен в собственность. В этом случае собственники соседних участков для использования воды могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику.
  • При проведении строительных работ на Вашем участке земли выясняется, что водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний надел. В такой ситуации для прокладки коммуникаций необходимо установить сервитут, чтобы Вы на законных основаниях могли использовать конкретную часть чужого участка для оговорённых целей.

2. Сервитуты: понятие и виды

Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено ( п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ; далее – ЗК РФ).

Данное обременение может быть установлено несколькими способами:

  • по договоренности сторон (по соглашению);
  • решением суда;
  • по решению органов власти.

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частныйустанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом ( п. 3 ст. 274 ГК РФ).

По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен ( п. 5 ст. 274 ГК РФ, п. 12 ст. 23 ЗК РФ).

Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут ( п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, понадобится обратиться в суд.

Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию.

В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.

Публичныйустанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления ( п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования ( пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату ( п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ( п. 3 ст. 274 ГК РФ, п. 17 ст. 23 ЗК РФ).

Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков ( п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ).

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок ( п. 1 ст. 275 ГК РФ, п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Более простым языком это означает, что при продаже такого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.

3. Соглашение об установлении сервитута

Соглашение об установлении сервитута должно содержать предмет, то есть указание на то, что лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В противном случае соглашение об установлении сервитута по общему правилу считается незаключенным ( п. 1 ст. 432 ГК РФ).

При заключении соглашения целесообразно включить в него следующие условия ( п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ):

  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить данное право ограниченного пользования;
  • при наличии – учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, (исключением является установление обременения в отношении всего земельного участка);
  • сведения о сторонах (полное наименование, местонахождение, ОГРН, ИНН – для юридического лица, Ф.И.О. полностью, место жительства для физического лица);
  • цели и основания установления данного обременения;
  • срок действия ;
  • размер платы;
  • права лица осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлено обременение;

а также обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут:

  • вносить плату;
  • после прекращения действия соглашения привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.

Некоторые из данных условий понадобятся для регистрации сервитута, например условия о сроке, о лице, в пользу которого установлено право ограниченного пользования, и др. ( п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости).

4. Регистрация сервитута

Государственная регистрация сервитута осуществляется Росреестром по заявлению:

  • правообладателя недвижимости;
  • сторон соглашения;
  • по требованию пристава-исполнителя (в случае наличия решения суда).
  • Государственная пошлина составит:

    • для юридических лиц – 6 000 руб.;
    • для физических – 1 500 руб.

    Вместе с заявлением предоставляются:

    • документы, которые подтверждают полномочия представителя.
    • соглашение либо решение суда.

    Также при регистрации необходимо учитывать следующее:

    1. Если участок, на котором установлено обременение, находится в общей собственности, то для его установления необходимо согласие всех собственников.
    2. Правообладатель (если он не являлся заявителем) уведомляется Росреестром о регистрации сервитута в течение 5 рабочих дней со дня проведения регистрации.
    3. Если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то регистрация такого ограничения в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно сгосударственным кадастровым учетом такой части (в этом случае заявителем должен быть представлен межевой планна образование части земельного участка).
    4. Представление вышеуказанного межевого плана не требуется в случае заключения соглашения в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3-х лет. В этом случае граница действия такого обременения определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению схемой границ сервитута на кадастровом плане территории. 

    Если после прочтения материала у Вас остались вопросы, проконсультируйтесь со специалистом!

    Вам также может быть интересно:

    Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

    Оплатить государственную пошлину за регистрацию прав на недвижимость: что важно знать?

    Источник: https://vladeilegko.ru/situations/kak-ustanovit-servitut/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.