Порядок установления границ

Содержание

Установление границ земельного участка

Порядок установления границ
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельный участок » Установление границ земельного участка

Земельное законодательство определяет, что часть земной поверхности, имеющая установленные границы, является земельным участком. Главным признаком, позволяющим выделить земельный участок в качестве самостоятельного объекта недвижимости, являются его внешние границы, определенные при формировании участка.

Установление границ, проведенное в соответствии с требованиями законодательства, позволяет индивидуализировать участок среди прочих, сформировать его как полноценный объект недвижимости. Внешняя граница земельного участка складывается из географических координат, определяемых путем геодезического исследования территории с нанесением их на топографические карты и схемы.

Границы земельного участка позволяют определить его местоположение, то есть привязать его к границам соседних сформированных участков, а также к природным или искусственным объектам.

Установление границ участка требуется в следующих случаях:

  • 1) Первоначальное формирование земельного участка для целей кадастрового учета и последующего предоставления в пользование физическим и юридическим лицам;
  • 2) Проведение комплексных кадастровых работ для целей установления или изменения категорий земли, территориального зонирования в рамках подготовки градостроительного регламента;
  • 3) Наличие несоответствия внешних границ земельных участков, один или несколько из которых находятся на стадии формирования (определения).

Главной целью установления границ является индивидуализация конкретного земельного участка, позволяющая выделить этот объект среди аналогичных.

Процедура установления границ

Порядок установления границ является частью единого процесса определения местоположения участка и регламентирован Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В Российской Федерации деятельность по установлению границ  осуществляют кадастровые инженеры, которые обязаны иметь профессиональный квалификационный аттестат, а также состоять членом одной из саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности.

Указанные работы проводятся кадастровыми инженерами по заказу государственных органов и путем заключения договора с любым заинтересованным лицом.

По итогам кадастровых работ формируются внешние границы земельного участка, которые позволяют выделить его из группы смежных однородных объектов. Установление границ обязательно должно сопровождаться привязкой к границам соседних участков.

Одним из элементов понятия установления границ является уточнение границ сформированного земельного участка. Данный вид работ может потребоваться в случае технической ошибки, выявленной органами кадастрового учета, которая состоит в пересечении границ одного или нескольких соседних участков, а также наложение границ участка на границы земель, ранее прошедших процедуру постановки на учет.

Законодательством предусмотрено, что установление границ находится в компетенции органов Росреестра, которые проводят кадастровый учет земельного участка по итогам работы кадастрового инженера. Именно территориальные органы Росреестра вносят в ЕГРП сведения о земельных участках, в том числе и об установленных границах.

В некоторых случаях вопрос об установлении границ может быть решен в судебном порядке. Такая ситуация возникает при отсутствии соглашения между правообладателями смежных участков относительно общих внешних границ.

Заинтересованное лицо обращается в суд с актом согласования границ, в котором указываются причины возражения относительно координат общих границ участков.

К участию в судебном процессе привлекается кадастровый инженер, проводивший кадастровые работы со спорным участком.

https://www.youtube.com/watch?v=_gbpRN9Jh1Q

Решение суда об установлении границ, вступившее в законную силу, будет являться основанием для внесения органом Росреестра сведений в ЕГРП.

Результаты работ по установлению границ земельного участкa 

После выполнения кадастровых работ по установлению координат границ, сформированный участок земли должен пройти процедуру постановки на государственный кадастровый учет. Такой учет проводится на основании документов, подготовленных инженером по итогам выполнения земельно-кадастровых работ, главным из которых является межевой план.

Межевой план представляет собой текстовый документ, описывающий основные характеристики земельного участка, а также топографическую карту (схему), на которой зафиксированы координаты границ земельного участка и их пересечение со смежными объектами.

После завершения процедуры постановки на кадастровый учет земельному участку присваивается уникальный идентификационный номер, а сведения о нем вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Если кадастровым инженером проводилось уточнение границ ранее сформированного участка, то в ЕГРП вносятся изменения в части координат границ земельного участка.

После выполнения работ по установлению местоположения земельного участка и постановки на кадастровый учет, этот участок может выступать в качестве объекта различного рода сделок, т.е. считается введенным в хозяйственный оборот.  

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnyj-uchastok/ustanovlenie-granic-zemelnogo-uchastka.html

Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства (с изменениями на 17 мая 2016 года), Постановление Правительства РФ от 20 августа 2009 года №688

Порядок установления границ

(с изменениями на 17 мая 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года N 444 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.05.2016, N 0001201605240014).
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 17 Федерального закона “О землеустройстве” Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления на местности границ объектов землеустройства.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации утвердить до 1 января 2010 года типы межевых знаков и порядок их установки (закладки).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации

В.Путин

Правила установления на местности границ объектов землеустройства

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 20 августа 2009 года N 688

(с изменениями на 17 мая 2016 года)

1. Настоящие Правила определяют порядок установления на местности границ объектов землеустройства.

2. Установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Границы объектов землеустройства и (или) отдельные части таких границ, совпадающие с государственной границей Российской Федерации, на местности не устанавливаются.

3. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

4.

При установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов узловые точки таких границ (характерные точки, являющиеся общими для границ трех и более субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или населенных пунктов), а также ближайшие к ним характерные точки границ закрепляются долговременными межевыми знаками (далее – межевые знаки) и используются в качестве пунктов опорной межевой сети.

5. В случае если объектом землеустройства является территория закрытого административно-территориального образования, при установлении на местности его границы межевыми знаками закрепляются все характерные точки такой границы.

6. Закрепление межевыми знаками характерных точек границ объекта землеустройства, расположенных в границах земельных участков, осуществляется при наличии сервитута, установленного в соответствии с гражданским или земельным законодательством Российской Федерации.

7. Характерные точки границ территориальных зон межевыми знаками не закрепляются, а обозначаются на местности опознавательными (информационными) и иными предупреждающими знаками в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года N 444.

8. Точность определения координат устанавливаемых межевых знаков должна обеспечивать необходимую точность определения координат характерных точек границ земельных участков на прилегающей к границе объекта землеустройства территории.

9.

В случае если при установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов выявлены пересечения указанных границ с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, установление на местности таких границ приостанавливается, о чем уведомляется заказчик землеустроительных работ. Информация о наличии указанных пересечений направляется исполнителем землеустроительных работ в течение 5 рабочих дней с даты выявления данных пересечений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии либо в соответствующий территориальный орган этой Службы (далее – орган кадастрового учета).

10. Орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней с даты получения информации, указанной в пункте 9 настоящих Правил, уведомляет о наличии выявленных пересечений соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставившие в орган кадастрового учета сведения о соответствующих объектах землеустройства.

11. Документы и материалы, полученные при выполнении работ по установлению на местности границ объекта землеустройства, включаются в землеустроительное дело.

В случае если в радиусе 40 метров от характерной точки границ объекта землеустройства, указанной в пункте 6 настоящих Правил, расположены не менее 3 долговременных четко опознаваемых объектов местности (элементов зданий, строений, сооружений, опор линий электропередачи и т.п.

), на каждую такую точку составляется схема расположения межевых знаков (абрис), которая помещается в землеустроительное дело.

12. Один экземпляр землеустроительного дела подлежит передаче в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовлена

АО “Кодекс”

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902171592

Постановление Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 688

Порядок установления границ

Постановление Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 688
“Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства”

В соответствии со статьей 17 Федерального закона “О землеустройстве” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления на местности границ объектов землеустройства.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации утвердить до 1 января 2010 г. типы межевых знаков и порядок их установки (закладки).

Правилаустановления на местности границ объектов землеустройства

(утв. постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 688)

1. Настоящие Правила определяют порядок установления на местности границ объектов землеустройства.

2. Установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Границы объектов землеустройства и (или) отдельные части таких границ, совпадающие с государственной границей Российской Федерации, на местности не устанавливаются.

3. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

4.

 При установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов узловые точки таких границ (характерные точки, являющиеся общими для границ трех и более субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или населенных пунктов), а также ближайшие к ним характерные точки границ закрепляются долговременными межевыми знаками (далее – межевые знаки) и используются в качестве пунктов опорной межевой сети.

5. В случае если объектом землеустройства является территория закрытого административно-территориального образования, при установлении на местности его границы межевыми знаками закрепляются все характерные точки такой границы.

6. Закрепление межевыми знаками характерных точек границ объекта землеустройства, расположенных в границах земельных участков, осуществляется при наличии сервитута, установленного в соответствии с гражданским или земельным законодательством Российской Федерации.

7. Характерные точки границ территориальных зон межевыми знаками не закрепляются, а обозначаются на местности опознавательными (информационными) и иными предупреждающими знаками в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

8. Точность определения координат устанавливаемых межевых знаков должна обеспечивать необходимую точность определения координат характерных точек границ земельных участков на прилегающей к границе объекта землеустройства территории.

9.

 В случае если при установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов выявлены пересечения указанных границ с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, установление на местности таких границ приостанавливается, о чем уведомляется заказчик землеустроительных работ. Информация о наличии указанных пересечений направляется исполнителем землеустроительных работ в течение 5 рабочих дней с даты выявления данных пересечений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии либо в соответствующий территориальный орган этой Службы (далее – орган кадастрового учета).

10. Орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней с даты получения информации, указанной в пункте 9 настоящих Правил, уведомляет о наличии выявленных пересечений соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставившие в орган кадастрового учета сведения о соответствующих объектах землеустройства.

11. Документы и материалы, полученные при выполнении работ по установлению на местности границ объекта землеустройства, включаются в землеустроительное дело.

В случае если в радиусе 40 метров от характерной точки границ объекта землеустройства, указанной в пункте 6 настоящих Правил, расположены не менее 3 долговременных четко опознаваемых объектов местности (элементов зданий, строений, сооружений, опор линий электропередачи и т.п.), на каждую такую точку составляется схема расположения межевых знаков (абрис), которая помещается в землеустроительное дело.

12. Один экземпляр землеустроительного дела подлежит передаче в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Источник: https://base.garant.ru/12169197/

Определение границ земельного участка. Все, что нужно знать о межевании

Порядок установления границ

Межевание (землемерие, арпантаж) – это комплекс инженерно-геодезических (кадастровых) работ по определению и закреплению на местности границ земельных участков, а также по определению площади и юридическому оформлению полученных данных.

Кроме того межевание выполняется при определении границ объектов землеустройства, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территории (например, водоохранных зон, охранных зон трубопроводов, ЛЭП) и в иных случаях.

Межевание необходимо для юридического закрепления Ваших прав на земельный участок, для внесения сведений в ЕГРН и совершения сделок, таких как купля-продажа, аренда, дарение, наследство и другие.

Межевание необходимо для описания местоположения земельного участка с помощью определения координат его поворотных точек. В правоустанавливающих документах, как правило, указаны адрес и площадь. Однако, этого не достаточно, чтобы однозначно идентифицировать участок на местности. Именно для этого и выполняется комплекс работ по межеванию. Рассмотрим основные виды межевания:

1) Межевые работы по определению границ земельных участков:

  • раздел земельного участка на несколько новых участков,
  • выдел доли из земельного участка общей (долевой) собственности,
  • объединение нескольких земельных участков в один,
  • перераспределение земельных участков,
  • образование земельного участка из земель неразграниченной государственной (муниципальной) собственности.

2) Межевые работы по уточнению границ земельных участков. Уточнение границ земельных участков необходимо в следующих случаях:

  • в ЕГРН отсутствуют координаты границ земельного участка,
  • координаты характерных точек границ, содержащиеся в ЕГРН, определены с точностью ниже нормативной,
  • имеющиеся в ЕГРН координаты определены с ошибкой или противоречат реально закрепленным на местности границам.

3) Межевые работы по восстановлению границ земельных участков, то есть вынос в натуру (на местность) границ, сведения о которых содержатся в ЕГРН:

  • восстановление границ в связи с утратой (уничтожением) межевых знаков, которыми границы были закреплены на местности,
  • вынос на местность границ участка в соответствии с утвержденным проектом межевания или проектом планировки территории.

4) Межевые работы при решении земельных споров включают в себя и вынос в натуру границ по существующим сведениям из различных источников (ЕГРН, БТИ, Государственный фонд данных землеустройства, сведения администраций и муниципалитетов, материалы лесоустройства и т.д.), и уточнение этих границ, их корректировку, внесение изменений в сведения реестров и информационных систем, а также принятие решений о дальнейших преобразованиях этих земельных участков.

Исторически межеванием занимались геодезисты и землеустроители – инженеры БТИ или коммерческих организаций.

Сегодня универсальным специалистом, выполняющим любые работы по межеванию, включая дальнейшее юридическое оформление, является кадастровый инженер.

Именно он уполномочен на подготовку межевых и технических планов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН, а также актов обследования.

Обязательно ли межевание?

С точки зрения законодательства при зарегистрированных прав собственности межевание не является обязательным. Однако без межевания невозможно полноценно осуществить ни одну сделку с земельным участком. После межевания Вы сможете полноценно управлять своим недвижимом имуществом, а именно:

  • заключать сделки купли-продажи, дарения или наследства, передачи земельного участка (или его части) в аренду,
  • делить земельный участок на несколько новых или, наоборот, объединять (перераспределять) земельные участки,
  • менять вид разрешенного использования земельного участка,
  • осуществлять проектирование и строительство объектов капитального строительства.

Без межевания, то есть точного определения границ земельного участка, его площадные характеристики, содержащиеся в ЕГРН, могут быть некорректны, что чревато увеличением налоговых платежей.

Отсутствие межевания с нормативной точностью определения границ земельного участка также может стать причиной земельных споров со смежными землепользователями (соседями).

Таким образом, для надежного юридического закрепления Ваших имущественных прав и рационального управления недвижимостью межевание является необходимым условием.

Проверить межевание можно с помощью Публичной кадастровой карты или заказав выписку ЕГРН в Росреестре.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e58d09672ff6b6d17c35996/opredelenie-granic-zemelnogo-uchastka-vse-chto-nujno-znat-o-mejevanii-5e60afabb298806aecf21924

Правила установления на местности границ объектов землеустройства

Порядок установления границ

В соответствии со статьей 17 Федерального закона “О землеустройстве” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила установления на местности границ объектов землеустройства.

2. Министерству экономического развития Российской Федерации утвердить до 1 января 2010 г. типы межевых знаков и порядок их установки (закладки).

Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин

Правила установления на местности границ объектов землеустройства

1. Настоящие Правила определяют порядок установления на местности границ объектов землеустройства.

2. Установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Границы объектов землеустройства и (или) отдельные части таких границ, совпадающие с государственной границей Российской Федерации, на местности не устанавливаются.

3. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

4.

При установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов узловые точки таких границ (характерные точки, являющиеся общими для границ трех и более субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или населенных пунктов), а также ближайшие к ним характерные точки границ закрепляются долговременными межевыми знаками (далее – межевые знаки) и используются в качестве пунктов опорной межевой сети.

5. В случае если объектом землеустройства является территория закрытого административно-территориального образования, при установлении на местности его границы межевыми знаками закрепляются все характерные точки такой границы.

6. Закрепление межевыми знаками характерных точек границ объекта землеустройства, расположенных в границах земельных участков, осуществляется при наличии сервитута, установленного в соответствии с гражданским или земельным законодательством Российской Федерации.

7. Характерные точки границ территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий межевыми знаками не закрепляются, а обозначаются на местности опознавательными (информационными) и иными предупреждающими знаками в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

8. Точность определения координат устанавливаемых межевых знаков должна обеспечивать необходимую точность определения координат характерных точек границ земельных участков на прилегающей к границе объекта землеустройства территории.

9.

В случае если при установлении на местности границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, населенных пунктов выявлены пересечения указанных границ с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, установление на местности таких границ приостанавливается, о чем уведомляется заказчик землеустроительных работ. Информация о наличии указанных пересечений направляется исполнителем землеустроительных работ в течение 5 рабочих дней с даты выявления данных пересечений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии либо в соответствующий территориальный орган этой Службы (далее – орган кадастрового учета).

10. Орган кадастрового учета в течение 10 рабочих дней с даты получения информации, указанной в пункте 9 настоящих Правил, уведомляет о наличии выявленных пересечений соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставившие в орган кадастрового учета сведения о соответствующих объектах землеустройства.

11. Документы и материалы, полученные при выполнении работ по установлению на местности границ объекта землеустройства, включаются в землеустроительное дело.

В случае если в радиусе 40 метров от характерной точки границ объекта землеустройства, указанной в пункте 6 настоящих Правил, расположены не менее 3 долговременных четко опознаваемых объектов местности (элементов зданий, строений, сооружений, опор линий электропередачи и т.п.), на каждую такую точку составляется схема расположения межевых знаков (абрис), которая помещается в землеустроительное дело.

12. Один экземпляр землеустроительного дела подлежит передаче в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Источник: https://rg.ru/2009/08/28/a341786-dok.html

Что такое установление границ земельного участка и как это помогает в споре с соседями

Порядок установления границ

Опираясь на действующее законодательство нашей страны, можно сказать, что определение границ земельного участка (далее ЗУ), признается единственным видом “земельных отношений”. О правилах и особенностях этой процедуры подробно рассказано в Земельном Кодексе РФ.

Как узнать границы своего ЗУ описывают такие законодательные акты как: “О государственном кадастре недвижимости”, “О землеустройстве”, “Об утверждении правил установки на местности границ объектов недвижимого землеустройства”.

Земельный участок это определенный объем земельных владений, размежеванный в соответствии с законами нашей страны и включенный в объект недвижимости. Обязательно требуется официальное оформление участка.

Земельный кодекс

Правила разграничения земельных участков устанавливаются в соответствии с федеральными законами.

Если опираться на 11 статью земельного кодекса, можно получить представление об образовании, разделе, выделе, объединении, перераспределении земельных участков.

Так же там есть информация о правах, ограничениях и требованиях к измененным ЗУ и схема их расположения на кадастровом плане местности.

Основания для проведения процедуры

Эта процедура требуется в первую очередь тогда, когда в органы кадастрового учета земель приходит заявление об изменениях в местоположении участка. Иногда приходят заявления, цель которых уточнить границы земли собственника, подающего документы в эти органы. В редких случаях установление границ земельных участков нужно для урегулирования кадастровых споров.

Ситуация в которой границы природных объектов или объектов искусственного происхождения, были определены не точно или сведения о них отсутствуют в службе кадастрового учета, так же требуют согласования.

Будет созвана специальная комиссия для уточнения границ, а потом полученные сведения вносят в государственный кадастр.

Заинтересованные лица не имеют права участвовать в процессе установления межей, это сделано для защиты прав собственников.

Как установить границы ЗУ

Для установления границ требуется провести процедуру межевания, она является частью кадастровой деятельности. Проводить ее могут только специально обученные кадастровые инженеры.

Не надо самостоятельно пытаться набраться опыта, изучать инструкции, все равно придется обращаться к специалистам. Они не только проводят межевание, но и составляют чертежи и межевые планы.

После проведения всех работ, инженером подготавливается отчет (межевой план), который потом можно подать в Росреестр.

Как зарегистрировать реальные границы ЗУ

Для того что бы официально зарегистрировать границы участка, следует встать на кадастровый учет. Для этого потребуется собрать пакет необходимых документов, пройти процесс постановки на учет в кадастровой палате и зарегистрироваться в УФРС (регистрационная палата).

Что делать если границы не установлены

На сегодняшний день множество земельных участков на территории нашей страны, не имеют точно установленных границ. Размеры могут быть описаны схематично или словесно, не иметь точных координат. Связано это с тем, что ранее законодательством не вменялось в обязанности собственника, устанавливать края территорий.

Подобная ситуация может возникнуть если:

  • сведения о координатах и границах отсутствуют в гос. кадастре;
  • сведения о границах определены с низкой точностью (для земель определенного целевого назначения);
  • сведения о координатах какой-то характерной точки границы, не дают точно определить ее местоположение.

Что же делать в этой ситуации?

Согласно письму Минэкономразвития от 22.12.2016 № 39682-ВА/Д23и, можно сделать вывод, что при подаче заявления на кадастровый учет или совершения сделок с участками, границы которых не установлены, собственнику в принудительном порядке придется провести процедуру межевания и установить границы. Иначе при сделках купли-продажи, за покупателем не закрепится право собственности.

Проект установления границ ЗУ по фактическому пользованию

Опираясь на п. 9 ст. 38 ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, можно сделать следующий вывод.

Для того, чтобы определить границы земельного участка, необходимо иметь документы подтверждающие на него право собственности.

Если такой документ отсутствует, то нужна информация из документов, составленных при образовании этого участка и изначальном определении его границ.

Если и таких сведений не существует, то границы определяются по фактическому пользованию. Они должны существовать на этом месте от 15 лет. Это могут быть заборы и другие искусственные ограждения, естественные объекты (деревья, ручьи, водоемы).

Установление границ постоянного наследуемого землевладения

Согласно ГК РФ Статья 1181 о наследовании ЗУ, делаем вывод, что территория наследуется на общих основаниях и право владения участком входит в состав наследства. Для того, что бы принять наследство, не требуется специальное разрешение органов власти.

При получении наследства, в собственность переходят находящиеся на территории водные объекты, почва, растения и т.д. Никаких особых мер для установления границ наследуемого участка предпринимать не требуется.

Важно: Возможно придется провести процедуру согласования с соседями и составить акт согласования местоположения границ, и получить подписи всех заинтересованных людей.

Земельный спор по границам

Нередко между соседями могут возникнуть земельные споры и обращения в суды, по поводу своевольного межевания территории. Во избежание таких случаев, закон обязывает согласовывать местоположение границ со всеми заинтересованными в этом лицами.

Требуется пригласить кадастрового инженера, и отталкиваясь от его решения, прийти к согласию на специальном собрании или договорится с каждым заинтересованным человеком по отдельности.

Споры с соседями

Опираясь на статью 39 закона о кадастре, следует помнить, что если участки находятся в государственной или муниципальной собственности и граждане имеют пожизненное, наследуемое, бессрочное право на владение ими, то согласование с соседями не требуется.

Не подвержены спорам с соседями земли, которыми владеют юридические лица. Эти юр.лица не должны быть государственными или муниципальными. Согласование не нужно казенным предприятиям получившим участок в бессрочное пользование от государства.

Соседи не имеют права возражать, если предметом спора не являются общие границы. В остальных случаях проводят процедуру согласования описанную выше или обращаются в судебные инстанции.

Нарушение границ ЗУ при установке забора

Иногда случаются ситуации, когда граждане обращаются в суд с исками к своим соседям. Частым предметом спора является установка забора соседом, на территории истца.

Такой иск будет одобрен если изначально было проведено согласование со всеми заинтересованными сторонами и вынесено решение кадастрового инженера, а сосед его нарушил. Забор придется разобрать и поставить правильно, на указанных границах.

Имеет место ситуация, когда заказчиком межевания был лишь один из соседей. Он пригласил кадастрового инженера, и он определил границы в интересах лишь одной стороны, не согласуя со смежным собственником. Это делает процедуру незаконной и не действительной.

Согласно статье 60 Земельного кодекса собственник может защищать свои интересы и требовать восстановление положения нарушенных границ, которые были установлены до процедуры межевания.

При спорах суд может оставить за собой право давать оценку действиям кадастрового инженера.

Подведомственность споров об установлении границ ЗУ

В соответствии с гражданским процессуальным кодексом РФ, арбитражным процессуальным кодексом РФ и федеральными законами, споры об установлении границ земельных участков неподсудны мировым судьям.

Они содержат требования имущественного характера, которые не поддаются оценке, поэтому по решению Верховного суда РФ, они находятся в подсудности районного суда общей юрисдикции.

Согласно ч. 1 ст. 30 ГПК РФ и ч. 1 ст. 38 АПК РФ иск должен подаваться в суд, который находится по местонахождению этого участка.

Как оспорить

Поскольку в последние годы закон о землепользовании сильно изменился, собственникам пришлось в обязательном порядке вставать на кадастровый учет.

Неправильное оформление границ приводит к спорам. Их можно решить либо полюбовно, либо обратится в суд. Для определения и уточнения границ ЗУ, необходимо согласие всех заинтересованных лиц. Если никак не удается найти компромисс, то:

  • Собственник вправе нанять специальную компанию, которая перепроверит результаты установления границ, проведет сверку поворотных точек, проверит документы находящиеся в Росреестре.
  • Собственники могут вместе нанять геодезическую компанию, она проведет специальную съемку, определит границы межевания и установит межевые знаки.

Если спор не решается, придется подать иск в суд.

Иск об установлении границ

Право обратиться в суд, есть у любого собственника, который имеет документально подтвержденное право на земельный участок. Следует заранее изучить земельный кодекс и установить является ли предметом спора злой умысел или ошибка в оформлении документов.

Личное присутствие на процессе не обязательно, это может сделать адвокат. Ответчиком может быть как сосед, так и администрация, кадастровый инженер, геодезическая компания.

Исковое заявление об исправлении ошибки в местоположении границ может быть отклонен, если суд увидит погрешности в оформлении или несоответствия с действительностью.

Надо обязательно предоставить:

  • кадастровую документацию;
  • межевое дело;
  • срок оформления этих документов;
  • подтверждение их законности.

Скачать образец иска об установлении границ ЗУ

Решение суда

Суд может одобрить иск если:

  • были нарушены формальности (не оповестили соседей, владельцев и не согласовали межевание с ними);
  • отсутствие акта о согласовании границ;
  • присутствуют нарушения допущенные кадастровым инженером;
  • при проведении кадастровых работ были нарушены права соседей.

Споры по границам: судебная практика

Гражданин подал в суд иск на своего соседа. Он возмущен установкой забора на своей территории и просит обязать соседа убрать свой забор в судебном порядке.

Районный суд, принял решение что нарушений нет, аргументируя это заключением кадастрового инженера и отказал в переносе забора с территории, потому что он стоит на границе указанной в решении инженера. Апелляцию не удовлетворили и дело дошло до Верховного суда.

Верховный суд принял решение в пользу истца, потому что выяснилось, что заказчиком межевых работ был только один из соседей. И сосед и кадастровый инженер были уведомлены о наличии еще одного заинтересованного лица, но согласия не спросили. Границу установили по фактическому пользованию и она не совпала с границей указанной в документах.

Межевание было признано недействительным, забор потребовали убрать.

Межевание ЗУ

Если ознакомиться со статьей, то можно сделать вывод, что межевание – это не только установление границ ЗУ, но и комплекс мер таких как: установка межевых знаков, подготовка межевого плана и работа кадастрового инженера.

Порядок установления фактических границ

Происходит в несколько этапов:

  • 1 этап. Заключается договор со специальной геодезической, лицензированной компанией.
  • 2 этап. Проводится межевание ЗУ.
  • 3 этап. Составляется межевой план.
  • 4 этап. Полученные сведения отправляются и вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Участок без координат границ: что это значит?

Такой участок – это владение у которого нет крайних точек, поэтому невозможно отделить его от общих или соседних.

Невозможно продать или сдать в аренду, построить на нем дом. Это может привести к судебным искам и не позволит получить кадастровый номер.

Стоимость и сроки

Стоимость процедуры межевания разнится в зависимости от региона и размера участка. В среднем цена выйдет около 10 тыс. рублей за участок

Источник: https://georeestr.com/zemelnyj-uchastok/kadastrovye-raboty/mezhevanie/utochnenie-granits/kak-ustanovit-grani.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.