Постановка старого дома на кадастровый учет

Как поставить старый дом на кадастровый учет

Постановка старого дома на кадастровый учет

Дом, как и любой объект недвижимости, подлежит постановке на учет в государственный кадастр – систематизированную базу данных о помещениях, зданиях и сооружениях.

Прямой обязанности по внесению сведений об объекте в государственный реестр российским законодательством не предусмотрено.

Однако, для совершения различных сделок с недвижимым имуществом и свободного распоряжения им необходимо наличие специального документа – кадастрового паспорта.

В чем суть кадастрового учета

Кадастровый паспорт – это выписка из государственного кадастра, в которой содержится информация об основных характеристиках и параметрах домостроения:

  • назначение;
  • местоположение;
  • техническое оснащение (вода, газ);
  • площадь;
  • этажность;
  • количество комнат и пр.

О том, как поставить квартиру на кадастровый учет, Вы сможете узнать здесь.

Есть интересная статья о том, как узнать кадастровый номер на квартиру.

С одной стороны, регистрация объектов недвижимости нужна государству для их учета и осуществления налогообложения.

С другой стороны, владелец зафиксированного в кадастре дома получает в лице того же государства своеобразного свидетеля и гаранта, подтверждающего его статус собственника и факт существования такого домовладения.

В каких случаях необходим кадастровый паспорт

Кадастровый паспорт на жилой дом (нажмите, чтобы увеличить)

В том случае, если Вы используете имеющиеся у вас в собственности объекты недвижимости исключительно для себя и не планируете в ближайшее время проведения с ними каких-либо сделок, то такой документ как кадастровый паспорт вам не нужен.

Но как только появляется вопрос о продаже, обмене, дарении или завещании недвижимого имущества, тогда то данный документ будет Вам очень необходим.

Важно отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права требовать от Вас представления кадастрового паспорта в случае, если он необходим для предоставления государственной или муниципальной услуги и самостоятельно запрашивают кадастровый паспорт в органе кадастрового учета.

Процедура постановки на учет

Получается, что постановка приобретенного или вновь построенного дома на учет – дело сугубо добровольное, осуществляется по инициативе и в интересах самого собственника.

Сама процедура несложная и состоит из определенной последовательности действий:

О том, как можно получить технический паспорт на дом, Вы сможете узнать из этой статьи.

    1. Подготовка и сбор требующихся документов.
  • Выбор одного из возможных способов их подачи:
      • обращение непосредственно в государственный орган кадастрового учета по месту нахождения домовладения;
      • пользование услугами многофункционального центра (МФЦ);
      • оформление заявки онлайн на порталах Росреестра, государственных и муниципальных услуг;
      • отправка почтой;
      • можно также прибегнуть к услуге выездного обслуживания сотрудниками кадастровой палаты за дополнительную плату.
  • Оплата государственной пошлины за документ на бумажном носителе в размере 200 рублей, в электронном виде немного дешевле – 150 рублей.
  • Написание заявления и представление документов согласно выбранному способу.
  • Получение готового паспорта в установленный срок.

Перечень документов

Для постановки приобретенного или построенного дома на кадастровый учет потребуются следующие документы:

  • заявление на регистрацию объекта в кадастровом реестре;
  • квитанция с отметкой об уплате установленной государством пошлины;
  • паспорт при личном обращении собственника либо доверенность, свидетельствующая о полномочиях его представителя;
  • документы, устанавливающие право заявителя на владение домом (ордер, договор купли-продажи и или социального найма, свидетельство на собственность и пр.);
  • технический план или паспорт, составленный инженером БТИ.

Сроки и результат

Запрашиваемые в кадастровой палате данные должны быть подготовлены по истечении 5 рабочих дней с момента подачи заявления и предоставления полного пакета требуемых документов.

В результате постановки домовладения на учет в кадастровом реестре ему присваивается уникальный идентификационный номер, выделяющий строение среди других объектов и подтверждающий его существование. С этого момента на сайте Росреестра можно будет найти общую информацию о зарегистрированном доме.

о том, как поставить на кадастровый учет жилой дом:

Зачем ставить дом на кадастровый учет?

Теперь эти два процесс мы рассматриваем вместе, поскольку, по общему правилу, для загородных домов они проходят одновременно, в рамках одной процедуры.

Источник: https://ka-status.ru/raznoe/kak-postavit-staryj-dom-na-kadastrovyj-uchet.html

Письмо Министерства экономического развития РФ от 7 апреля 2017 г. N ОГ-Д23-3939 Относительно порядка раздела жилого дома и земельного участка

Постановка старого дома на кадастровый учет

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (далее – Закон N 221-ФЗ) функцией саморегулируемой организации кадастровых инженеров является в том числе организация информационного и методического обеспечения своих членов.

Согласно части 3 статьи 30 Закона N 221-ФЗ, основанием для включения сведений об ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров является наличие предусмотренных Законом N 221-ФЗ органов управления, в том числе методического органа.

Также обращаем внимание, позиция Минэкономразвития по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России в разделе “Недвижимость” (/Документы/Письма Минэкономразвития России, содержащие позицию по вопросам регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости).

В этой связи рекомендуем до подготовки письменного обращения в Минэкономразвития России по вопросам организации кадастровой деятельности, в том числе разъяснения положений нормативных актов, подлежащих применению при кадастровых работах, обращаться, прежде всего, в методический орган соответствующей саморегулируемой организации, а также ознакомиться с информацией, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В силу положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся самостоятельные целые вещи, такие как здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, исключение предусмотрено только в отношении помещений и машино-мест (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 14 части 2 статьи 2 Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”).

Часть жилого дома не поименована в гражданском законодательстве в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.

При этом сведения о части объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости только в связи с установленным (устанавливаемым) ограничением прав, обременением объекта недвижимости (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ).

Таким образом, часть жилого дома представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений – комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью).

При этом отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового, и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания.

Однако, следует учитывать что согласно части 7 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”) не допускаются.

Положениями Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (в редакции до 1 января 2017 г.) также не предусматривалась возможность государственного кадастрового учета частей индивидуального жилого дома или квартир (помещений, комнат) в таких домах.

Относительно раздела жилого дома отмечаем.

Принимая решение о “разделе” жилого дома, необходимо иметь в виду положение абзаца второго пункта 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, если выдел доли в натуре не допускается законом, собственник, выделяющий свою долю в натуре, имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности, а также статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, выдел доли из общего имущества в натуре возможен в отношении не каждой недвижимой вещи.

При этом согласно пункту 35 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.

При этом с учетом положений пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г.

N 6/8, невозможность выдела доли из имущества, находящегося в долевой собственности, в натуре, в том числе и в случае, указанном в пункте 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, не исключает права участника общей долевой собственности заявить требование об определении порядка пользования этим имуществом, если этот порядок не установлен соглашением сторон.

Вместе с тем в случае если в отношении здания в силу его архитектурно-конструктивных особенностей не может быть осуществлен раздел, следует принимать во внимание, что здание, являясь объектом капитального строительства, может быть реконструировано таким образом, что бы его раздел стал возможным.

В силу положений Закона N 218-ФЗ при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование.

При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов.

Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.

Таким образом, а также с учетом пункта 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга.

Порядок осуществления реконструкции объектов капитального строительства регулируется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

При этом следует учитывать, что применительно к рассматриваемому в обращении случаю, упрощенная процедура согласования органами власти строительства (реконструкции) предусмотрена законодательством в отношении строений, располагаемых на садовых и дачных земельных участках (не требуется разработки проектной документации и получения разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию), объектов индивидуального жилищного строительства (не требуется разработки проектной документации и получения разрешения на ввод в эксплуатацию). В отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 ГрК РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию).

Также обращаем особое внимание, что решая вопрос о разделе здания, необходимо одновременно решать вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на земельном участке, на котором расположено соответствующее здание (с учетом, например, требований к минимальному размеру земельного участка), а также соотносятся ли указанные действия с видом разрешенного использования такого земельного участка.

Учитывая изложенное, для того, чтобы “разделить в натуре” указанное в обращении здание (индивидуальный жилой дом) на блоки жилого дома блокированной застройки, может потребоваться осуществить в установленном законом порядке его реконструкцию, в результате которой будет создано здание “жилой дом блокированной застройки”.

Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в Своде правил N 55.13330.2011 “Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001”, утвержденном приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 789).

В случае, если в отношении здания строительных работ по его физическому разделу не требовалось и не производилось, в целях обоснования кадастровым инженером кадастровых работ в разделах “Заключение кадастрового инженера” технических планов, в том числе могут быть указаны реквизиты заключения по итогам проведенного технического обследования образованных зданий, подтверждающего автономность эксплуатации этаких зданий, подготовленного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющим выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ, согласно которому образованные в результате раздела здания имеют возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Копия такого заключения включается в приложение к техническим планам.

Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г.

N 953 утверждены форма технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений; согласно пункту 17 названных Требований при одновременном образовании объектов недвижимости в результате преобразования объекта недвижимости (объектов недвижимости) технический план оформляется в виде одного документа; при этом количество разделов “Описание местоположения объекта недвижимости”, “Характеристики объекта недвижимости”, “Заключение кадастрового инженера” (при необходимости), “Схема геодезических построений”, “Схема”, “Чертеж”, “План этажа (этажей), План части этажа (этажей), План здания, сооружения, План части здания, сооружения” (в отношении технического плана помещения, машино-места с учетом пункта 7 указанных Требований), должно соответствовать количеству образуемых объектов недвижимости; названные разделы технического плана заполняются в отношении каждого образуемого объекта недвижимости.

На основании статьи 41 Закона N 218-ФЗ:

в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости (часть 1);

снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости (часть 3).

Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, установлены статьей 15 Закона N 218-ФЗ.

Обращаем также внимание, что вопросы строительства, реконструкции объектов капитального строительства отнесены к компетенции Минстроя России в соответствии пунктом 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038. В этой связи за разъяснениями относительно особенностей осуществления работ по реконструкции объектов капитального строительства с целью их раздела в конкретном случае полагаем целесообразным обратиться в Минстрой России.

Сообщается, что кадастровый учет и регистрация права собственности на помещение или помещения (в т. ч. жилые) в жилом доме (объекте ИЖС) или в жилом строении не допускаются.

В целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга. В частности, возможна реконструкция, в результате которой будет создано здание “жилой дом блокированной застройки”.

При этом следует учитывать, что одновременно необходимо решать вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на соответствующем земельном участке (с учетом, например, требований к минимальному размеру участка), а также соотносятся ли указанные действия с видом разрешенного использования участка.

В случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест кадастровый учет и регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов.

Снятие с кадастрового учета и регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с кадастровым учетом и регистрацией прав на все объекты, образованные из таких объектов недвижимости.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71562920/

Как поставить на кадастровый учет дом, построенный до 2005 года?

Постановка старого дома на кадастровый учет

Основанием для проведения кадастровых работ послужат представленные вами документы на дом.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.12.

2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» в состав приложения технического плана индивидуального жилого дома (жилого строения) могут быть включены следующие документы:

– копия документа (в том числе архивная), подтверждающего разрешение на строительство такого объекта и выданного в порядке, действовавшем в период его строительства;

– архивная выписка, подтверждающая разрешение на осуществление строительства такого объекта.

В отношении индивидуального жилого дома, законченного строительством до 1991, в состав приложения технического плана также могут быть включены копии (в том числе архивные):

– документа о предоставлении, приобретении земельного участка с видом разрешенного использования, позволяющим осуществлять застройку;

– договоров о предоставлении земельного участка под застройку, о праве на застройку и т.п., заключенных с уполномоченным органом государственной власти и в порядке, действовавшем в период строительства такого объекта.

В отношении индивидуальных жилых домов, созданных до введения в действие Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 № 73-ФЗ, документами, устанавливающими право собственности на такие строения, являются:

– акты о предоставлении земельных участков в бессрочное пользование для капитального строительства и последующей эксплуатации государственным, кооперативным и общественным организациям;

– правительственные и ведомственные акты (постановления и распоряжения), а также решения исполкомов местных Советов народных депутатов о передаче зданий и сооружений государственным, кооперативным и общественным организациям в установленном для Союза ССР и союзных республик порядке;

– акты национализации и списки национализированных строений, реестры муниципализированных строений в соответствии с законодательством союзных республик;

– акты о демуниципализации и денационализации строений;

– решения предусмотренных законом органов о передаче бесхозяйственных, конфискованных и бесхозяйственно содержимых домов в фонд местных Советов народных депутатов и о взятии их на баланс;

– решения или постановления арбитража, подтверждающие право оперативного управления жилыми домами учреждений, предприятий и организаций;

– нотариально удостоверенные договоры о праве застройки (заключенные до 26 августа 1948);

– нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26 августа 1948);

– нотариально удостоверенные договоры о предоставлении жилищно-строительным коллективам индивидуальных застройщиков земельных участков под строительство жилых домов;

– нотариально удостоверенные (или засвидетельствованные коммунальными органами) договоры купли-продажи (в том числе с условием пожизненного содержания продавца), мены и дарения жилых домов (помещений);

– нотариальные свидетельства или вступившие в законную силу решения суда, устанавливающие право наследования;

– вступившие в законную силу решения и определения суда или постановления арбитража, подтверждающие право собственности (право оперативного управления) на жилой дом или право застройки (до 26 августа 1948);

– акты о передаче домов в собственность переселенцев при наличии решения об этом исполкомов районных Советов народных депутатов и справок финансовых отделов об окончательном расчете переселенца за полученное строение;

– выписки из реестров государственных нотариальных контор об удостоверении договоров купли-продажи, мены и дарения, а также о выдаче свидетельств о праве на наследство и других нотариальных документов, устанавливающих переход права собственности на жилой дом (помещение) и права застройки, если выписки содержат все необходимые данные, подтверждающие переход права собственности и права застройки;

– копии актов о продаже жилых домов (помещений) граждан с публичных торгов;

– свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выданные государственной нотариальной конторой;

– нотариально удостоверенные договоры о разделе жилых домов (помещений) между супругами;

– решения товарищеских судов о разделе жилых домов (помещений) между супругами;

– регистрационные удостоверения коммунальных органов.

При отсутствии подлинных документов или надлежаще заверенных копий, устанавливающих право собственности на жилой дом, документами, косвенно подтверждающими это право, могут служить:

– обязательства по банковским ссудам, выданные на строительство жилых домов (так как указанные ссуды выдаются при наличии акта отвода земельного участка и договора на строительство);

– инвентаризационно-технические документы, в том случае когда в тексте этих документов имеется точная ссылка на наличие у собственника надлежаще оформленного документа, подтверждающего его право на жилой дом;

– платежные документы об оплате земельного налога (ренты) и налога со строений, а также страховые полисы;

– выписки (справки) о внесении стоимости строений в балансы учреждений, предприятий и организаций, в фактическом владении и пользовании которых находятся эти строения;

– акты государственных комиссий о приемке законченных строительством зданий в эксплуатацию;

– акты об отводе земельных участков для строительства;

– договоры о праве застройки, заключенные отделами коммунального хозяйства до 26 августа 1948 (в нотариальном порядке не оформленные), а также относящиеся к этому времени решения исполкомов местных Советов народных депутатов об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности).

В случае безвозвратной утраты указанных документов, а также если индивидуальный жилой дом не является ранее учтенным в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 13.07.

2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», право собственности на такой жилой дом может быть признано в судебном порядке, в частности в соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса РФ (приобретательная давность).

В этом случае, в целях государственного кадастрового учета такого здания технический план может быть подготовлен на основании декларации и соответствующего решения суда.

Источник: http://min-vodi.ru/old-site/rosreestr/media/2019/5/30/kak-postavit-na-kadastrovyij-uchet-dom-postroennyij-do-2005-goda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.